Смекни!
smekni.com

Классный руководитель в россии: страницы истории (стр. 25 из 61)

Значительную роль здесь могут сыграть лидеры. Известно, что их в классе может быть множество: в знаниях или спорте, в юморе или моде. . . Каждый — в чем-то умелец, он ведет за со­бой других, принят ими и выдвинут в таком качестве. Впрочем, есть и другие лидеры — хулиганы, прогульщики, начинающие наркоманы. И они тоже ведут за собой, являя другим пример весьма привлекательный. Особенно опасны и трудны для класс­ного руководителя те, у кого крепкая поддержка за пределами школы — в преступных группировках, компаниях фанатов, иных тусовках. Негативные увлечения нередко рекрутируют со­ответствующих лидеров тогда, когда природная возрастная ак­тивность этих ребят не находит реализации в школе. Значит, педагогу полезно попытаться предоставить им такую возмож­ность — в организации дел и отношений, полезных и школьни­ку, и школе, классу.

Любой общественно значимый лидер нуждается в человечес­кой и деловой поддержке со стороны классного руководителя. Педагогу важно не допустить ошибки, пытаясь сменить или навязать, назначить лидера, когда приходят в противоречие формальное и реальное положение подростка в классе среди товарищей, их о нем мнение. Да и самим лидерам надо помочь, показав, как трудно, но и важно уверенно вести за собой, имея на это основания, прежде всего —доверие одноклассников, при­нимая на себя ответственность, доказывая — и это чрезвычай­но существенно! — свое право на лидерство. Если лидером дви-жут не амбиции и не желание власти над другими — это

104

полезный и для него, и для педагога, и для класса результат вза­имодействия.

В классе было несколько умных и сильных учащихся, при­обретших необычайную, чрезмерную уверенность в себе. Когда кто-то из них попадал в группу, которой поручалось конкрет­ное дело, он тут же начинал командовать. Однажды классный руководитель объединила всех таких командиров в одну груп­пу. И оказалось, что они не умеют организовать работу. Все 5 человек пытались отдавать команды, перессорились, а дело не шло. Другие же группы справились с поставленной перед ними задачей, пусть и не блестяще. Когда обсуждали итоги выполне­ния задания, учительница предложила подумать, что получи­лось, что нет, и почему. И, нужно сказать, ребята поняли, поче­му у них в группе ничего не вышло. Поняли — и сделали выводы. Впоследствии они работали в группах уже иначе, отка­зались от командования, научились сопереживать товарищам. Про одного из них ученики потом рассказали классному руко­водителю: «Тема так волновался, так волновался, он Юлю даже по голове погладил, когда она справилась со своей операцией вовремя!» Через 3 года, в 8-м классе, они уже по собственной инициативе объединялись с теми одноклассниками, у которых были какие-то проблемы, чтобы помочь им.

Успеху содействует и забота о стиле и атмосфере межлично­стных отношений. Иногда они чрезмерно облегченны, поверх­ностны, иногда — недружелюбны, порой — ровны и спокойны. Бывают классы, равнодушные к своей ситуации и к окруже­нию, бывают агрессивные, встречаются более или менее отзыв­чивые или глухие на призывы извне. Во всех случаях, стремясь создать или сохранить атмосферу взаимного внимания, добро­желательной требовательности, приходится и самому стимули­ровать инициативу ребят, помогать им совместно достигать об­щего успеха, только и могущего вести к взаимному интересу и расположению. Разумеется, это не исключает столкновений авторитетов или мнений, а значит, и срывов, конфликтов, ссор, но не сбои — тоже порой по-своему необходимые для развития коллектива, выяснения отношений в нем и к нему, преодоле­ния ребятами и педагогом самих себя, — не они характеризуют атмосферу и стиль жизнедеятельности класса. Его взаимодей­ствие с классным руководителем определяется общим, обоюдо-приемлемым, осознаваемым и ощущаемым радостным движе­нием друг к другу в общей школьной среде.

105

Некоторые особенности класса — объективная данность, источники и содержание которой никак не зависят от классно­го руководителя, но требуют его внимания и — по возможнос­ти — влияния. В самом деле, последнему не подвластны, ска­жем, регион, социальная среда, тип школы, состав родителей, «возраст класса». Но поистине судьбоносные для него тради­ции, принесенные из начальной школы, складываются не без влияния будущего классного руководителя, если тот успешно взаимодействовал со своей предшественницей — учительницей 3-го (4-го) класса. Ростки, там заложенные, станут светлым и з-накомым или угрожающе-сумрачным «лесом» для нового ру­ководителя детей. Там, где между начальной и средней школой нет преемственности, именно этот фактор часто оказывается ос­новой и началом многих последующих сложностей, от которых страдают и классный руководитель, и дети.

Многим учителям приходилось сталкиваться с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к на­ставнику. То ли у ребят до этого успел накопиться соответству­ющий отрицательный опыт, то ли они не сумели или не захоте­ли принять нового педагога, то ли он с самого начала наделал столько ошибок в содержании и стиле своей деятельности, что дети этих ошибок так и не простили. . .

Причин тому может быть сколь угодно много, в том числе — кажущихся со стороны совсем ничтожными, но они непремен­но есть и так же непременно должны быть увидены и осознаны педагогом, как ни мучительно трудно признавать собственную неправоту или профессиональные ошибки, не говоря уж о не­достатках характера.

Конечно, при добрых взаимоотношениях и работать легче, и результаты выше. Но и при недобром отношении класса учи­тель ни человечески, ни профессионально не вправе отступать от нравственного долга перед учениками, уклоняться от выпол­нения воспитательных функций, отказывая детям в социаль­ной и педагогической поддержке. Разумеется, это и человечес­ки, и профессионально очень трудно: работать с подростками, со старшеклассниками равнодушными или агрессивными, со­противляющимися контактам, холодно подчиняющимися толь­ко приказам, — и не сорваться в бездны постоянного недоволь­ного брюзжания, сухого дидактизма, ответного равнодушия.

Есть и педагоги, в которых дети со временем разочаровы­ваются, теряют в них веру, оскорбленные «нечестностью», «предательством», недоверием, жесткостью, а более всего— равнодушием к их интересам, взглядам, суждениям. Иногда

106

подбираются очень трудные по составу и традициям, что на­зывается, неуправляемые классы, особенно из старших под­ростков. Но существуют и трудные для ребят авторитарные или нетерпимые, высокомерные или с отсутствием чувства юмора педагоги. Нелепо винить одних, оправдывая других. Личностная и профессиональная ответственность — при лю­бом варианте, повторимся, за педагогом. Еще более важно дру­гое: позитивное отношение класса— главная, ничем не ком­пенсируемая основа успеха классного руководителя, его удовлетворенности своей нелегкой работой. Сама же эта удов­летворенность, в свою очередь, — одна из самых существенных основ высокого качества работы, вызывающей положительное отношение школьников.

Поэтому важно как можно раньше почувствовать прибли­жение или заметить проявление негативных особенностей клас­са, чтобы по возможности не дать «болезни» развиться, воспре­пятствовать обоюдному накоплению отрицательного опыта взаимоотношений. Сделать это можно только путем постепен­ного, нередко долгого, по «мелочам» накопления опыта поло­жительного — обоюдного опыта работы над собой и учеников, и педагога. Труднейшей задачей здесь как раз и оказывается совместная организация такого опыта успеха в движении на­встречу друг другу.

Что-то будет придумано и получится, чему-то поможет его величество случай, для чего-то создадутся благоприятные ус­ловия. Кому-то поможет пусть жесткий, но откровенный «раз­говор о нас самих» у походного костра, кого-то сблизит общее поручение, кому-то окажут помощь по математике после дол­гой болезни. . . Во многих классах с этого начинаются и этим полнятся добрые перемены, образуется сплоченность не круго­вой поруки, но групповой самореализации, развитие которой непременно ведет к возникновению у ребят потребности в на­ставнике, которая объективно существует всегда, качественно изменяясь, но и возрастая по мере взросления, роста самостоя­тельности школьников, достигая максимума к выпускным 9 и 11-м классам. Впрочем, каждый класс идет своим путем, по-своему ведет по нему своего наставника, по-разному им ведом, разным приходит к финишу школьного пути. Как показывает массовый опыт, лишь единицы из сотен и сотен классов выхо­дят из школы с глубоким внутренним конфликтом со своим классным руководителем. Большинство тепло говорят о своих «классных» и совсем не вспоминают, что начиналось все очень непросто.

107

В последние годы, в связи с попытками демократизации об­разовательной системы, стала типичной своеобразная специа­лизация внутри средней школы, что не могло не сказаться на условиях и содержании воспитательной деятельности классных руководителей. Речь идет о классах с тем или иным уклоном, о классах в лицеях или гимназиях, в частных школах. Как ни разнится конкретная финансово-хозяйственная и бытовая си­туация, в которой классы функционируют, у них есть ряд об­щих особенностей, такой ситуацией обусловленных.