Смекни!
smekni.com

Классный руководитель в россии: страницы истории (стр. 9 из 61)

31

Кому-то из детей надо помочь наладить взаимоотношения с учителем, кому-то — с родителями, а кого-то — и юридичес­ки защитить от них.

Родители Лены долго, со скандалом разводились. И мать пыталась использовать в своих целях детей, чтобы изгнать быв­шего мужа из квартиры. Старшую дочь она подкупила подар­ками. А младшая, шестиклассница, никак не могла прими­риться с тем, что ей приходится выбирать между отцом и ма­терью. Она была очень близка с отцом, а мать пускалась на эмоциональный шантаж, угрожала самоубийством, если дочь не останется с нею. Классный руководитель работала с девоч­кой, привлекла психолога; подготовили рекомендацию для суда — оставить дочь с отцом. Однако на суде девочку остави­ли с мамой. Отец уехал. Учительница поговорила с матерью, пытаясь ее предостеречь, предупредить, что манипуляции чув­ствами ребенка бесследно не проходят. Прошло какое-то вре­мя, и в школу пришла мать Лениной подруги с жалобой, что ее квартиру обокрали, и с подозрением, что тут не обошлось без Лены. Лена сразу призналась классному руководителю: да, взяла косметику, украшения; куда их дела — не знает. Все это было не слишком вразумительно. И учительница заподозрила, что тут что-то не так. Не могла Лена украсть. Но всё украден­ное вернули, кроме съеденного торта, и жертвы ограбления по­обещали дело не возбуждать. Однако через день-другой пере­думали. Классный руководитель вернулась к разговору с Ле­ной. Та теперь добавила: в ограблении участвовали ее старшая сестра с подругой: «Я всё брала, а они сидели на кухне и ели торт». «Да неужели, Лена,— моментально парировала учитель­ница. — Ведь все было наоборот. Ты сидела на кухне, а они бра­ли вещи!» — «Как вы узнали?»— только и выдохнула Лена. А потом созналась, что стояла на лестничной площадке, пла­кала и «говорила им: не надо». . . Получалось, мать снова жерт­вует душой младшей дочери, чтобы спасти старшую от уголов­ного наказания. И снова были разговоры с матерью, были попытки отстоять Лену на заседании комиссии по делам несо­вершеннолетних. Был и растущий барьер между матерью и до­черью. Казалось, девочка держится на последней грани, и удер­живает ее школа. Эта ниточка оборвалась, когда мать, в оче­редной раз не прислушавшись к предостережениям классного руководителя, решила переехать в другой район города. Это был тот случай, когда учитель, вложивший в девочку немало сил, в конечном счете оказался бессилен (Н. И. Масловская).

32

На сегодняшний день, как отмечают многие педагоги, пси­хологи, медики и другие специалисты, остро стоит проблема гипертрофированного влияния на ребенка средств массовой ин­формации. Ежегодно возрастает число детей с различными нервно-психическими патологиями. Для того чтобы оказать им помощь, и помощь реальную, причем не требующую боль­ших материальных затрат, в первую очередь необходимо по­лучить ответ на вопрос: почему наши воспитанники так много времени проводят у телевизоров, просмотром видеокассет с бо­евиками и «ужастиками»? Почему они ищут приключений на улицах? Как показывают данные проведенного нами исследо­вания, одной из основных причин является наличие у ребят большого количества свободного времени . Естественно поэто­му, что направлением решения проблемы выступает органи­зация досуга школьников. В качестве примера приведем работу педагогов школы-комплекса № 59 г. Ярославля, рас­положенной в одном из отдаленных районов города — Заволж­ском. Но ее ученикам не надо куда-то ехать, чтобы посетить кружок, секцию и т. д. В родной школе есть все. Организаци­ей детского досуга занимается весь педагогический коллектив, умело привлекая к этой работе родителей. Высока активность и самих учащихся. Приятно, когда к твоему мнению прислу­шиваются взрослые, ценят твой труд и дают возможность про­явить свои умения.

Защита и помощь требуется детям еще во множестве ситуа­ций. Главное, чтобы мы всегда были готовы прийти к ним на помощь и квалифицированно ее оказать.

§ 12. Что значит защитить воспитанника?

Термин «социальная защищенность» («социальная безопас­ность») впервые появился в США в 1935г. и постепенно распро­странился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого человека от экономической и соци­альной деградации вследствие различных причин.

Социальная защищенность отражает реальное в каждый временной момент состояние дел по защите личности школь­ника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние лично­сти (чувство социальной защищенности, потребности в защи­щенности и т. д. ).

Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в ок­ружающей социальной действительности, необходимо, чтобы

33

он обладал чувством социальной защищенности. Это обеспечи­вается системой педагогической работы классного руководите­ля по социальной защите своих воспитанников. Таким образом, социальная защита школьников — это функция деятельности классного руководителя, причем являющаяся целевой.

Став классным руководителем, учительница обнаружила, что в ее 5-м классе есть «изгои»: 3 ученика, с которыми никто не хочет дружить, которых не принимают в команду, не обща­ются и т. п. Девочка из бедной семьи неважно одевалась. Отвер­гнутая, она постоянно находилась в подавленном состоянии духа. Один мальчик, очень маленького роста, в отместку за его неприятие пытался чуть что драться и бить подряд всех одно­классников. Учительница предложила детям устроить для зна­комства Неделю сердца, когда каждый выбирает себе по жре­бию тайного друга и старается в течение недели незаметно, не объявляя себя, приносить ему радости, делать приятные сюр­призы, дарить подарки. «Попробуйте узнать друг друга получ­ше,— сказала она. — Вытянув жребий, вы увидите, может быть, имя человека, которого не любите. Может быть, это будет ваш главный враг. Но таковы условия игры. Ведь нам и в жизни приходится встречаться с людьми и приятными, и неприятны­ми. К этому нужно быть готовыми. Условие: никого не обижать и не обмениваться листочками, которые вы вытянете. И я точ­но так же вытащу листок и буду участвовать в игре». Что же получилось? В течение недели отвергаемые прежде ребята по­лучили неожиданно для них много знаков внимания. Это их сильно воодушевило. Но игра подействовала и на тех, кто эти знаки внимания оказывал. Они поняли, что приносить радость еще приятнее, чем ее получать. Неделя закончилась. «Изгои» незаметно перестали быть таковыми. Прошло еще какое-то время. И классный руководитель однажды услышала от детей предложение: «А давайте еще в тайного друга поиграем!» Игра прижилась. И время от времени — а сейчас это уже 8-й класс — игра возобновляется: на день, на 3 дня, иногда — на неделю (Н. И. Масловская).

Мы рассматриваем реализацию данной функции не только как непосредственную помощь детям — материальную, физи­ческую, духовную, нравственную и т. д. Конечно, она очень важна, просто необходима, но важнее научить ребенка само­выражению, самоутверждению; он должен понять, что ему по­печительствуют не только государство, общество, семья и шко-

34

ла, но и он является полноценным социальным субъектом, ко­торый может что-то дать государству, обществу, семье, шко­ле, может самостоятельно решить возникающие социальные проблемы.

С учетом вышесказанного реализация функции социаль­ной защиты в деятельности классного руководителя пред­ставляет 2 взаимосвязанных компонента. С одной стороны, это непосредственная социальная защита как комплекс пси­холого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивиду­альности, адаптацию к существующим социально-экономи­ческим условиям. С другой стороны — это работа по подго­товке школьников к социальной самозащите. В современных реалиях развития общества мы не можем предсказать те ус­ловия, в которых придется жить нашему воспитаннику,— поэтому так важно, чтобы он обладал способностью социаль­ной самозащиты.

Сущность социальной защиты как целевой функции дея­тельности классного руководителя и заключается во взаимосвя­зи и взаимодействии в ходе ее реализации работы по оказанию непосредственной помощи учащимся и подготовки их к соци­альной самозащите.

Ребенок только тогда будет комфортно чувствовать себя в со­циальной среде, когда он, с одной стороны, защищен извне (си­стема работы классного руководителя по непосредственной со­циальной защите и помощи ребенку), а с другой — защищен внутренне (обладает способностью к самозащите, сформирован­ной не без участия классного руководителя).

Целесообразно рассматривать социальную защиту, осуще­ствляемую классным руководителем, в широком и в узком смысле.

Социальная защита воспитанников в узком смысле — это дея­тельность классного руководителя, направленная на защиту де­тей, оказавшихся в особо трудном положении и больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи: из многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.

Непосредственная социальная защита в широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, соци­альных гарантий являются все дети, независимо от их про­исхождения, благополучия родителей и условий жизнедея­тельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым

35

принцип дифференцированного подхода к различным кате­гориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее неза­щищенным учащимся.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя по социальной защите учащихся должна служить ре­альная социальная защищенность каждого конкретного ребен­ка, которая оценивается объективными и субъективными показателями Объективные — это показатели соответствия со­циальных, материальных, духовно-культурных условий жиз­ни ребенка принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей правовой защиты и так далее. В качестве субъективных можно принять показа­тели, характеризующие степень удовлетворенности или неудов­летворенности (в оценках детей, а также специалистов-экспер­тов) работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты.