В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Одесса, Севастополь, Николаев, Херсон, Екатеринослав, Мариуполь. Во второй половине века на смену архитектурному стилю барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность и величие, оказавшиеся созвучными мощи и силе расцветшей империи. Санкт-Петербург принимал свой «строгий, стройный вид», «в гранит оделася Нева». Были построены такие архитектурные шедевры как Ассигнационный банк, Академия наук, Смольный институт (Дж. Кваренги), Мраморный дворец (А. Ринальди), Старый Эрмитаж (Ю. М. Фельтен), Таврический дворец (И. Е. Старое), создавался архитектурно-парковый ансамбль Павловска (Ч. Камерон). В Москве строили гораздо меньше; хотя у В. И. Баженова и был грандиозный проект перестройки Кремля, осуществить ему удалось лишь немногое (дом Пашкова). Формирование архитектурного облика Москвы в значительной мере связано с деятельностью М. Ф. Казакова, построившего старое здание Московского университета, здание Сената в Кремле, Благородного собрания (ныне Дом Союзов).
В живописи появились разные жанры: исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф. Я. Алексеев, С. Ф. Щедрин), бытовой (М. Шибанов, И. Ерменев). Но главным было становление во второй половине XVIII века русской портретной школы, представленной целой плеядой замечательных художников: А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым, Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским. И камерные, и парадные портреты отличало стремление художников передать внутренний мир человека, раскрыть его характер. В это время начале проводиться первые художественные выставки, аукционы картин, появились первые искусствоведческие работы.
Русская скульптура этого периода, представленная творчеством Ф. И. Шубина (скульптурные портреты М. В. Ломоносова и Павла I), глубоко реалистична и проникнута психологизмом. Монументально-аллегорическую статую Самсона (символ победы России в Северной войне) для Петергофского каскада фонтанов и статую А. В. Суворова в виде бога войны Марса изваял М. И. Козловский. Одним из символов Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» работы Э.-М. Фальконе.
Успехи русской культуры второй половины XVIII века отражали поступательное развитие государства и общества в целом, глубоко прогрессивный процесс складывания русской нации. Во многом они были обусловлены тем, что никогда на русском престоле — ни до, ни после — не оказывался человек столь широких духовных запросов и интересов, как Екатерина II. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский "История современной России 1682–1861 гг." – экспериментальное учебное пособие для вузов, 1996 г.;
2. Т.М. Тимошина "Экономическая история России" под редакцией профессора Чепурина – учебное пособие, Москва, 2002 г.;
3. Под редакцией профессора Ш.М. Мунчаева "История российского государства", Москва 2000 г.;
4. П.П. Черкасов, Д.В. Чернышевский "История императорской России от Петра Великого до Николая II", Москва, 1994 г.;
5. "История России с начала XVIII до конца XIX века" (ответственный редактор член-корр. РАН А.Н. Сахаров), Москва, 1998 г.;
6. С.Г. Пушкарёв "Обзор русской истории", Ставрополь "Кавказский край", 1993 г.;
7. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков "История Отечества с древнейших времен до наших дней", Москва, 2003 г.;
8. Под редакцией М.Н. Зуева "История России с древности до наших дней", Москва "Высшая школа", 1995 г.;
9. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко "Основы курса истории России", Москва "Простор", 1997 г.;
10. Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябикина "История России IX–XX в.", Санкт-Петербург Издательский дом "Нева", 1997 г.;
11. С.Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Санкт-Петербург "Кристалл", 1997 г.