С величайшим уважением выписан и характер капитана Василисы Егоровны Мироновой. При первой встрече с Гриневым она предстает старушкой «в телогрейке и с платком на голове. Она разматывает нитки» - этакий классический патриархальный образ. На самом деле Василиса Егоровна Миронова – фактический начальник крепости, ей, по доброте душевной, подчиняется в быту и капитан Миронов, и все служивые в гарнизоне. И в решительную минуту от этого не становится стыдно и горько.
Вот героическая и трагическая сцена, в которой раскрывается ее настоящий характер, данная в главе VII повести: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее белье и всю рухлядь. «Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Вдруг она взгляну на виселицу, и узнала своего мужа. «Злодеи! – закричала она в исступлении. – Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от белого каторжника!» - «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
Сцена эта, замечательна и в целом, и в деталях сама по себе. Подчеркивает еще одну необыкновенно значимую мысли: Пушкин не был идеологом крестьянской революции, он был далек от того, чтобы «звать Русь к топору». Своей повестью он предупреждает современников и потомков о том кровавом беспределе, который всегда наступает с бунтом, о его деспотичности и ненужности. Пушкин сам выведет эту точную формулу - предупреждения: «Не дай нам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Часть 3. Судьбы героев и смысл эпиграфа.
Тема жестокости и милосердия - одна из центральных в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Крестьянская война под предводительством Пугачева показана через частные судьбы Петра Гринева и Маши Мироновой, которые волею судьбы и случайности становятся очевидцами и участниками событий.
Пушкин исторически объективно описывает причины и размах пугачевского восстания, но он видит сопутствующий ему взрыв жестоких как со стороны восставших ( Казань офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск(пытка башкира, виселицы на плотах). Бессмысленной и беспощадной жестокости Пушкин противопоставляет идею доброты и милосердия, которые только и могут объединить людей. Гринев и Пугачев оказываются во враждебных лагерях, но случайная встреча во время бурана, доброта Гринева, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходят бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачева. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу, инее случайна такая выразительная деталь; за мгновение до казни Пугачев видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринева, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны. Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем.
В « Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни XVIII века (помещичий быт, жизнь далекой крепости, образы старика Миронова, Пугачева и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринева: на дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу. Честь, доброту и благородство. «Внутренняя красота человека», сохраняющая при любых обстоятельствах - главное, что привлекает в старом Гриневе и Екатерине II, в капитане Миронове и Пугачеве.
Пугачев – не идеальный герой, далеки от нравственного совершенства его сподвижники. В кровавой войне они допускают и несправедливость, и жестокость. При всех выдающихся качествах Пугачева есть в нем какая-то непредсказуемость, таинственность и – рядом с предчувствием своей обреченности - сознание беспредельности своего могущества.
Часть 4. Любовь сильнее смерти.
Стремление человека к счастью закономерно. Но, верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои романтических поэм. Роман « Евгений Онегин» раскрыл драму двух любящих и нужных друг другу людей, но навсегда разделенных. О гибели счастья Пушкин писал и в «Повестях Белкина», и в «Дубровском», и в «Медном всадники», и в «Пиковой даме». В 1834 году в лирическом стихотворении поэт с горечью констатировал: «На свете счастья нет…»
В своем последнем романе Пушкин вновь вернулся к этой так волновавшей его проблеме. Любовь Гринева и Маши – это любовь юных, чистых, только еще искренна и человечна. И она разрушается вмешательством Гринева-отца. Деспотический родительски запрет выявлял нелепость идеалов общества, в котором отец, движимый заботой о благополучии единственного сына, не позволяет ему жениться на той, которую он любит.
Действие отца вызвало соответствующую реакцию сына: «Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования. Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбил меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым».
Жизнь подсказала Пушкину еще один типичный случай крушения счастья. Но на этот раз Пушкин продолжил рассказ о судьбе любящих и об их любви после того, как жестокой родительской волей они были разлучены. Продолжение это носило эстетически новаторский характер: Пушкин подверг любовь Гринева и Маши Мироновой беспримерному испытанию – испытанию народной войной.
«Неожиданные происшествия»(«пугачевщина»)круто изменил судьбу героев. Бессобытийная тихая жизнь внезапно кончилась. Бесспрестанно менявшиеся обстоятельства жизни требовали мужества и стойкости, они проверяли убеждения и нравственные принципы героев романа. Обрушившиеся на Машу горе – казнь родителей – не сломило ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательством Швабрина.
Испытания нравственно закаляли, душевно обогащали и Гринева, и машу Миронову. Сами того не замечая, они становились иными, - грозные события войны подрубали те устои, на которых держались их верования. Обстоятельство требовали от них сопротивления, отстаивания своих прав, своей независимости. Отправляясь в Белгородскую станицу к Пугачеву с просьбой выручить из беседы «сироту», Гринев на его вопрос : « …Какое тебе дело до той девушки, которую Швабрин обижает?» - естественно и честно отвечает: «Она моя невеста». Самое удивительное в этом ответе, что Гринев не замечает своего ослушания, что он преступил через родительский запрет.
Но Пушкин стремится сосредоточиться на этом внимание читателя. Поэтому он показывает, как дальнейшие события и «перевоспитывают» героев, и обновляют их. Освободив Марью Ивановну из заточения, Пугачев, довольный, что сделал доброе дело, весело говорит Гриневу: «Выручили красную девицу! Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду посаженным отцом…»
Гринев испугался этой милости самозванца: недостойно и неприлично для дворянина, чтоб на его свадьбе посаженым отцом был мужик и «злодей». Он попросил: «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедой сиротою, куда нам бог путь укажет». Пугачев и на этот раз удовлетворил просьбу Гринева.
Этот эпизод открывает и Гриневу, и читателю удивительную человечность морали Пугачева. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремится содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»
Первый раз в художественном мире Пушкина Любящие отстояли свое счастье. Обстоятельства перестали быть им враждебным. Человек, от чьей воли они зависели, не помешал их женитьбе. Не расстроил ее, но уничтожил все возникшие на пути трудности и препятствия и благословил. И этими обстоятельствами оказалось народная война, а этим человеком – Пугачев. Не по обряду, а по самой сути он стал посаженым отцом Гринева и Маши Мироновой.
Гринев осознал, что именно Пугачев помог ему и Маше Мироновой преступит порог послушания. Оттого он объявляет Маше, что считает ее своей женой – здесь же, в крепости Белогорской, где было получено запретное письмо отца. «Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить».
Но испытания любви Гринева Маши продолжались и после их благословения Пугачевым. Гринев увозит нареченную жену из крепости, поручает Савельичу доставить Марью Ивановну к своим родителям, а сам остается в императорских войсках исполнять «долг чести». После нескольких месяцев борьбы восстания было жестоко подавлено. Гринев получил отпуск для поездки к родителям. «Вдруг неожиданная гроза меня поразила» - командир отряда получил секретный приказ арестовать Гринева и отправить в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачева.
Суд был быстр и несправедлив – несправедлив, потому что Гринева приговорили к казни по обвинению в измене присяге и переходе на сторону Пугачева, то есть в преступлениях, которых он не совершал. Читатель отлично знает, что Гринев отказался от присяги Пугачеву и не служил у него. «Позорная казнь» была замечена Екатериной II на ссылку «в отдаленный край Сибири на вечное поселение». Это известие едва не убило отца Петруши. Он был потрясен и оскорблен сыном: « Не казнь страшна… - говорил он . – Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!... Стыд и срам нашему роду!...».