Гринев-отец поверил обвинениям, поверил приговору суда, поверил в возможности измены своего сына и потому примирился с судьбой. Он покорно принял известие и ссылке в Сибирь сына, обвиненного в измене.
В это тяжелое для семьи Гриневых время на авансцену романа выходит Маша Миронова. Воспитанная в покорности, унаследовавшая от отца образцовое послушание чужой воле, чужим приказам, чужим решениям, она сейчас отреклась от покорности и послушания. Уверенная в невиновности Гринева, она взбунтовалась против обвинения и приговора и твердо решила спасти любимого человека. При этом она вступала в борьбу не только за своё счастье, но и за справедливость. Приговор, подписанный Екатериной II, она считала несправедливым.
Последние страницы романа, его финал, посвящены Марье Ивановне. Она едет в столицу добиваться правды у императрицы и достигает своей цели.
Часть 5. Проблема человеческой свободы.
Эта историческая повесть станет последним - и вершинным – прозаическим сочинением Пушкина. При этом Пушкин сопроводил публикацию повести заметкой «От издателя» и поставил дату – 19 октября 1836 года, словно освятил «Капитанскую дочку» наиболее важным событием своей жизни, днём Лицея, напрямую связал её со своей духовной биографией. Здесь присутствуют все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества: место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная»…
Первоначально Пушкин, как то было в незавершённой повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой. Или пленного офицера, который бежит от Пугачёва. Всё решило имя героя: Гринёв. Оно взято из действительной истории пугачёвщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, который по воле Провидения оказался между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяя себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести, но который при этом смотрит на мир непредвзято. Как в романах Вальтера Скотта, так и в повести Пушкина события сюжета разворачиваются в недавнем прошлом, отстоят от читателей-современников на жизнь одного поколения. Они достаточно далеки, чтобы не задевать политические, гражданские да и личные чувства читателя, и достаточно близки, чтобы волновать его так, как не может волновать легендарная древность. Но ещё важнее то, что между читателем и автором оказывается рассказчик-посредник, который во многом близок Пушкину, но смотрит на жизнь куда проще, куда наивнее. А значит, не столько осмысляет ход событий, сколько свидетельствует о них. Зато, когда он – крайне редко – решается высказать отвлечённые идеи (совпадая, конечно же с самим Пушкиным), эти формулы звучат более чем убедительно. Так восклицание Гринёва: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - вошло в поговорку.
Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан глазами простого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Феодоровича III», но и не станет искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это даёт возможность показать Пугачёва не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется ещё шлейф ярко описанных преступлений. В центре сюжета – умеренно умный авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то что именно он вскоре станет во главе грандиозных исторических событий, - во многом случайность.
Вторая встреча с Пугачёвым, во взятой им Белогорской крепости, даёт иной образ. Гринёв, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это – персонаж страшного исторического маскарада. И даже то, что Пугачёв милует боярского дитятю Гринёва благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту».
Лишь во время третьего «свидания» Пугачёв раскрывается до конца. Гринёв присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачёвского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми, мати зелёная дубровушка»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя.
Главное противоречие пугачёвской судьбы в том, что, безраздельно властвуя «злодеями», он полностью зависит от них. Пугачёв, каким он изображён в повести, пытается действовать до конца по-царски, милостиво, великодушно; он дважды отпускает Гринёва, не даёт в обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца», обклеенного золотой бумагой, очевидно колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» - звероподобный капрал Белобородов и разбойник Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Пугачёв должен опасаться и своих «казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гринёву, что «ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке, Пугачёв вынужден понизить голос, - чтобы не услышал сопровождающий их татарин. Разбойник волен идти на Москву – ибо этого же хочет войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил, не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта.
Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачёв – Екатерина. Как Петруша Гринёв прибегает к помощи Пугачёва, чтобы выручить невесту, так его невеста в конце концов прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно – сентиментальных тонах, в стиле старинной гравюры. В ней нет пугачёвского величия, необузданной силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачёвская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринёва, насколько самостоятельна и независима в своём царственном праве прощать, выдаёт в ней истинную Государыню. (И её прощение в конечном счёте совпадает с духом и буквой закона, ибо Гринёв сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от устава.) Именно это право миловать делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не «законность» воцарения сама по себе. Пугачёв такой свободой обладает не вполне; значит, он не вполне и господин своего положения. Не он управляет стихией, и не стихия им; просто они уже не отделимы. Угасание стихии, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам Гринёва сообщает, что Пугачёв узнал в толпе некогда спасённого им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».
В «Капитанской дочке» рассказано о страшных событиях. Многие её персонажи гибнут в кровавом водовороте истории. Но любимые герои Пушкина – Гринёв, Савельич и Маша Миронова – вопреки всему остаются в живых. Они словно бы защищены невидимой оградой от грозящих опасностей, потому что поступают вопреки житейской логике и в согласии с логикой нравственной. Ведь выход из социального тупика, в котором оказалась Россия времён пугачёвского бунта, состоит, согласно Пушкину, не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», ценой подлости сохранить себе жизнь (как Швабрин). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое – и ему служить не за страх, а за совесть. Ничто не способно помешать Гринёву следовать законам именно дворянской чести, а Савельичу – соблюдать неписаные правила крестьянской этики. В этом – залог утопической надежды Гринёва и суфлирующего ему Пушкина на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Часть 6. Тема подарка в повести.
В пушкинских произведениях часто встречается тема подарка. Именно в «Капитанской дочке» она является одной из центральных. Подарки в данной повести являются не просто штрихами к психологическим портретам героев, или милыми деталями, над которыми автор умиляется вместе с читателем. Дары в «Капитанской дочке» - одни из главных двигателей сюжета. Без подарков бы и повести не случилось бы. Болтался бы Пётр Гринёв на виселице рядом с другими офицерами. Маша досталась бы Швабрину. И закончилась бы вся история на пятнадцатой странице.
Напомню упомянутые в тексте подарочные ситуации.
Шестнадцатилетний недоросль-дворянин Пётр Гринёв, в сопровождении своего «дядьки» Савельича едет на место прохождения службы. В метель они сбиваются с пути, но встречают мужика, «Вожатого», который указывает им дорогу. И здесь в пушкинской повести возникает тема подарка. Гринёв хочет отблагодарить «вожатого», подарить ему полтину. Но все деньги находятся на сохранении у дядьки, и он категорически отказывается их отдавать. Тогда Гринёв дарит своему спасителю «заячий тулупчик». Поступок не очень логичный, так как Петруша Гринёв довольно худенький. Тулупчик, расползается по швам на широких плечах «вожатого» и на этом даритель и одариваемый расстаются.