В оккультной, или символической, литературе, т.е. в литературе, основанной на существовании скрытого знания, есть чрезвычайно интересное явление: Таро.Таро - это колода карт, до сих пор употребляющаяся для игры и гадания на юге Европы. Она почти не отличается от обычных игральных карт, которые суть не что иное, как урезанная колода Таро. В ней те же короли, дамы, тузы, десятки и т.д. Карты Таро известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе. Есть несколько разновидностей Таро, насчитывающих разное количество карт. Точная копия древнейшего Таро - так называемое 'Марсельское Таро'.Эта колода Таро насчитывает 78 карт. Из них 52 - обычные игральные карты, к которым прибавляют по одной новой 'картинке' в каждой масти, а именно, рыцаря, который помещается между дамой и валетом; всего, следовательно, 56 карт, разбитых на четыре масти, две чЈрные и две красные. Они называются так: жезлы (трефы), чаши (черви), мечи (пики) и пентакли, или диски (бубны).Кроме того, есть ещЈ двадцать две нумерованных карты с особыми названиями, находящиеся, так сказать, вне мастей: 1. Фокусник.2. 3. Жрица.4. 5. Царица.6. 7. Царь.8. 9. Первосвященник.10. 11. Искушение.12. 13. Колесница.14. 15. Справедливость.16. 17. Отшельник.18. 19. Колесо Фортуны.20. 21. Сила.22. 23. Повешенный.24. 25. Смерть.26. 27. Умеренность (Время).28. 29. Дьявол.30. 31. Башня.32. 33. Звезда.34. 35. Луна.36. 37. Солнце.38. 39. День Суда.40. 41. Мир.
42. 0. Безумный.43. Эта колода карт, согласно легенде, представляет собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц. Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее - кожаные карты и, наконец, карты бумажные.Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне Таро - нечто совсем иное. Это 'книга' философского и психического содержания, читать которую можно самыми разными способами.Приведу пример философского толкования общей картины или общего содержания 'книги Таро', так сказать, еЈ метафизическое заглавие, которое наверняка убедит читателей, что эта 'книга' не могла быть создана неграмотными цыганами XIV столетия.Карты Таро разделяются на три части.Первая часть: 21 нумерованная карта.Вторая часть: одна карта под номером 0.Третья часть: 56 карт, т.е. четыре масти по 14 карт.При этом вторая часть является звеном между первой и третьей, в силу того что все 56 карт третьей части равны вместе одной, носящей номер 0.Французский философ и мистик XVIII века Сен-Мартэн ('неизвестный философ') назвал свой главный труд 'Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной'. Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.Представим себе 21 карту первой части, расположенные в виде треугольника по 7 карт в каждой стороне; в середине этого треугольника - точку, изображающую нулевую карту (вторая часть), а вокруг треугольника квадрат, состоящий из 56 карт (третья часть) - по 14 карт в стороне. Так мы получаем изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной, или между ноуменальным (объективным) миром, психическим миром (или человеком) и феноменальным (субъективным или физическим) миром.Треугольник - это Бог, Троица, ноуменальный мир.Квадрат, четыре элемента, есть видимый, физический или феноменальный мир.Точка есть душа человека; и оба мира отражены в этой душе.Квадрат равен точке - это значит, что весь видимый мир заключается в сознании человека, так сказать, создаЈтся в душе человека и есть его представление. А душа человека - это не имеющая измерения точка в центре треугольника объективного мира.Очевидно, что такая идея не могла возникнуть у невежественных людей, так что Таро - это нечто большее, чем колода игральных и гадальных карт.Идею Таро можно передать также формой треугольника, в котором заключЈн квадрат (материальная вселенная), в котором заключена точка (человек).Очень интересно попытаться установить цель, задачу и применение книги Таро.Прежде всего заметим, что Таро - это 'философская машина', смысл и возможное применение которой имеет много общего с теми философскими машинами, которые пытались изобрести средневековые философы. Некоторые приписывают изобретение Таро Раймонду Люллию, философу и алхимику XIII века, автору мистических и оккультных книг; он предложил схему 'философской машины' в своей книге 'Великое искусство'. С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать на них ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных на них в определЈнном порядке слов, обозначающих идеи разных миров. Когда некоторые слова устанавливали в определЈнном положении, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали ответ на него. Таро имеет много общего с этой 'машиной'. По своему замыслу это как бы своеобразные 'философские счЈты'. 1. Таро позволяет вкладывать в разные графические изображения (подобно вышеприведЈнным треугольнику, точке и квадрату) идеи, трудно выразимые (или вовсе не выразимые) в словах;2. 3. Таро - оружие ума, которое помогает развивать его комбинаторную способность и т.п.;4. 5. Таро - средство для гимнастики ума, для приучения его к новым, расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений и к пониманию символов.
6.