— Это мои карманные деньги. Они мои по праву. К тому же, другим ребятам из моей школы дают намного больше. Но если ты считаешь, что я должен сказать спасибо, то я скажу. Спасибо.
Парень запихнул деньги поглубже в карман и вышел за дверь. Превосходный пример уверенности в “праве на пособие”, которую развили в себе многие сегодняшние юнцы. К сожалению, подобное происходит сплошь и рядом. Шэрон Лектер говорит об этом явлении так: “Родители стали для своих детей чем-то вроде банкоматов”.
Деньги как средство обучения
— Деньги — лучшее из всех средств обучения, — говорил богатый папа. — С их помощью я могу научить людей всему, чему захочу. Стоит мне помахать у них перед носом парой долларов, и они готовы лезть из кожи вон. Деньги для людей примерно то же, что для животных угощение, которое использует дрессировщик при обучении их разным трюкам.
— Разве не жестоко связывать деньги и образование таким образом? — спросил я. — Твои слова звучат грубо и бесчеловечно.
— Я рад, что ты так сказал. Мне и хотелось показаться грубым и бесчеловечным.
— Почему?
— Потому, что я хотел, чтобы ты узнал другую сторону денег. Хотел показать тебе их силу над человеком. Хотел, чтобы ты оценил ее и научился уважать. Тогда, я надеюсь, ты не станешь злоупотреблять силой денег, когда они у тебя появятся.
— Что ты имеешь в виду, когда говоришь “другая сторона денег”? — спросил я. Мне было уже семнадцать, и я заканчивал среднюю школу. До этого момента богатый папа учил меня добывать, хранить и вкладывать деньги. Теперь он начал учить меня чему-то новому.
Богатый папа вынул из кармана монету, подержал в руке и сказал:
— У каждой монеты две стороны. Запомни это. Он положил монету в карман и предложил:
— Давай прокатимся до центра. Десять минут спустя богатый папа нашел место для парковки и опустил несколько монет в прорезь счетчика.
— Уже почти пять часов. Надо поторопиться.
— Поторопиться куда? — спросил я.
— Идем. Увидишь, — сказал богатый папа, оглянувшись по сторонам, и быстро перебежал через улицу.
Оказавшись на другой стороне, мы остановились и стали наблюдать за рядом розничных магазинов вдоль тротуара. Вдруг, ровно в пять, магазины начали дружно закрываться. Люди спешили сделать последние покупки, а из дверей выходили продавцы, говоря владельцам: “Спокойной ночи” и “До свидания”.
— Видишь, что я имел в виду под дрессировкой? — сказал богатый папа.
Я не ответил. Я понял, что за урок он хотел мне преподать. И этот урок мне не понравился.
— Теперь ты понял, что я имел в виду, когда сказал:
“Деньги — лучшее средство обучения”? — спросил богатый папа, проходя мимо закрытых магазинов. От притихших опустевших улиц веяло холодом, богатый папа изредка останавливался, чтобы рассмотреть приглянувшуюся витрину.
Я молчал. Когда мы ехали домой, богатый папа повторил свой вопрос:
— Так ты понял?
— Понял. Ты хочешь сказать, что вставать каждое утро и отправляться на работу — это плохо?
— Нет. Дело не в том, хорош или плох тот или иной образ жизни. Я только хочу, чтобы ты почувствовал громадную силу денег и понял, почему деньги — лучшее средство обучения.
— Объясни, что значит средство обучения? Богатый папа на какое-то время задумался, а потом начал говорить:
— До того как появились деньги, люди кочевали, занимались охотой и собирательством, существуя за счет даров земли и моря. В сущности, мать-природа предоставляла нам все, что было нужно для выживания. Но когда мы стали более цивилизованными и обмениваться товарами и услугами стало слишком неудобно, все большее значение начали приобретать деньги. Сегодня те, в чьих руках деньги, гораздо сильнее тех, кто по-прежнему торгует товарами и услугами. Другими словами, деньги взяли игру на себя.
— Что значит “деньги взяли игру на себя”?
— Видишь ли, еще несколько веков назад люди вполне могли выжить и без денег. Природа обеспечивала их всем необходимым. Если тебе хотелось есть, ты мог выращивать овощи, а чтобы полакомиться мясом, отправлялся в лес на охоту. Сегодня наша жизнь зависит от денег. Вряд ли ты сможешь выжить, выращивая овощи в городской малогабаритной квартире или на заднем дворе дома в пригороде. Ты не сможешь платить за электричество помидорами, а государство не примет убитого тобой, оленя в качестве налогового платежа.
— Значит, ты считаешь, что деньги взяли игру на себя, потому что людям они необходимы для обмена на необходимые для жизни товары и услуги. Деньги и жизнь теперь неразрывны.
Богатый папа кивнул.
— В сегодняшнем мире трудно выжить без денег. Деньги и выживание — неразрывные понятия.
— И поэтому ты называешь деньги лучшим средством обучения, — тихо сказал я. — Деньги — это средство выживания, и если у тебя есть деньги, ты можешь приучить людей делать то, что им вовсе не нравиться. Например, вставать утром и отправляться на работу.
— Или прилежно учиться, чтобы получить хорошую работу, — добавил богатый папа с самодовольной улыбкой.
— Но разве нашему обществу не нужны квалифицированные и образованные работники?
— Еще как нужны. Система образования поставляет врачей, инженеров, полицейских, пожарных, секретарей, косметологов, летчиков, солдат и работников многих других профессий, необходимых для того, чтобы наше цивилизованное общество осталось цивилизованным. Я не говорю, что образование не имеет значения, и поэтому хочу, чтобы ты поступил в колледж, даже если тебе этого не хочется. Тогда ты поймешь, в чем сила денег как средства обучения.
— Теперь я это понимаю.
— Когда-нибудь у тебя будет очень много денег, — наставительно произнес богатый папа. — И когда это произойдет, ты должен ясно представлять себе масштабы силы, которую дадут тебе деньги, и осознавать всю меру ответственности за ее использование. И поэтому я надеюсь, что когда ты станешь богатым, то не станешь приучать людей быть рабами денег, а будешь учить их, как стать хозяевами своих денег и своей жизни.
— Так же, как ты учишь меня.
Богатый папа кивнул.
— Чем больше само существование нашего цивилизованного общества зависит от денег, тем большую власть получают деньги над нашими душами. Так же как собаку с помощью “Чаппи” можно приучить к повиновению, человека с помощью денег можно приучить к покорности и заставить упорно трудиться до конца дней. Слишком много людей работают за деньги только для того, чтобы выжить, вместо того чтобы направить все силы на производство товаров и услуг, способных улучшить наше цивилизованное общество. И виной этому — сила денег, которые приучили их к такой жизни. У этой силы тоже есть хорошая и плохая стороны.
Чему вы учите вашего ребенка с помощью денег?
Меня удивляет, как много молодых людей считают, что заслуживают денег или “имеют право” на них. Уверен, так думают не все, но подобное отношение у молодых людей встречается все чаще. К тому же, для многих родителей деньги — это способ искупления вины. Многие родители слишком заняты на работе, и некоторые из них пытаются компенсировать деньгами недостаток любви и внимания. Я заметил, что те из них, кто может позволить себе няню на полный день, обычно используют эту возможность. Все большее число матерей-одиночек, владеющих собственным бизнесом, берут детей на работу, особенно в летние месяцы. Но все равно количество детей, которые остаются дома одни, настолько велико, что они даже получили полуофициальный статус “ребенка с ключами от квартиры”. Они приходят из школы и долгие часы остаются без присмотра, потому что их мамы и папы на работе — трудятся, чтобы обеспечить еду на столе. Как говорил мой богатый папа, “деньги — лучшее средство обучения”.
Значение обмена
Родители могут преподать своему ребенку важный урок на тему денег, если познакомят его с концепцией обмена. Для богатого папы слово обмен имело особое значение. Он говорил: “Ты сможешь иметь все, что захочешь, если не будешь бояться обменять что-нибудь ценное на что-нибудь необходимое”. Другими словами, чем больше даешь, тем больше получаешь.
Люди часто просят меня стать их наставником. Где-то около года назад мне позвонил один молодой человек и спросил, не соглашусь ли я отобедать с ним. Я отказался, но он был слишком настойчив и после долгих уговоров все-таки меня уломал. За обедом этот молодой человек заявил:
— Я хочу, чтобы вы стали моим наставником.
Я сразу отказался, но он настаивал еще сильнее, чем приглашал меня на обед.
Я долго отнекивался, а потом спросил:
— А если бы я согласился, в чем заключались бы мои обязанности как наставника?
— Ну, я хотел бы, чтобы вы брали меня с собой на переговоры, проводили со мной, по меньшей мере, четыре часа в неделю и показали мне, как вы осуществляете инвестиции в недвижимость. Я просто хочу, чтобы вы научили меня тому, что знаете сами.
Я немного подумал над его предложением, а потом спросил:
— А что вы дали бы мне взамен?
Этот вопрос заставил молодого человека вздрогнуть и выпрямиться в кресле. Затем он продемонстрировал очаровательную улыбку и сказал:
— Да ничего. У меня ничего нет. Поэтому я и хочу, чтобы вы учили меня, как учил вас ваш богатый папа. Вы ведь ему не платили, правда?
Я откинулся на спинку кресла и пристально посмотрел ему в глаза.
— Значит, вы хотите, чтобы я тратил мое время на ваше обучение тому, что я знаю, и делал бы это даром. Вы этого хотите?
— Да, конечно. А чего еще, по-вашему, можно от меня ждать? Чтобы я платил вам деньги, которых у меня нет? Если бы у меня были деньги, я бы ни о чем не просил. Все, что мне от вас нужно, — это научить меня чему-нибудь. Научите меня, как стать богатым.
Я непроизвольно улыбнулся, вспомнив, как много лет назад сидел за столом напротив богатого папы. На этот раз я сидел на его месте и имел возможность учить кого-то так, как учил меня он. Я поднялся и сказал:
— Спасибо за обед. Мой ответ “нет”. Меня не интересует возможность стать вашим наставником. Но один очень важный урок я вам только что дал. И если вы сделаете из него правильные выводы, то станете тем богатым человеком, которым хотите стать. Подумайте — и вы найдете ответ, который ищете.