*)Вставать, дети, вставать!.. пора. Мама уже в зале (нем.).
**) Ну, ну, ленивец! (нем.)
Как я ни боялся щекотки, я не вскочил с постели и не отвечал ему, а только глубже запрятал голову под подушки, изо всех сил брыкал ногами и употреблял все старания удержаться от смеха.
"Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем подумать!"
Мне было досадно и на самого себя и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены.
- Ach, lassen sie*), Карл Иваныч! - закричал я со слезами
на глазах, высовывая голову из-под подушек.
*) Ах, оставьте (нем.).
В главе «Занятия в кабинете и гостиной» раскрываются чувства героя через сны.
Maman играла концерт Фильда - своего учителя. Я дремал, и в моем воображении возникали какие-то легкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминаю что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминания; но воспоминания чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было».
Этот эпизод вызывает у Николеньки спектр разнообразных чувств: от светлых и теплых воспоминаний до тяжелых и мрачных
В главе «Охота» Л.Н.Толстой показывает впечатление Николеньки от внешнего мира.
«День был жаркий. Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте; потом все ближе и ближе стал сгонять их маленький ветерок, так что изредка они закрывали солнце. Сколько ни ходили и ни чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу и в последний раз помешать нашему удовольствию. К вечеру они опять стали расходиться: одни побледнели, подлиннели и бежали на горизонт; другие, над самой головой, превратились в белую прозрачную чешую; одна только черная большая туча остановилась на востоке. Карл Иваныч всегда знал, куда какая туча пойдет; он объявил, что эта туча пойдет к Масловке, что дождя не будет и погода будет превосходная».
У него поэтическое восприятие природы. Он не просто ощущает ветерок, а маленький ветерок; одни облака для него «побледнели, подлиннели и бежали на горизонт; другие над самой головой превратились в прозрачную чешую». В этом эпизоде Николенька ощущает связь с природой: восторг и наслаждение.
Заключение
Итак, проведя данную работу, целью которой является понять, какова роль художественного метода «диалектика души» в произведении «Детство», выяснилось, что действительно роль «диалектики души» как основного художественного метода, используемого для раскрытия характера главного героя Николеньки очень важна. Так как с помощью этого метода возможно определить внутреннее психологическое состояние главного героя Николеньки в развитии по жизни.
Список литературы
1. Б. Бурсов
Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. Б.Бурсова. – СПб.: Детгиз,1966. – 367с.
2. Буслакова Т.П.
Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриента / Т. П. Буслакова. – М.:Высш.гк.,2003. – 574 с.
3. Н. К. Гудзий «Лев Толстой»
4. Л.Д. Опульская
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность / Вступ. Ст. и прим. Л. Д. Опульской. – М.:Правда,1987. – 432с.
5. А.Поповкин
Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. А. Поповкина. – М.:Детгиз,1957. – 128с.
6. И.О.Родин
Все произведения школьной программы в кратком содержании / Авт. – сост. И.О. Родин, Т.М.Пименова. – М.: «Родин и компания», ТКО АСТ,1996. – 616с.
7. Н.Г.Чернышевский
Чернышевский Литературно-критические статьи / Вступ. Ст. В Шербиной. – М.: Художественная литература,1939. - 288с.