Содержание
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Теоретические основы проблемы роли «диалектики души», рассматриваемой в трудах критиков и литературоведов…………...…..…...3-6
Глава 2. Роль «диалектики души» как основного художественного метода, используемого Л. Н. Толстым для раскрытия характера главного героя Николеньки в повести «Детство»… .……………….………………..……..7-13
Заключение……………………………….……………….………….………….14
Список литературы………………………….………………..…………………15
Введение
Темой данного реферата является роль «диалектики души» как основного художественного метода, используемого Львом Николаевичем Толстым для раскрытия характера главного героя Николеньки в повести «Детство».
Актуальность. Русские психологические романы создавались А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, которые до Толстого либо параллельно его творчеству разрабатывали метод психологического анализа. новое открытие Толстого состояло в том, что для него инструмент исследования душевной жизни – психологический анализ сделался главным среди других художественных средств. Понятие «диалектики души» ввел Чернышевский.
В 7 классе учащиеся изучают произведение Л.Н Толстого «Детство», в котором впервые определяется понятие «диалектики души». Мой реферат поможет глубже понять роль художественного метода «диалектики души» для учащихся данного класса.
Осмысление работ литературоведов и критиков (Н.Г. Чернышевского, А. Поповкина, Л. Д. Опульской, Б. Бурсова) позволило сформулировать цель реферата.
Цель реферата: понять, какова роль метода «диалектика души» в произведении «Детство».
Задачи реферата: 1. определить качественные характеристики метода «диалектики души» в творчестве Л.Н.Толстого
2. проанализировать роль «диалектики души» как основного метода, используемого Л. Н. Толстым для раскрытия характера главного героя Николеньки в повести «Детство».
Глава 1
Лев Николаевич Толстой вошел в русскую литературу как зрелый и оригинальный художник. Повесть «Детство» является первой частью большой трилогии «Четыре эпохи развития».
Теоретическую основу реферата составили статьи следующих ученых: (Н.Г. Чернышевского, А. Поповкина, Л. Д. Опульской, Б.Бурсова)
По Н.Г. Чернышевскому главная особенность психологизма Толстого – «диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира в движении, в развитии. Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого. Толстой нашел основной способ выявления «диалектики души» - внутренний монолог. Н.Г.Чернышевский писал в этой связи: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияния общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином”.
Н.Г. Чернышевский называет и другую не менее важную особенность творчества писателя: "Есть в таланте Л. Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, — чистота нравственного чувства... Эти две черты... останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказались в нем при дальнейшем его развитии". Так уже по первым произведениям великого писателя Чернышевский гениально предопределил основные черты художественного метода Толстого, которые окончательно сформируются в его последующих произведениях.
Н.Г. Чернышевский в статье о "Детстве", "Отрочестве" графа Л.Н. Толстого, отмечая отличительные особенности его таланта, указывал на то, что писателя интересует, прежде всего "диалектика души" героя, сам психический процесс, его формы, его законы, такое его состояние, когда одни мысли и чувства развиваются из других, когда "чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний". (7)
Рассматривая образ Николеньки в развитии литературоведы (Б. Бурсов и А. Поповкин) дополняют наблюдения Чернышевского по этому вопросу.
Из критической статьи А. Поповкина («Детские годы Л.Н. Толстого и его повесть «Детство») узнаем, что « В повести «Детство» очень много автобиографического: отдельные мысли, чувства, переживания и настроения главного героя – Николеньки Иртеньева, многие события из его жизни: детские игры, охота, поездка в Москву, занятия в классной комнате, чтение стихов. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших Толстого в детстве».
Но повесть не является только автобиографией писателя. Это художественное произведение, в котором обобщено виденное и слышанное писателем, - в ней изображается жизнь ребенка старой дворянской семьи первой половины ХIХ века».
Лев Толстой пишет в своем дневнике об этой повести: «…замысел мой был описать историю не свою, а моих приятелей детства».
Исключительная наблюдательность, правдивость в изображении чувств и событий, характерные для Толстого, проявились уже в этом первом его произведении.
А.Поповкин говорит о том, что Толстой изумительно передает эти детские непосредственные, наивные и искренние переживания, раскрывает детский мир, полный и радостей, и огорчений, и нежных чувств ребенка к своей матери, и любви ко всему окружающему. Все доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки. (5)
Из статьи Б. Бурсова («Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого») понимаем, что «ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева и в период детства…есть его стремление к добру, правде, к истине, к любви, к красоте».
Критик описывает чувства Николеньки. Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Грусть и воспоминания об умершей матери Николеньки; злость к его учителю Карлу Ивановичу, когда он убивает муху над его кроватью, искренность, переживания.…
Бурсов говорит, что детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытывал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе.
«Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести». (1)
Л. Д. Опульская («Первая книга Льва Толстого») отмечает про «текучее вещество». Толстой говорит, что «одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть «текучее вещество».
Это «текучее вещество» наиболее отзывчиво и подвижно в ранние годы жизни, когда каждый новый день таит в себе неисчерпаемые возможности для открытия неизведанного и нового, когда нравственный мир формирующейся личности восприимчив ко всем «впечатленьям бытия».
Л.Д. Опульская говорит, что образ Иртеньева неотделим от исторических, социальных и бытовых обстоятельств, формирующих характер и отраженных в психологических конфликтах и противоречиях, которые, собственно, и определяют содержательность первой книги Толстого, ее сюжет и стиль. Несколько упрощая проблему, можно отметить два главенствующих в этом характере начала: подражательное, навеянное примером взрослых и светским воспитанием, и врожденное, связанное с постепенно зарождающимся сознанием родины, осмысленной жизни, большой судьбы. (4)
Вслед за Н.Г. Чернышевским мы считаем, что «диалектика души» это
понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). «Диалектика души» - одна из форм психологического анализа в художественном произведении.
В современном литературоведении средствами психологической изобразительности Л.Н. Толстого являются:
1. Психологический анализ от лица автора-повествователя
2.Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдание.
3.Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей»
4.Сны, раскрытие подсознательных процессов.
5.Впечатление героев от внешнего мира. Внимание сосредотачивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж.
6.Внешние детали
7.Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нем. (6)