Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 106 из 114)

31 Концепция сетевой войны. URL: <http://psyfactor.org/psyops/webwar.htm>; Ягужинский В. Сетевые войны — «ядерное оружие» 21-го века // NR2.Ru («Новый Регион», 2.0). URL: <http://www.nr2.ru/kiev/152521.html>.

&bsol;586&bsol;

ную сеть организационных ячеек, относительно независимых от координирующего и контролирующего центра32.

Смысл сетевого принципа, разработанного Офисом реформирования вооруженных сил Секретаря обороны под управлением вице-адмирала А.К. Цибровски, состоит в том, что главным элементом всей модели является «обмен информацией» — максимальное расширение форм производства этой информации, доступа к ней, ее распределения и обратной связи. Другими словами, «сеть» представляет собой информационное пространство, в котором и развертываются основные стратегические операции и их медийное, дипломатическое, экономическое и техническое обеспечение. При этом численность элементов сети (или «центров влияния») нарастает по принципу «снежного кома». Принцип непрерывного расширения «сети» является неотъемлемым ее признаком33.

Принципиальной новацией информационного общества является стирание грани между собственно военной и мирной формой противоборства государств. Применение технологии сетевой войны в «революциях оранжевого типа» указывает на практическое преодоление прежней разделительной грани между мирным и военным состояниями.

Внедрение «сети» представляет собой лишение стран, народов, армий и правительств части самостоятельности и суверенности. То есть речь идет о плане планетарного контроля нового типа, когда управлению подлежат не субъекты, а их мотивации, действия и намерения. На рис. 7.25 представлена схема общей логики сетевых войн. Из нее видно, как из обычного на первый взгляд процесса обмена информацией вытекает смена ценностных приоритетов.

32 Различные сферы и аспекты сетевых войн освещены в следующих работах: Воробьевский Ю.Ю. Сетевые войны. URL: <http://www.blagoslovenie.ru/client/ New/print/93.htm>; Дугин А.Г. Мир охвачен сетевыми войнами // Независимое военное обозрение. URL: <http://nvo.ng.ni/concepts/2005-l l-25/4_netwars. html>; Его же. Россия на пороге сетевой войны // Известия.ru. URL: <http:// www.izvestia.ru/comment/article3109450/>; Его же. Сетецентричные войны // Международное евразийское движение. URL: <http://www.evrazia.info/modules. php?name=News&nle=article&sid=2893>; Ивашов Л.Г. Против России развязали сетевую войну. URL: <http://www.ivashov.ru/Arhive/00.html>; Чедьцов Б., Волков С. Сетевые войны XXI века // Воз душ но-космическая оборона. 2008. № 4. URL: <http://pressa.budet.ru/article/detail. php?ID=47601>.

33 Сетевая война и бархатные революции. URL: <http://www.pravda.ru/ politics/2005/l/5/398/19956_swarmingone.html>.

&bsol;587&bsol;

Рис. 7.25. Логика сетевых войн

Сетецентричные войны распространяются в теории сетевых конфликтов на четыре смежные сферы бытия — физическую, информационную, когнитивную (рассудочною) и социальную. При этом осуществляется сознательная интеграция всех четырех областей ведения сетевой войны, в результате чего и происходит формирование сети. Достигаемая синергия резко повышает эффект воздействия (в том числе и собственно боевого) на противника, а в отношении союзников и нейтральных государств формирует управляемую модель поведения.

В сетевых войнах активно используются научно-экспертные организации и фонды. В этом плане показательна сфера грантовой поддержки, основанная в 1978 г. частной «независимой» благотворительной организацией — фондом Макартуров. Общая программа фонда направлена на поддержку общественных СМИ, включая радио и независимое документальное кино. То есть именно тех сфер жизнедеятельности, которые формируют общественное мнение и, в конечном счете, долгосрочные ценностные установки.

В 1992 г. фонд Макартуров учредил программу по предоставлению грантов гражданам СНГ. Для стран бывшего СССР была предусмотрена грантовая поддержка исследовательских проектов в сферах, составляющих основы национальной безопасности, — в энергетике, обороне и внешней политике.

&bsol;588&bsol;

Государственное управление, СМИ и средства коммуникации являются объектом пристального внимания со стороны Американского национального фонда в поддержку демократии (NED)34. При этом трансляция ценностей западной цивилизации осуществляется через сферы политики, образования и культуры. Фонд имеет четыре института-сателлита. Кроме того, многочисленные фонды в других странах используются как финансовые отправители денег в этой стране. То есть это типичная сетевая структура35.

Германский Фонд имени Фридриха Эберта, финансируемый из государственного бюджета ФРГ и имеющий представительства в Москве и Санкт-Петербурге, ориентирован на оказание помощи при создании новой модели российской государственности и не скрывает задачу политического и общественного воспитания населения36. Американский Фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF) поддерживает образовательные проекты в России через целую сеть западных благотворительных и научных фондов, университетов, национальных лабораторий и некоммерческих организаций37.

Финансирование неправительственной некоммерческой организации Freedom House осуществляют фонды братьев Брэдли, С. Скайфи и Дж. Сороса, а также правительства США и некоторых других стран посредством различных грантов, которые занимают значительную долю в бюджете организации. На протяжении 1990-х гг. Freedom House открыла бюро в странах вдоль границ бывшего СССР (в Венгрии и Польше) и в странах СНГ (Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Украине), а в 2002 г. организация основала в Венгрии при поддержке Агентства между-

м Для придания фонду вида частной организации он получает пожертвования от трех ассоциаций, которые одновременно финансируются через федеральные контракты: фондов Смита Ричардсона, Джона М. Олина и Линди и Гарри Брэдли.

55 URL: <http://www.voltairenet.org/article128428.html>.

i6 < http: / /www. macfound.ru/about/john_cath.html>; <http;// www. owl.ru/win/ books /grants/ grant04.htm >; <http://www.nr2.ru/perm/66109.html>; <http://iph. ras.ru/~mc/htdocs/win/kur-ras/n02-1997/2800.htm>.

7 <http://www.rsci.ru/seeFond.html?ID=7>; <http://www.prpc.ru/konkurs/fhd_ crdfl.shtmb; <http://bankir.ru/news/newsline/2l.10.2005/39661>.

&bsol;589&bsol;

народного развития США интернет-сервис для неправительственных организаций Центральной и Восточной Европы. Однако в последнее время бюро в ряде стран Восточной Европы обвиняют в сокрытии информации о программе малых грантов, в «двойных стандартах» в отношении правозащитной деятельности, в «сборе специфической информации для дестабилизации политической обстановки» и т. п.38

Центр Карнеги ведет аналитическую работу прежде всего в области безопасности, внутренней и внешней политики России и при этом финансируется «Фондом Карнеги за международный мир», который, в свою очередь, получает средства от американских и европейских частных фондов, транснациональных корпораций и государственных организаций, занятых обеспечением интересов и безопасности своих стран. Среди них «Шеврон», «ВР — Северная Америка», «Дженерал Моторс», фонды Форда, Мотта, Сороса и Рокфеллера, МИД Франции, Государственный департамент США, Национальный совет по разведке, министерства обороны и энергетики США, министерство по международному развитию Великобритании39.

Помимо информационных вбросов в СМИ через экспертные организации, в информационно-психологической борьбе может использоваться так называемая массовая культура.

Под массовой культурой понимается популярная и преобладающая культура широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п.

Массовая культура обычно имеет самобытные черты того культурного ареала, где она родилась, и призвана вызывать симпатию к нему у массового читателя и зрителя, тем самым становясь инструментом культурной политики государства, в том числе и за рубежом. Такая массовая киноиндустрия есть в Индии (Болливуд), Австралии, Аргентине, Бразилии, Мексике («мыльные оперы»), Японии (аниме и манга). Самый яркий пример — индустрия Голливуда. Именно с массовой культурой США связана

38<http://freedomhouse.org/template.cfm ?page=17&year=2006>; <http://free-domhouse.org/template. cfm?page=139&edition=7>.

39 <http://www.carnegie.ru/ru/about/4484.htm>; <http://www.carnegie.ru/ru/ about/4485.htm>; <http://www.evrazia.org/article. php?id=295>.

&bsol;590&bsol;

так называемая глобальная массовая культура, превращающая мир в «глобальную деревню» в национальных интересах этой страны, имеющей претензии на мировое господство.

Через массовую культуру могут запускаться различные идеи - - например, что миром должны руководить закрытые тайные структуры и общества (тема тамплиеров, «кода да Винчи» и т. д.). В то же время обращает на себя внимание обилие фильмов-катастроф. В массовое сознание вбрасываются некие блоки знаков-образов: катастрофы, тайные (закрытые) организации как формы управления. Это не конспирологическая схема, а нормальная картина идейно-психологической (психоментальной) пропаганды и обработки, нейролингвистического программирования с помощью кино и массовой литературы. Кстати, о важности этих форм постоянно говорят неоконсерваторы.

В свете вышесказанного сетевые войны можно рассматривать как новый тип информационных войн в условиях глобализации и монополярного мира. Главными установками здесь выступают идея информационного превосходства и внушение вовлеченному в сетецентричные операции населению бессмысленности военной, политической, экономической и культурной конкуренции с США.

Таким образом, факт вступления мира в эпоху информационной манипуляции является очевидным. Постмодерн — это не только метафорический язык богемы, но и утвердившаяся реальность современных способов управления.