Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 108 из 114)

Заметной в контексте данного исследования является «теория» постиндустриального общества. Она призвана решать две масштабные задачи: экономического ослабления геополитических противников и, одновременно, прикрытия современного неоколониального мироустройства.

Раскрытие манипулятивного идеологического компонента этой теории дает дополнительное понимание природы мирового финансового кризиса и латентного управления миром.

К истории появления массовой псевдоидеологии постиндустриализма

Признанным отцом постиндустриальной концепции считается Д. Белл, сформулировавший в своих трудах выводы о тенденциях мирового развития в виде систематизированной схемы, которая составляет стержень сегодняшней теории постиндустриального общества.

Согласно постиндустриальной теории, общества, независимо от политических систем и культур, неизбежно в своем развитии

42 НГ-Сценарии. 23.05.1996.

43Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

\596\

последовательно проходят одинаковые фазы, критерий которых заключается в технологических аспектах организации общественного производства: аграрную (господствует первичный сектор производства), индустриальную (приоритет вторичного промышленного сектора производства) и постиндустриальную (приоритет сектора сервиса/услуг). Принцип доминирования определенного сектора производства определяет степень развитости того или иного общества.

Во второй половине XX в. кризис индустриализма приобрел черты системного кризиса, что побудило западных философов, культурологов и социологов к интенсивным изысканиям. Была выдвинута идея об исчерпании потенциала индустриализма и наступлении некоего нового этапа, самоназванием для которого в самом общем виде стал постиндустриализм.

Новой геополитической реальностью в тот момент стал распад мировой колониальной системы. На карте мира одно за другим появлялись самоопределившиеся государства. Возникла реальная угроза потери Западом положения мировой метрополии.

Философские поиски привели к выводу о завершении цикла индустриальной эпохи и сложившегося в ней типа общества. Локальная цивилизация, условно называемая Западом, осознала неизбежность отказа от универсализма Просвещения и демократического идеала ввиду невозможности распространить западный образ жизни на все человечество из-за ограниченности невозобновляемых ресурсов. Поэтому на Западе развернулись дебаты относительно того жизнеустройства, которое возможно и желаемо по завершении эпохи индустриализма. Начались систематические и масштабные футурологические исследования.

Во время всплеска этих изысканий возникла целая сеть организаций, занятых разработкой «образа будущего» -- как для всего мира, так и, главное, для Запада в этом мире. Примером возникшей в этом русле организации служит Римский клуб, который стал заказывать видным системным аналитикам доклады со сценариями развития цивилизации в среднесрочной перспективе. В противовес Римскому клубу по инициативе Н. Рокфеллера была создана «Трехсторонняя комиссия» под руководством 3. Бжезинского. Она разрабатывала проекты будущего общества в «полузакрытом» порядке. Действовало множество аналитичес-

\597\

ких центров, и государственных, и корпоративных (известные примеры -- Гудзоновский институт или корпорация «РЭНД»). Масштабы эгой футурологической деятельности были велики, Запад переживал всплеск футурологической апокалиптики.

В 1970 г. Римский клуб заказал группе Д. Медоуза в Массачу-сетском технологическом институте (США) провести исследование, целью которого было «выявить катастрофические последствия существующих тенденций и стимулировать политические изменения, которые помогли бы их избежать». В 1972 г. по результатам этого исследования вышла книга «Пределы роста». Вывод по результатам исследования был таков: «Необходимо принять меры, чтобы обеспечить рационализацию всей производственной системы и передислокацию промышленности в пределах планеты». Так было положено начало практической разработке современной доктрины глобализации. Это было проектирование того обобщенного образа «цивилизации Третьей волны», который и обозначался словом постиндустриализм.

Необходимо было срочно предложить новую парадигму мирового развития, предполагающую сохранение западного уровня жизни в условиях распада колониальной системы. Поэтому в сценарии «рационализации» мировой производственной системы и ее «передислокации в пределах планеты» Запад стремился стать центром по генерации знаний (наука, технологические разработки и дизайн) и центром исходящих потоков информации.

Президент Европейского банка реконструкции и развития, один из заметных теоретиков «проекта» глобального мира Ж. Аттали в 1990 г. написал книгу «Тысячелетие. Победители и побежденные в грядущем мировом порядке. Линия горизонта». Она вышла в России в 1993 г. под названием «На пороге нового тысячелетия»4'1. В ней Аттали так описывает будущую систему: «В грядущем новом мировом порядке будут и побежденные, и победители. Число побежденных, конечно, превысит число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отравленной атмосферы, а на них никто не станет обращать внимания из-за простого без-

44Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993.

\598\

различия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сравнению с такой картиной».

В своей последней книге «Краткая история будущего», вышедшей в 2006 г., Аттали уточняет прогноз, исходя из опыта последних двух десятилетий. Он видит будущее как «триумфальный марш денег». Вот это действительно откровенно!

Аттали считает, что если этот марш продолжится, то «деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства», которые они мало-помалу разрушают (даже у США не останется шансов выжить). Тогда рынок сформирует то, что Аттали называет гиперимперией - - планетарной, создающей огромные состояния и ужасающую нищету. «Природа там будет варварски эксплуатироваться, все будет частным, включая армию, полицию и правосудие. Человеческое бытие станет артефактом, предметом массового спроса, потребители которого также станут артефактами. Затем обезоруженный, бесполезный для своих собственных созданий человек исчезнет». Но кому будет выгодна такая система мира? Об этом нетрудно догадаться — уже идентифицированному выше клубу бенефициаров.

Бороться с такой глобализацией, по мнению Аттали, нельзя, ибо это «погрузит человечество в пучину регрессивного варварства и опустошительных битв при помощи оружия, которое сегодня немыслимо... Противостоять друг другу будут государства, религиозные группировки, террористические организации и бандиты-одиночки. Это может привести к уничтожению человечества»45. Это прогноз Аттали на середину XXI века.

Прогнозы на 2010 г., которые были сделаны почти тридцать лет назад, были весьма пессимистичны и в целом оправдались. По заказу Римского клуба было проведено исследование проблемы продовольствия в мире (проект X. Линнеманна). Математическое моделирование ситуации в десяти геоэкономических регионах для каждого года вплоть до 2010-го тогда показало, что Земля даже при достигнутом в 1980-е гг. уровне технологии в состоянии прокормить гораздо больше людей, чем предрекали самые смелые прогнозы — при условии, что наличная пища будет распределяться между людьми более справедливо. Однако моделирование для реальных условий привело к выводу, что масштабы голода

45 <http://www.rosbalt.ru>.

&bsol;599&bsol;

в мире будут увеличиваться. К 2010 г. ожидалось увеличение масштабов голода в мире более чем 3 раза.

Но поскольку более справедливое перераспределение продовольствия и других ресурсов в пределах планеты означало неизбежное снижение потребительских стандартов Запада, следовательно, оно не могло быть принято в качестве вектора мирового развития. Соответственно, должны были появиться теории, с одной стороны, оправдывающие несправедливо более высокие условия жизни «золотого миллиарда», а с другой стороны, способные решить возникшую проблему недостаточности мировых ресурсов.

Решением первой задачи стал постиндустриализм. Решение второй задачи также было найдено: главной угрозой существованию человечества была признана стремительно увеличивающаяся численность населения стран мировой периферии и полупериферии. Тезис о том, что Земля перенаселена, формулировался все более и более жестко. Вот заявления ученых из США: «Рост населения — главная причина бедности, и нынешний его темп есть планетарный экопатологический процесс»46. «С нынешним населением Земли, превышающим 5 миллиардов, мы, вероятно, уже давно исчерпали возможность устойчивого развития»47. В докладе А. Кинга и Б. Шнайдера сказано, например: «Все проблемы большинства развивающихся стран в значительной степени связаны с быстрым ростом численности их населения»48.

Найденный Западом источник всех бед отнюдь не был беспрецедентным в его истории, на помощь западной цивилизации вновь пришла теория Т. Мальтуса конца XVIII в. Мальтус, руководствуясь необходимостью оправдать систему отказа от социальных реформ в Англии и оправдать сложившееся жизнеустройство, доказывал, что причина нищеты и ее последствий, пороков и преступлений в Англии и подобных ей странах — «нерассудительность массы народа в деле размножения»49.

46 У Херрн, 1990. Цит. по: Кара-Мурза С.Г. Концепция «золотого миллиарда» и Новый мировой порядок [1999] // <http://www. kara-murza.ru/books/articles/ orol.htmb.