Отдельные аспекты и направления финансовых кризисов рассматривались в трудах как зарубежных, так и отечественных экономистов:
- проблемы ликвидности, финансового риска и финансовой стабильности, а также участия транснациональных банков в перераспределении кризисных процессов (М. Коули, Т. Сэндлер, О. Уильямсон);
- вопросы моделирования финансовых кризисов (М. Брук-шир, Р. Каминнгз, Дж. Кэйджел, Ф. Найт, Э. Рот, В. Шульц, И. Шумпетер);
- место и роль финансовых кризисов в подрыве экономической стабильности и общеэкономических кризисах (Б. Бер-нанке, А. Гринспен, Р. Каган, Ф. Мишкин, Ч. Моррис, Ф. Найт, Розенберг, Г. Шинази);
2 <http://www. vedomosti.ru/glossary/>.
3<httpi//ru.wildpedia,org/wiki/%DO%A4%DO%B8%DO%BD%DO%BO%DO%BD% D1 %81%DO%BE%DO%B2%D1 %8B%DO%B9_%DO%BA%D 1 %80%DO%B8%DO% B7%DO%B8%D1%81>.
\008\
- общие проблемы развития теоретических и практических аспектов финансовых и экономических кризисов (З.В. Атлас, А.А. Варга, В.В. Геращенко, Е.Ф. Жуков, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, Н.П. Радковская, Ю.А. Соколов, В.М. Фетисов, А.С. Цаголов, A.M. Тавасиев, М.М. Ямпольский и др.)4. Значительный вклад в разработку методологии изучения финансовых «мыльных пузырей» и кризисов внес экономист Чарлз Киндлебергер. Изучая крупные финансовые кризисы в период 1720-1999 гг., он выделил семь стадий, которые характеризуют финансовую «манию» или «мыльный пузырь»:
1) смещение исторических ожиданий доходности определенного актива;
2) доступность кредитования;
3) провозглашение «новой экономической действительности», когда старые модели оценки доходности замещаются новыми, оправдывающими иррациональное ценовое поведение актива;
4) привлечение спекулятивной торговли;
5) увеличивающийся объем торговли активом, а затем переоценка ожиданий и дискредитация актива;
6) финансовая паника и кризисное управление;
7) привлечение к регулированию экономических процессов государственных институтов управления, правительственные и законодательные реформы5.
Заметим, однако, что в этой схеме «смещение исторических ожиданий» не объясняется никак. Не рассмотрен вопрос о том, как и кем формируются эти ожидания. Не проанализирован механизм переоценки ожиданий. За кадром остается и то, в какую «черную дыру» попадают реальные активы. В общем, вопросов в этой схеме больше, чем ответов.
Также существует разделение кризисов на страновые, региональные, международные и мировые (о действительно общемировом характере кризисных явлений речь идет только в двух последних случаях).
4 Ключникова Н.В. Закономерности и противоречия финансовых кризисов в условиях глобализации хозяйства: автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 2009.
5Бакланова В. Коллапс рынка недвижимости США и мировой финансовый кризис // <http://www. rusipoteka.ru/publications/baklanova-l.htm>.
\009\
В настоящей работе основное внимание уделено масштабным финансовым кризисам, которые, как правило, сопровождаются и экономическими кризисами. Масштабность может иметь место как на мировом, так и на региональном уровне.
Кризис как резкое изменение экономических и (или) финансовых показателей
В современном научно-практическом дискурсе о кризисе много терминологического и смыслового релятивизма. Однако строгий научный анализ, включающий математическое моделирование, требует четких дефиниций используемых понятий. Обычно в общем потоке литературы, обращающейся к изменчивости конъюнктуры рынка, под кризисом понимают нечто, включающее и первое, и второе, и третье. Иногда относительность подхода настолько широка, что начинают говорить и о социально-политических событиях типа массовых волнений и революций, кризисов политических режимов и т. п.
Не вызывает сомнения предположение о том, что кризис должен кардинальным образом изменять положение дел в соответствующей сфере, которое напрямую или опосредованно может быть охарактеризовано неким набором количественных показателей. Для экономики страны это может быть система национальных счетов, биржевых индексов, валютных котировок и т. д. Очевидно, что период относительно стабильного развития характеризуется небольшими колебаниями показателей, обычной для истории медленной изменчивостью. Однако наряду со всегда имеющей место эволюционной изменчивостью какого-то показателя наступает период его резкой изменчивости, ровно так же, как и окончание этой резкой изменчивости (рис. В.1).
Резкое изменение, вообще говоря, не всегда предопределяет негативные последствия. Таким образом, под кризисом следует понимать резкую негативную изменчивость какого-либо показателя или их набора. Именно это позволяет выявить границы начала кризиса и его окончания.
Если речь идет о финансовом кризисе, то его можно определить как внезапно или резко наступивший дефицит оборотных финансовых ресурсов, или дефицит ликвидности. Что касает-
\010\
Рис. В.1. К определению кризиса
ся экономического кризиса или сопряженных с ним кризисов (финансово-экономических), можно говорить о экономическом ущербе в виде падения объема ВВП и уровня занятости, снижения инвестиционных потоков, роста инфляции или других показателей.
В качестве общих критериев идентификации кризисов во всем потоке исторической изменчивости предлагается следующий набор:
- глубина кризиса (значение падения показателей);
- продолжительность рецессии;
- география кризиса;
- отраслевой масштаб;
- продолжительность послекризисной депрессии.
Взаимосвязь финансового и экономического кризисов
Даже краткий обзор существующей литературы позволяет говорить, что в работах XIX — первой половины XX в. различные стороны финансового кризиса рассматривались в более широком контексте циклического развития экономики как явления, сопутствующие или предшествующие экономическим кризисам. В силу этого в XIX в. при рассмотрении промышленных кризисов основное внимание уделялось анализу биржевых паник, движению курса векселей, объемам вывоза или ввоза в страну золота и обесценению бумажных денег. В первой половине XX в. для
\011\
характеристики экономических потрясений исследовались динамика денежной эмиссии и банковских учетных ставок, масштабы биржевых паник и банкротств банков.
Во второй половине XX в. исследователи направили свой интерес в сторону экономико-математического моделирования отдельных кризисов. Однако на сегодня отсутствуют обобщающие модели отдельных финансовых кризисов, включающие их структуру, страновые особенности и место и роль в возникновении и развитии экономических кризисов. Увеличивающаяся роль финансовых инструментов (особенно производных) в причинности кризисов делает настоящую работу особенно актуальной.
Анализ наиболее значительных кризисов позволяет говорить о первичности именно финансовой их составляющей — резком раздувании, а затем «схлопывании» финансового «пузыря». Маркерами финансового кризиса как глубокого расстройства финансовой системы можно считать:
- неустойчивость курсов ценных бумаг;
— нестабильность и падение курса национальной денежной единицы;
- инфляцию;
- резкое несоответствие доходов бюджета его расходам;
- взаимные неплатежи экономических субъектов;
- несоответствие денежной массы в обращении потребностям денежного обращения.
Проблемы финансовой системы отзываются в других секторах экономики, в результате кризис принимает всеобщий характер, обретая новые черты:
- нарастающий спад производства;
- скопление нереализованных товаров на рынке;
- сильное падение цен6;
- крушение системы взаимных расчетов;
- крах банковской системы;
- разорение промышленных и торговых фирм;
- резкий скачок безработицы.
6 Хотя в последние годы наметилась новая тенденция — цены падают весьма незначительно или даже растут.
\012\
Проблемы ликвидности, финансового риска и финансовой стабильности
В современной литературе выделяются следующие основные зависимости в финансовой сфере, влияющие на состояние экономики в целом:
1) между спросом и предложением на финансовые ресурсы как факторы, отвечающие за стабильность рынков;
2) между размерами транснациональных институтов и их участием в перераспределении кризисных экономических процессов;
3) между новыми финансовыми продуктами и ослаблением внимания к инвестиционным рискам;
4) между государственными и рыночными началами развития финансовой и экономических сфер;
5) между национальными и международными составляющими в финансово-экономических кризисах;
6) между финансовой устойчивостью и дестабилизирующими тенденциями в экономике7.
Многие исследователи финансовых кризисов едины во мнении, что динамика цен финансовых активов определяется рациональными ожиданиями хозяйствующих субъектов относительно будущих доходов от финансовых активов. В этом неявно заложена апелляция к объективным детерминациям в пространстве большого количества «воль» акторов (апелляция к закону больших чисел).
Однако в настоящей работе основная гипотеза сводится к тому, что воля малого количества акторов (но обладающих беспрецедентной финансовой мощью) также является фактором развития. Воля человека не исчезает во взаимодействии бесконечно большого количества отдельных воль, а напротив — становится макрофактором в виде выделенной воли. Отсюда вытекает совершенно иной подход к природе кризиса, не только как к неустойчивости развития. Наряду с идеей о его стохастической природе (неустойчивость в системе взаимодействия большого количества акторов), циклически-резонансной, выдвигается новая идея — об управляемом кризисе в силу действия суперволи.