Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 28 из 114)

32 <http://www. rroj as databank, info/agfrank/>.

33Престовиц К. Указ. соч. С. 9.

34 К началу декабря 1997 г. были закрыты 56 из 58 крупнейших финансовых институтов Таиланда.

35 Но при этом Б. Клинтон в 1994 г. добился оказания помощи Мексике, оказавшейся в аналогичной ситуации.

&bsol;164&bsol;

Падение малазийской и индонезийской валют началось сразу за обвалом бата. Обращает на себя внимание, что меры премьер-министра Малайзии Махатхира по спасению ринггита путем запрета продажи малазийских ценных бумаг без покрытия и введения ограниченного контроля движения денег в стране, встретили жесткую критику со стороны международной финансовой элиты и американского правительства. А после заявления Махатхира на встрече в Гонконге об «аморальности валютных торгов» Малайзия была отрезана от внешних финансовых источников. И это показывает глобализм активной системы поддержки американского паразитизма.

Следующей жертвой спекулятивных финансовых атак международных (прежде всего американских) хедж-фондов стал гонконгский доллар, жестко привязанный к американской валюте. Хедж-фонды повели игру на понижение гонконгского фондового индекса «Хансен», одновременно продавая гонконгские доллары. Эти действия заставили правительство Гонконга, ради сохранения привязки валютного курса к американскому доллару, увеличить процентные ставки, что, в свою очередь, вызвало падение котировок акций и сделало прибыльными короткие позиции фондового индекса. Этого и добивались хедж-фонды, получившие огромные прибыли. После этого американское правительство закрыло глаза на действия правительства Гонконга, в ноябре 1997 г. положившего конец спекулятивным атакам путем скупки крупных пакетов обращающихся акций по курсу фондового индекса «Хансен».

В Корее общая кризисная схема была стандартной, но финансовый кризис совпал с предвыборной президентской кампанией в стране36. В ноябре 1997 г. падение корейской боны привело к тому, что группа крупнейших компаний страны объявила об отсрочке и приостановке внутренних и внешних инвестиционных проектов, а в конце декабря валютные резервы страны были полностью исчерпаны. Хотя действия корейского правительства по выходу из кризиса были аналогичны малазийским, американское правительство настоятельно рекомендовало банкам не вы-

16 1996 г. по инициативе США Корея была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития, что заставило ее открыть для США свои финансовые рынки: за короткий срок иностранные кредиты составили 13,1 млрд долл.

&bsol;165&bsol;

водить деньги из Кореи и продлить сроки кредитов. После этого Корея была вынуждена реструктурировать свою экономику по рецептам МВФ, находящимся под сильным влиянием американского финансового ведомства. Показательно, что Минфин США пресек все попытки Японии самостоятельно оказать помощь странам Юго-Восточной Азии во время азиатского финансового кризиса, включая идею создания Азиатского валютного фонда. Белый дом не мог позволить себе потерять единоличный контроль над регионом37.

Можно сделать вывод, что финансовые кризисы всегда вызывали переход собственности и власти к тем, кто сохранял свои активы и имел возможность предоставлять кредиты. Проводимая под руководством МВФ (читай: США) либерализация ускорила переход активов от отечественных владельцев к иностранным. Подобные процессы наблюдались в 1980-х гг. в Латинской Америке, в Мексике после 1994 г. и в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Для предотвращения перерастания контролируемых региональных кризисов в глобальный приходится организовывать «помощь» в виде кредитов, которые, в свою очередь, еще больше способствуют закреплению финансовой гегемонии США и их союзников. Ведь система международного кредита представляет собой один из скрытых механизмов финансового паразитизма.

Как уже указывалось, заимствования из-за рубежа в начале 2000-х гг. имели свой политический предел, поэтому основным источником бушевских войн стала система сеньоражных привилегий: другие страны обеспечивали американцев товарами, услугами и активами взамен на клочки бумаги с завышенной ценой38.

Таким образом, значительная коллекция наблюдений говорит о том, что финансовые кризисы организуются «рукотворным» образом и в этом смысле являются управляемыми. В свою очередь, современное манипулирование с правом эмиссии мировой резервной валюты представляет собой классический пример паразити-рования и присвоения благ. Вечный конфликт труда и присвоения, праведного и неправедного начал в потреблении благ приобрел на сегодня своеобразную форму, которая вполне реконструируется на научном языке — на языке теории и моделирования.

37Престовиц К, Указ. соч. С. 51, 87-95.

38АрршиДж. Утрата гегемонии — Т// Прогаозис. 2005. №2.

&bsol;166&bsol;

2.3. Трехфазная модель управляемого кризиса

Доллар, являясь резервной валютой, а также практически основной валютой по международным расчетам, востребован во всем мире. Это обусловливает высокий спрос на него, а также возможности организации, его эмитирующей, получать повышенный доход с его помощью.

В данном случае, рассматривая ФРС как предпринимателя с уникальным в мировом масштабе товаром, можно построить теоретическую модель действий ФРС, а также опробовать эту модель на имеющихся статистических данных.

В чем состоит интерес ФРС как предпринимателя? Как для любого продавца — в доходности бизнеса. Есть основания считать, что практически вся кризисная история рыночной экономики мира, или, можно сказать и так, история капитализма, связана с волей и интересом вполне человеческой, т. е. субъективной, природы. И познав ее, можно сформулировать рекомендации, как эту своеобразную кризисообразующую волю нейтрализовать и избавить мир от потрясений.

Выдвигаемая авторами модель базируется на ряде гипотез, которые далее будут доказываться на основе статистических данных:

а) исторически доминирует один и тот же механизм управляемого циклического кризиса;

б) понимание механизма управления кризисом (мотивов его бенефициаров и их действий) позволяет прогнозировать новые кризисы;

в) возможно разработать рекомендации мировому сообществу, государствам и геополитическим ареалам мира, самим США, как преодолеть «мировое зло».

Методология научного доказательства включает в себя следующее.

1. Введение понятия стандартного цикла финансового кризиса и его статистическое «портретирование».

2. Вскрытие причинно-следственных связей взаимозависимых параметров развития через устойчивость задержек во времени. Как известно, причина — это то, что происходит раньше.

&bsol;167&bsol;

3. Установление устойчивых и постоянных мотивов и интереса лиц, управляющих кризисами, которые периодически и приводят к кризису.

США в лице негосударственной независимой (это будет доказано) Федеральной резервной системы обладают беспрецедентным по своей ликвидности товаром — долларом. Как уже указывалось, существует вполне реальный собственник — продавец этого товара. Как известно, продавец, он же производитель этого товара, может вести свой бизнес, основываясь на двух различных психологических моделях (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Два психологических типа ведения бизнеса

Главный мотиватор производителя или продавца — это максимизация доходности. Еще Маркс говорил: «...обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20% — становится оживленным; 50% — готов сломить голову; 100% — попирать ногами все законы; 300% — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы»зд. Если эмитент тратит на печатание одной стодолларовой купюры 4 цента, а получает реальных благ на 100 долл., то нетрудно оценить норму прибыли (НП) такого бизнеса:

НП = (100-0,04) / 0,04 х 100%.

39Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 23. С. 770. 168

&bsol;168&bsol;

Получается 250 000%! Что ж, для бизнесмена это вполне осязаемый мотив. Естественно, реальная норма прибыли корректируется множеством деталей и нюансов, но общий смысл остается неизменным.

Конечно, практическая картина намного сложнее. Но любая научная теория строится на доминантах, вычленяя и доказывая их в условиях действия маскирующих факторов, «шумов», целенаправленной дезинформации и пр.

Итак, основная гипотеза модели управляемого кризиса строится на предположении об устойчивом архетипе поведения мирового эмитента. Этот архетип состоит в стремлении максимизировать доходность. Вычислить ее трудно в силу сложности обменных процессов в мире. Но создать доминантную модель возможно. Доходность эмитента в общем виде представлена на рис. 2.9. Доходность ~ (номинальная) х (физическая) х (финансовая активность).