7 Ключникова Н.В. Указ. соч.
\013\
Соответственно, возникновение спекулятивных финансовых «пузырей» объясняется не только неверными оценками рисков инвесторами и недостаточным учетом фундаментальных рыночных условий. Традиционный подход не принимает во внимание интересы крупных «игроков» (например, ФРС США), способных оказывать существенное воздействие на финансовые и, следовательно, экономические процессы. Спекулятивные «пузыри» — не только результат ошибочных оценок рисков, но и неотъемлемый атрибут биржевой игры, на что обратил внимание основатель хедж-фонда «Traxis Partners» Бартон Биггс8. Кроме того, динамика цен финансовых активов находится под давлением избыточной ликвидности в мировой экономике9, которая также создается вполне «рукотворно», о чем будет подробно сказано ниже.
Экономический кризис как следствие
резко возникшего дефицита оборотного финансового капитала
Выше было отмечено, что в своем дефиниционном ядре финансовый кризис — это резко возникший дефицит оборотного финансового капитала. Все дальнейшие и многообразные проявления кризиса (промышленная рецессия, банкротства и социальные последствия) вытекают из этого базового явления.
Многие исследователи, имея дело с действительно огромным массивом эмпирических параметров, описывающих состояние мира в условиях кризиса, попадают в «ловушку деталей» (т. е. «за деревьями не видят леса», согласно русской поговорке). За правильными, но производными в причинно-следственной цепочке деталями нужно видеть корневую причину. Настоящая работа и посвящена доказательству существования этой корневой причины.
Постепенно мировые финансовые кризисы становятся механизмом незаметного непосвященным «переформатирования» финансового, экономического и политического устройства мира. Более того, финансовые кризисы стали одним из инструментов глобального управления миром. К иным инструментам относят-
9Биггс Б. Вышел хеджер из тумана. /Пер. с англ. М.; СПб., 2007. 9Goodhart Ch. What Weight Should Be Given to Asset Prices in the Measurement of Inflation // Economic Journal. 2001. Vol. III. June. P. 335.
\014\
ся военно-политический и жандармский диктат и давление, прямая агрессия и такое современное средство, как информационно-психологическая глобальная манипуляция. Но эти инструменты, как доказывается в настоящей работе, производны от масштабного механизма мирового финансового паразитирования, который включает в себя организацию управляемых финансовых кризисов.
Постановка исследовательской задачи
Представляемая авторами работа призвана исследовать природу, институциональную структуру, состав и функции, принципы и механизмы, нормативную базу, динамику результатов функционирования и порядок управления мировой финансовой системой. На этом основании ставится задача вскрыть механизмы мировых финансовых кризисов, с учетом предполагаемого наличия имманентной истории основной их причины.
Поэтому сквозным предметом исследования является мировой финансово-экономический кризис как один из важнейших инструментов скрытого и паразитирующего управления мировой экономикой и мировым сообществом.
Основными задачами исследования стали следующие.
1. Фундаментальное описание мировой финансовой системы, ее взаимодействия с национальными финансовыми, экономическими и политическими системами.
2. Разработка новой объяснительной модели мировых финансовых кризисов с потенциалом их прогнозирования.
3. Реконструкция системных угроз мировой и российской безопасности.
4. Реконструкция скрытых механизмов мирового управления, выявление бенефициаров и акторов управления.
5. Формулирование основных требований и условий, созревание и выполнение которых необходимо для противодействия выявленным механизмам.
6. Формулирование рекомендаций для мирового сообщества (возможные схемы реконструкции финансовой системы и экономической системы обменов, мировых регуляторов, создание альтернативных систем, в том числе региональных).
\015\
Основная гипотеза исследования состоит в том, что современная мировая система финансов является значимым фактором в эволюции человеческой цивилизации. Отсюда вытекает предположение, что она управляется из локального центра в узкогрупповых экономических и политических интересах специфической части элиты Запада. Фактический центр управления, сформированный на основе конкретных групповых интересов, компактен, латентен и действует в международном масштабе, в том числе на клановых и сетевых основаниях, проникая в институты национальных внутристрановых систем управления.
Вскрытие и понимание генезиса, устройства, деталей механизмов и функционирования мировой финансовой системы позволили бы сформулировать необходимые условия ее модификации в сторону большей прозрачности, справедливости и безопасности на мировом и национальных (в том числе российском) уровнях.
В исследовании изучалась историография вопроса, использовался и обобщался обширный массив статистических данных, исторических рядов и трендов, были применены специальные методы кластерного анализа и многофакторного распознавания образов, способы установления иерархии причинно-следственных связей и декомпозиции проблем до уровня технологически (политически, финансово и экономически) разрешимых задач.
В целом работа представляет новую объяснительную и прогностическую модель мировых финансовых кризисов в контексте представлений о глобальном манипулировании миром и предлагает алгоритм противодействия имеющимся угрозам развитию мира в целом и России в частности.
Авторы благодарны Д.В. Ротштейну (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») за предоставленные материалы и полезные советы.
Авторы выражают особую признательность М.А. Абрамовой, П.В. Касьянову, Л.Н. Красавиной, Б.Б. Рубцову, В.В. Симонову, Д.В. Смыслову за предоставление отдельных материалов и за консультации, ставшие очень полезными в работах и дискуссиях, проведенных в ходе подготовке книги.
\016\
С предложениями, материалами и иными вопросами по дальнейшему развитию работы можно обращаться по тел.: (495) 981-57-03, 981-57-04, 981-57-09.
Почтовый адрес: 107078, Москва, ул. Каланчевская, 15, подъезд 1, этаж 5.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, профессору Сулакшину С.С.
Сайт Центра: www.rusrand.ru. Электронная почта: frpc@cea.ru.
\017\
Глава 1. История мировых финансовых кризисов
Поскольку одна из целей настоящей работы заключается в выявлении скрытого механизма манипулирования кризисными ситуациями в мире, в поле анализа были включены все значимые кризисы в истории человечества, зафиксированные в литературе. Но поскольку количество статистических данных, необходимых для построения модели кризиса и верификации гипотез и предположений, ограничено, оказалось возможным содержательно рассмотреть кризисы начиная с конца XVIII в.
1.1. Кризисы XVIM-XXI вв.: историко-статистический портрет Кризисы в исторической ретроспективе
Кризисы сопровождают развитие человеческого общества на протяжении всей его истории. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. — как нарушение равновесия между промышленным производством и платежеспособным спросом. Если до XX в. экономические кризисы ограничивались, как правило, пределами одной, двух или трех стран, то с началом XX в. они стали приобретать региональный, а затем и международный масштаб. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков крупные экономические кризисы случались около 20 раз1.
1Маслов О.Ю. История сокрытия американской рецессии или мир между Великой рецессией и Первой глобальной Великой депрессией (новейшая глобальная история в формате direct — часть 7) // Еженедельное независимое аналитич еско е об озрен ие. http: // ww w.polit. nnov.ru/2009/02/24/gistgreatrecess7/; Мировые экономические кризисы / Под общ. ред. Е. Варга. Т. 1. М., 1937; Обзоры мировых финансовых кризисов // <http://okrizise.narod.ru/artide/mirovie_ krizisy.htmb; <http://www.zanimaem.ru/articles/53/211>; <http://www.makc560. com/index.php?topic=1179.0>; <http ://www.spekul ant.ru/magazine/MirovyJ _fi-nansovye_krizisy_CHast_IV.html>; Никопаенко С.А. Новый экономический кризис s США: подход к определению возможного момента начала // Фонд «Бюро экономического анализа». Информационно-аналитический бюллетень. 2004. № 61 (июль); Современные циклы и кризисы. М., 1967; и др.
\018\
В литературе уже делались попытки ретроспективного анализа кризисов. В частности, Л.Е. Гринин и А.В. Коротаев взяли для рассмотрения 28 кризисов двух последних столетий, начиная с 1825 г.2 Авторы настоящей работы сочли возможным расширить перечень кризисов до 40 и отнести первый «кризис перепроизводства» к 1770-м гг. (табл. 1.1).
Мировые экономические кризисы рассматриваются в качестве одной из системных угроз начиная с XIX в.3 Но применение методики историко-синхронного странового исследования позволяет говорить о мифологической природе прогнозов планетарного финансового коллапса. Истории известны многочисленные кризисы, охватывавшие группы стран или целые регионы. Но всякий раз какая-либо из мировых геоэкономических зон демонстрировала, в отличие от других, пребывающих в кризисном состоянии, высокую динамику роста. Капитал не может исчезнуть «в никуда». Кризисы одних геоэкономических субъектов удивительно точно коррелируют с подъемом других. Логично предположить, что синхронный по пространству финансово-экономический «обвал — подъем» имеет в своем основании некие сценарные платформы.