Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 30 из 114)

\176\

Денежной массой в мире, как выше уже говорилось, могут управлять международные финансовые организации, объединенные в кланово сплоченную интернациональную сеть. Можно ли и почему можно говорить о клане? Да — потому, что коэффициент клановости топ-состава ФРС, подсчитанный по данным публичных официальных досье лиц, входящих в этот состав, составляет 47%. Много это или мало?

Для сравнения возьмем исторический тренд коэффициента клановости в руководстве СССР и России (рис. 2.16). Коэффициент клановости характеризует долю группы лиц в руководстве, объединенных существенно значимым для их деятельности признаком. Обычно это бывает признак типа орденского членства, родственных связей, землячества, национальности или какой-либо другой.

Рис. 2.16. Коэффициент клановости в руководстве СССР и РФ

Например, в России этот коэффициент исторически достигал своих максимумов, но никогда не превышал 35%. Как видим, 47% — это очень высокий показатель. Такой коэффициент позволяет уверенно говорить о наличии клана. Клановость ФРС имеет отчетливый интернациональный характер, объясняющий возможность клана управлять мировой финансовой сетью. Что же касается клуба бенефициаров, о нем более подробно речь пойдет ниже.

\177\

С помощью чего еще можно доказывать ответственность ФРС и латентного клуба бенефициаров за организацию мировых кризисов? Хорошо известно правило qui prodest — «кому выгодно». Используем его. Логика доказательства очевидна. Если автор кризисов — США, то наименьший ущерб от кризиса должен возникать именно для этой страны. Ущерб можно оценить из известных статистических рядов. Один способ включает оценку спада ВВП той или иной страны. На рис. 1.24 в главе 1 было показано, что США испытывали ущерб всего в 9% случаев кризиса за период 1960-2010 гг. Россия же, например, в годы ее новой экономической модели испытывала ущерб в 67% случаев.

Весьма показательна статистика кризисов мировых и собственно американских рецессии. На рассматриваемом историческом интервале величина межкризисного периода получается принципиально разной для США и других стран мира. Кризисы в США происходят все реже, а в мире — все чаще (см. рис. 1.4-1.5).

Ответ на вопрос «qui prodestстановится довольно очевидным, так же как понимание, кто может являться источником и управляющим мировыми финансовыми кризисами.

Выше было показано, что кроме цикличности (повторяемости) мировых кризисов имеет место постоянный тренд роста доходности мирового эмитента и клуба бенефициаров. Рост доходности приводит к постепенному сближению исходного (предкризисного) уровня финансово-экономических показателей и порога устойчивости экономики. Схематически «кинематика» этого механизма показана на рис. 2.17.

Рис. 2.17. Модель прогноза грядущего масштабного суперкризиса

\178\

Из рисунка видно, почему учащаются кризисы. Но следует еще очень важный вывод-прогноз. В какой-то момент трендо-вого роста исходной предкризисной доходности она достигнет порога устойчивости уже без возможности «текущего ремонта» по рецептам организации циклического кризиса. Что тогда будет? Возникнет кризис иной природы, гораздо большего масштаба. Кризис, отменяющий механизм паразитарной пирамиды. Его погасить обычными для ФРС методами уже не удастся.

На рис. 2.18 показана историческая зависимость межкризисного периода от времени.

Рис. 2.18. Прогноз zero-point для мировой долларовой пирамиды

Очевидно, что кризисы возникают все чаще и в пределе сольются в непрерывный кризис. Интервал между кризисами станет нулевым. Возникнет так называемая точка zero-point (нулевая отметка). Это означает, что паразитарная пирамида рухнет и должна произойти смена мировой финансовой системы. Срыв может произойти в районе 2022 года. Оставшиеся приблизительно 10 лет — не так уж много для преобразования мировой валютной системы. Мировому сообществу нужно действовать. Актуализируется эта тема еще и потому, что в условиях мирового кризиса финансовой системы становятся более вероятными глобальные войны, теракты, экономические потрясения.

2.4. Механизм управления мировой ликвидностью

Механизм управления мировой ликвидностью контролируется ФРС, эмитирующей доллары в зависимости от собственных нужд (рис. 2.19).

\179\

Рис. 2.19. ФРС — печатный станок

В ходе Великой депрессии и «нового курса» Ф.Д. Рузвельта произошло уничтожение золотого стандарта доллара, который должен был стать главной мировой ценностью и занять место золота. Вторая мировая война стала новым шагом к его упрочению. В 1944 г. в Бреттон-Вудсе была создана международная валютно-финансовая система, сделавшая доллар международной резервной валютой. Участники соглашения обязались поддерживать фиксированные курсы национальных валют по отношению к доллару США. В свою очередь, доминирование США в послевоенной мировой экономике обеспечило экспансию доллара и естественное распространение реальной власти его эмитента.

Когда в 1971 г. у США из почти 30 млрд долл. золотого запаса осталось всего 10 млрд долл., нарушился механизм обратимости доллара в золото. Поэтому Р. Никсон, истратив сотни миллиардов на войну во Вьетнаме, в одностороннем порядке отменил золотой стандарт доллара. Это открыло эпоху валютных спекуляций40.

40Анчуков С. Виртуальная экономика URL: http://www.whiteworld.ru/rubri-ki/000116/000/01090404.htm.

\180\

Отмена конвертации долларов в золото в 1971 г. привела к тому, что доллары оказались не обеспеченными никакими реальными активами. Возник замкнутый круг: деньги обеспечиваются товарами и услугами, объем которых несопоставим с денежной массой, измеряемой теми же деньгами. А эмиссия контролируется небольшой группой людей.

Федеральное правительство США занимает доллары у ФРС и выплачивает ежегодно в виде процентов около 400 млрд долл. из собираемых налогов. Беспроцентных денег США не производят, поэтому деньги на оплату процентов по кредитам и компании, и граждане могут занять только у ФРС, что приводит к все большему погружению населения в долговую пропасть. Сегодня подавляющее большинство граждан США находятся в пожизненной долговой кабале, т. е. стоимость всей их собственности и доходы меньше их долгов и стоимости их обслуживания. Последние десятилетия ФРС США распространяет эту систему финансовой зависимости на весь мир.

Международная финансовая система, основанная на ничем не обеспеченном (кроме долговых обязательств, которые никогда не будут погашены) долларе, эмитируемом ФРС США, имеет все признаки типичной финансовой пирамиды. Отличие состоит лишь в ее гигантском масштабе и беспрецедентных ресурсах власти, ее обеспечивающей. Стоимость доллара определяется постоянно генерируемым искусственным спросом на него, как на главную мировую резервную валюту. Фактически доллар является «ценной бумагой», опирающейся только на доверие к нему плательщиков, обеспеченное сложной системой политических, психологических, военных, финансовых и организационных мер. Международная финансовая система обязывает все страны пользоваться долларом в качестве главной резервной валюты, основного платежного средства, обеспечивающего международную торговлю, и, что еще более значимо, брать долларовые кредиты, для выплаты процентов по которым приходится прибегать к еще большим займам в тех же долларах. Это дает ФРС право и возможность неограниченной эмиссии, что создает мировую финансовую пирамиду41.

41Лисовский Ю. Экономика безумия URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/ 001 с/00121771.htm.

\181\

Лишняя денежная масса «сбрасывается» на международный товарный рынок в обмен на сырье или переливается в высокоприбыльные сектора финансового рынка. Тем самым начинают надуваться «пузыри» в финансовой сфере. Например, в 1995-2000 гг. деньги шли прежде всего в сектор «высоких технологий», что отражает индекс NASDAQ. До 2000 г. рост этого индекса происходил почти по экспоненте, а общий объем капитализации составил порядка 10 трлн долл. Цены акций многих компаний в сфере информационных технологий увеличивались ежегодно в десятки раз. Потом вверх пошли котировки ценных бумаг, связанные с рынком недвижимости. Сфера приложения спекулятивного капитала может меняться. Главное, что для «сброса» растущей долларовой массы необходимо стимулирование постоянного роста потребления на внутреннем и внешнем рынке.

Избыточные доллары во все возрастающем масштабе используются для обслуживания рынка ценных бумаг (в основном дери-вативов) путем надувания спекулятивных «пузырей». С 1970-х гг. деньги окончательно утратили связь с производством реальных ценностей, в силу чего «финансовый пузырь» .рос угрожающими темпами, заметно превышая темпы роста реальной экономики (табл. 2.7 и рис. 2.20)42.

Таблица 2.7

Соотношение совокупного мирового продукта и спекулятивного финансового капитала

1973 1988 1990 1997 2000 2008
Размер спекулятивного финансового капитала, трлн долл. 20 150 210 370 400 >900
Совокупный мировой продукт, трлн долл. 3,9 18,07 20,4 32,3 40 65,6

Важнейшим инструментом современного «ростовщичества» стала кредитная карточка. Банк, организуя систему кредитов, создает на рынке добавочную денежную массу и получает возможность вкладывать ее в финансовую пирамиду путем заимствования из будущих доходов клиентов. В середине 1990-х гг.