Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 35 из 114)

Взаимодействие национальной и мировой валюты

В течение столетий функции мировой валюты как универсального средства осуществления взаимных платежей выполняло золото. Такая ситуация сохранялась до XVIII-XIX вв., когда в Западной Европе стал формироваться новый очаг накопления капитала (с центром в Великобритании), который, в отличие от предыдущих (Венеция, Генуя и Голландия), со временем расширился до всемирных масштабов. Став «мастерской мира» и аккумулировав огромные резервы капитала, в том числе вывозимого за рубеж, Великобритания обеспечила за своей национальной валютой (фунтом стерлингов) роль универсального средства осуществления платежей. Впрочем, функции фунта как мировой валюты были в значительной степени ограничены. Во-первых, потому, что официально мировыми деньгами считалось золото, что было закреплено на Парижской конференции в 1867 г. Следовательно, национальные валюты могли претендовать на роль всеобщего средства платежей лишь постольку, поскольку они были обеспечены золотом. В конце XIX в. такую политику практиковали несколько крупнейших европейских государств, придерживавшихся монометаллизма б финансовой сфере. Это гарантировало им сравнительную самостоятельность. В условиях относительной замкнутости национальных экономик переток золота в один общий центр был ограничен. В результате ряд европейских валют претендовали на роль универсального средства осуществления платежей: уже упомянутый фунт стерлингов, французский франк, валюта страны — «мирового ростовщика», и немецкая марка, укрепившаяся в конце XIX в. Введение золотого обеспечения русского рубля в конце XIX в. также способствовало усилению его позиций среди европейских валют.

Ситуация в корне изменилась после Первой мировой войны, во время которой золото повсеместно стало использоваться для осуществления военных-закупок. Впервые на официальном уровне мировыми деньгами, наряду с золотом, были признаны конвертируемые в золото валюты ведущих государств мира, в первую очередь США, накопивших за годы войны огромные золотые резервы. Таким образом, доллар постепенно взял на себя роль мировой резервной валюты, что официально закрепили реше-

\205\

ния Бреттон-Вудской (1944 г.) и Ямайской (1976 г.) конференций. Именно в рамках «долларовой» экономики сложилась современная мировая денежная система.

Ее структура сравнительно проста. Базовым элементам денежной системы остается национальная валюта, как совокупность законных платежных средств, «государственных единиц обмена», определяемых государством, эмитируемых и регулируемых национальным центральным банком. Понятие «валюта» на современном этапе экономического развития подразумевает не вещь как таковую, обладающую какой-либо потребительной стоимостью, а лишь абстрактное формальное обязательство центрального банка страны, обладающее исключительно меновой стоимостью, возникшей в результате спроса на валюту, в том числе, например, для уплаты налогов. Помимо понятия «национальная валюта» элементами денежной системы являются международная коллективная валюта и мировая валюта. Они выступают также частями агрегированного понятия «деньги». В отличие от национальной валюты они всегда формализованы в международном праве, но стихийное начало в международной или мировой валюте также присутствует.

Доллар США из национальной стал мировой валютой не только и не столько в силу решений конференций, сколько вследствие той сильной роли, которую играли (и играют, несмотря на кризис) США в мировой экономике. Эмиссия долларов осуществляется ФРС США не только в соответствии с потребностями внутреннего обращения, но и исходя из спроса на доллары со стороны мировой экономики, прежде всего нефтедобывающих стран, Китая, Японии и России. Удельный вес товаров и услуг США в мировом товарообороте составляет 13%, но доллар США обслуживает более половины мирового товарооборота. Более половины операций на рынке ссудных капиталов осуществляется в долларах США. На валютном рынке более 80% составляют доллары США. Мировые валютные резервы центральных банков составляют около 2 трлн долларов США. Поэтому устойчивость доллара как резервной валюты зависит не только от состояния американской экономики, но и от состояния экономик стран, предъявляющих спрос на доллары как резервную валюту. Верно и обратное — «проблемы» экономической системы США, включая и денежную,

\206\

становятся «проблемами» других стран, а финансовая глобализация ускоряет через так называемый трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики передачу возникающих в США «шоков» в другие страны.

Во время кризиса особенно ярко проявилась двойственная природа доллара США. Доллар США, являясь мировой валютой, выступает одновременно и как элемент национальной денежной системы, т. е. регулируется теми же факторами и на тех же принципах, что и любая другая национальная валюта. Поскольку, при всей уникальности функционирования национальных денежных систем, базовый, организационный и регулирующий блоки денежных систем формируются на общих экономических принципах. Современные деньги, в том числе и валюта, носят обязательственный характер, обеспечены активами эмитентов, эмитируются на обязательственной основе, поэтому в их эмиссии особую роль играет долговая политика, приводящая к возникновению определенных финансовых обязательств, которые либо сами выполняют функции денег, либо вызывают появление финансовых инструментов (например, производных ценных бумаг), на основе которых эмитируются денежные средства.

Таким образом, доллар как национальная валюта мало чем отличается от других национальных валют с точки зрения его экономической характеристики как «валюты», Специфика его эмитента — ФРС, как совокупности коммерческих банков, выполняющих функции центрального банка, не меняет «природы» доллара.

Другое дело — специфика доллара как мировой валюты. Доллар выполняет функции мировых денег вследствие «сильной позиции» американской экономики, той роли, которую играли и играют США на мировых товарных и финансовых рынках. В условиях стабильного экономического развития экономики США противоречия между функциями доллара как национальной валюты и как международной валюты «сглаживались» положением «сильного доллара», доверием к способности доллара успешно выполнять функции международного расчетного, платежного и резервного средства.

Кризис привел к нарастанию этих противоречий: значительная часть мировой экономики заинтересована в сильной мировой ва-

\207\

люте, как форме устойчивого, надежного актива, а национальная экономика США — в «слабом» долларе, поскольку «слабый» доллар делает американские товары более конкурентоспособными на мировом рынке по сравнению с европейскими товарами. Поэтому политика «слабого» доллара может проводиться и проводится сознательно, в целях поощрения конкуренции на мировом рынке и создания преимуществ для американских товаров, учитывая почти монопольное положение доллара на мировом рынке.

С другой стороны, политика «слабого» доллара приводит к ослаблению функции доллара как средства накопления, что не позволяет инвесторам принимать эффективные экономические решения, сдерживает их стремление к инвестированию в активы, номинированные в долларах.

Все это подпитывает активно ведущиеся дискуссии на тему перехода к новой мировой резервной валюте. В числе возможных альтернатив доллару называют евро, а также некие искусственные, пока не существующие глобальные валюты (амеро, «золотой динар» и т. п.). Возможность выдвижения юаня на роль мировой валюты пока не ясна, так как Китай не спешит жертвовать интересами национальной экономики ради поддержания мировой финансовой стабильности. Рассматривается перспектива использования нескольких резервных валют, на роль одной из которых претендует рубль. В любом случае, отход России от системы привязки своей национальной валюты к доллару представляется насущной необходимостью. На то есть несколько причин.