Смекни!
smekni.com

Мировые финансовые кризисы p (стр. 66 из 114)

При общем росте расходной части бюджета (на 11,3% в 2010-2013 гг.) доходы государства оказываются недостаточными, поэтому для балансирования бюджета избран механизм форсированных государственных заимствований. При этом график заимствований показывает, что правительство сознательно использует схему «долговой спирали» Не предполагая их инвестиционного использования в целях создания базы для последующего погашения, правительство придерживается схемы «новые долги для погашения старых». В свое время многие развивающиеся страны в результате использования именно этой схемы оказались в ситуации долгового кризиса.

Вопреки заявлениям об ориентации на создание инновационной экономики, Правительство РФ не планирует существенного расширения расходов на науку и образование.

В целом нет оснований считать бюджетные проектировки на 2011-2013 гг. соответствующими основным принципам бюд-

\365\

жетной политики стран, правительства которых на практике реализуют принципы экономической независимости и развития национальной экономики. Как и в предыдущие десятилетия, в бюджетных проектировках нет выраженных принципов опоры на собственные силы или импортозамещения. При этом при составлении проекта бюджета расчеты привязаны к единственной валюте — доллару США, исходя из потенциальной курсовой динамики которого выполняется бюджетный прогноз. Таким образом, бюджетная политика после кризиса 2008 г. никак не меняет зависимое от мировой финансовой системы положение России.

Еще одним фактором риска для российской денежной системы в условиях финансовой глобализации является зависимость колебаний денежной массы в РФ от накопления валютных резервов и роста чистых иностранных активов. В свою очередь, изменения на мировых товарных и финансовых рынках (прежде всего нефти и газа) приводили к соответствующей реакции предложения российского денежного рынка, усиливая его волатильность.

Большинство стран предпочитает режим регулируемого плавания курса национальной валюты и периодически использует валютные интервенции. Россия декларирует режим управляемого (регулируемого) плавания валютного курса. Однако вопросы этого регулирования требуют отдельного анализа. В конце 2008 г. рубль был девальвирован на 50%, а в 2009 г., напротив, ревальвирован (рис. 4.13)41.

Рис. 4.13. Динамика курса доллара США

41 По материалам Банка России.

\366\

На девальвации рубля «системообразующие» банки (за счет полученных у государства рублевых кредитов) всего за три месяца 2008 г. заработали более 75 млрд долл. Вместе с тем в России при росте курса доллара (ослаблении рубля) потребительские цены, особенно на продукты питания, начинают расти. В целом уровень инфляции в России в 2008-2009 гг. был одним из самых высоких в мире среди сопоставимых стран, хотя высокая инфляция не характерна для периодов экономической рецессии (рис. 4.14)42.

Рис. 4.14. Инфляция потребительских цен в некоторых странах

Анализ показывает, что как такового управления валютным курсом Банк России не осуществляет. Он не публикует национальные официальные курсы российского рубля, за официальные курсы иностранных валют, в частности за официальный курс доллара, выдаются биржевые курсы (рис. 4.15)43.

По итогам каждой ежедневной торговой сессии на ММВБ по семи иностранным валютам, включая доллар США и евро, рассчитывается средневзвешенный биржевой курс каждой валюты, который и объявляется в итоговых информационных бюллете-

По материалам Всемирного банка. i По материалам Банка России.

\367\

Рис. 4.15. Официальный и биржевой курс доллара США

нях. При определении официального курса рубля относительно доллара США Банк России использует средневзвешенный курс рубля к доллару США на последней утренней биржевой сессии и округляет с точностью до копейки44. Таким образом, официальный курс рубля равен курсу биржевых спекуляций.

Этот пример управления валютными курсами неизбежно ставит вопрос об эффективности применяемых Банком России методов и инструментов денежно-кредитной политики и адекватности самой ее концепции требованиям современной экономики в условиях финансовой глобализации. Пока посткризисное развитие денежной системы России свидетельствует о том, что основные факторы риска, которые усугубили в России кризис 2008 г., сохраняются. Заявленный курс на модернизацию практически ничего не поменял. Уроков из кризиса не извлечено, а значит, новые кризисы неизбежны.

1 По материалам сайта ММВБ: www. mkex.ru.

\368\

Глава 5. Федеральная резервная система США

5.1. История механизма эмиссионной ренты и замещения государственной эмиссии частногрупповой

Виртуальная экономика

Термин «виртуальность» довольно многозначен. В целом еще не сложилось единого понимания того, что представляет собой «виртуальная экономика»: ее определения являются весьма спорными и нередко противоречат друг другу.

Деление мирового хозяйства на реальную и виртуальную части весьма условно, так как виртуальная экономика существует реально, являясь неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Под виртуальной экономикой чаще всего понимается эмерджентная1 экономика, существующая в виртуальной реальности и обычно основывающаяся на обмене виртуальными благами, но одновременно позволяющая обменивать виртуальную валюту на реальную. Ожидается, что к 2015 г. в развитых странах 50% услуг будет оказываться через Интернет2.

К. Гедди и Б. Икес в конце 1990-х гг. ввели термин «виртуальная экономика» для описания сложных отношений между бартерным и денежным секторами экономики3. Однако С. Кара-Мурза справедливо обратил внимание на абсурдный разрыв «виртуальной экономики денег с реальным хозяйством как производством и потреблением вещей»4. Ведь оценка стоимости предприятий «новой экономики» построена на маркетинговых расчетах по-

1 Эмерджентность (англ, emergenceвозникновение нового) в теории систем обозначает несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов («системный эффект»).

2 Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. / Под ред. А.А. Дынкина. М.: Наука, 2000. С. 120.

3 Подробнее по этому вопросу см.: Гедди К., Икес Б, Виртуальная экономика и экономическое возрождение России // Экономические стратегии. 2001. № 5-6. С. 46-53.

4Кара-Мурза С, Деньги и природа: виртуальная экономика и реальное хозяйство // Философия хозяйства. 2000. Апр. URL: http://www.situation.ru/app/ rs/books/articles/money_nat.htm.

\369\

тенциальной прибыли, которые предполагают устойчивый рост на протяжении десятилетий. Однако основы таких активов весьма сомнительны, и любое замедление темпов роста фондового рынка и темпов роста экономики в целом ведут к началу крупномасштабного кризиса. Дистанцию между оценками рынка и реальностью показывает, например, тот факт, что с 1992 по 1999 г. стоимость одной акции интернет-провайдера America Online выросла в 925 (!) раз5.

Другое понимание виртуальной экономики связано с категорией «электронной (сетевой, цифровой) экономики», в которой благодаря цифровым телекоммуникационным сетям субъекты могут осуществлять любую хозяйственную деятельность6. Кроме того, под виртуальной экономикой понимают экономику, функционирующую на электронных товарах и сервисах, производимых электронным бизнесом и электронной коммерцией, расчеты внутри которой производятся электронными деньгами.

Показательно, что разработчиком концепции электронной экономики стал американский информатик греческого происхождения, брат бывшего заместителя госсекретаря США и бывшего директора Национальной разведки США (2005-2007 гг.) Джона Ди-митриса Негропонте, Николас Димитрис Негропонте. Использовав метафору о переходе от движения атомов к движению битов, Негропонте попытался обосновать преимущества такой экономики, и прежде всего возможности оперативно передавать информацию на любые расстояния. Правда, при этом скромно умалчивается о том, что виртуальная экономика позволяет практически мгновенно производить спекулятивные сделки с товарами, деньгами и ценными бумагами, создавая гигантские финансовые пирамиды.

Такой бизнес неизмеримо расширяет возможности компаний, предпринимателей и инвесторов при принятии управленческих решений, действиях на фондовых рынках и т. д., но одновременно повышает степень риска бизнеса, а при определенных условиях искусственно «раздувает» экономику и создает основы для глубоких кризисов. Главной особенностью виртуального хозяйства становится резкое ослабление причинно-следственных

5Кетоеа Н.П. Виртуальная экономика: общемировые и российские реалии XXI века URL: http://sorvolsu.ru/joumal/TESTl/ELl/9.pdf.

6 Там же.

\370\

связей, прежде всего на финансовом рынке, что повышает степень неопределенности в экономике, усиливает инвестиционные, валютные и другие риски. Б этой связи к условиям виртуальной экономики, по мнению Дж. Сороса, применима теория рефлективности, основанная на использовании принципа соотношения неопределенностей В. Гейзенберга7.