Эти изменения состоят в следующем:
- состав исполнительного совета, который по-прежнему будет насчитывать 24 члена, подлежит пересмотру каждые восемь лет, начиная со времени вступления в силу реформы квот;
- европейские страны с развитой экономикой сократят свое представительство в совете на две должности, а развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком получат, соответственно, дополнительные места. Это произойдет не позднее первых выборов совета после вступления в силу реформы квот, которые намечены на конец 2012 г.;
- после вступления в силу предлагаемой поправки к уставу фонда исполнительный совет будет состоять только из выбираемых исполнительных директоров, и тем самым ликвидируется категория назначаемых директоров (в настоящее время государства — члены фонда с пятью наиболее крупными квотами не избирают, а назначают своих директоров);
- возникает дополнительная возможность для назначения вторых заместителей исполнительных директоров, что повысит представительство в фонде групп, состоящих из большого числа стран. Данное изменение имеет определенное значение в особенности для стран с низкими доходами и малых стран.
Кроме того, «Группа двадцати» постоянно настаивает на том, чтобы главы и высшее руководство МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых организаций назначались в процессе открытого, прозрачного отбора с учетом деловых качеств и реальных заслуг кандидатур. В этом, в числе прочего, можно усмотреть намек на возможность отхода от привычной практики, согласно которой президентом Всемирного банка всегда является гражданин США, а директором-распорядителем МВФ — гражданин одной из стран ЕС.
Процесс реформирования глобальной валютно-финансовой системы не обходит стороной и Всемирный банк. В упомянутом выше «Заявлении о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения», принятом «Группой двадцати» на саммите в Лондоне, содержится обязательство провести в жизнь согласованные в принципе в 2008 г. реформы Всемирного банка. В октябре того же года президент Всемирного банка Р. Зеллик учредил специальную «Комиссию высокого уровня» (the High Level Commission) во главе
\524\
с бывшим президентом Мексики Э. Зедильо. Перед этой комиссией была поставлена задача разработать рекомендации, которые бы предусматривали существенную модернизацию системы управления Группы Всемирного банка (масштабы представительства государств-членов, права голоса, механизм принятия решений).
Участники Питтсбургского саммита «Группы двадцати» заявили, что для достижения справедливого распределения голосов между государствами-членами Всемирного банка нужна выработка «динамичной» формулы, которая прежде всего учитывала бы изменяющиеся веса стран в мировой экономике. Эта формула должна обеспечить в ходе очередного пересмотра распределения акций во Всемирном банке увеличение по меньшей мере на три процентных пункта суммы голосов развивающихся стран и стран с переходными экономиками, в дополнение к увеличению на 1,46% в пользу недостаточно представленных во Всемирном банке стран за счет излишне представленных, в соответствии с первой фазой реформы, голосов. При этом подчеркивалась важность того, чтобы были надежно защищены права голоса самых мелких и бедных стран.
В соответствии с достигнутой на Питтсбургском саммите договоренностью в начале 2010 г. реформа прав голоса во Всемирном банке была завершена. Доля голосов развивающихся стран и стран с формирующимся рынком увеличилась на 3,13 процентных пункта, а с учетом предыдущего прибавления возросла на 4,59 процентных пункта. Совокупная доля голосов этих стран в общей сумме голосов государств -- членов Всемирного банка составляет теперь 47,19%. Остается лишь вопрос — что это меняет по существу?
Для отдельных стран повышаются кредитные лимиты Международного банка реконструкции и развития, когда это необходимо, в особенности для более крупных по размерам стран. Это должно дать им возможность получить доступ к финансированию в требуемых объемах и тем самым содействовать стабильности и экономическому подъему в соответствующих регионах.
Произведена реформа прав голоса и в Международной финансовой корпорации, МФК (International Finance Corporation, IFC), входящей в группу Всемирного банка. В результате реформы сдвиг в пользу развивающихся стран и стран с формирующимся рынком составил 6,07 процентных пункта, в результате чего
\525\
общая доля голосов этих стран в МФК достигла уровня в 39,48%. В связи с реформой прав голоса в МФК произведено выборочное пополнение ее капитала. Кроме того, для обеспечения достаточности ресурсов МФК, необходимых для дальнейшего расширения ее деятельности, «Группа двадцати» на саммите в Торонто пообещала рассмотреть вопрос о введении долгосрочных гибридных инструментов для акционеров и механизмов удержания прибыли.
На Лондонском саммите было принято решение об образовании в рамках МФК нового «Глобального пула ликвидных средств» (the Global Trade Liquidity Pool) в объеме до 50 млрд долл. для поддержки мировой торговли на протяжении последующих трех лет, в значительной части за счет финансирования со стороны частного сектора. При этом сами члены «Группы двадцати» предоставят 3-4 млрд долл. в виде добровольных двусторонних взносов. Возможный объем кредитования в рамках этого пула — не менее 250 млрд долл.
Осуществляется масштабное пополнение ресурсов для механизмов льготного финансирования еще одной международной организации, принадлежащей к Группе Всемирного банка — Международной ассоциации развития, MAP.
«Группа двадцати» договорилась на саммите в Лондоне в апреле 2009 г. о поддержке расширения кредитования (в том числе для стран с низкими доходами) со стороны многосторонних банков развития, МБР (the Multilateral Development Banks, MDBs), со 100 млрд долл. до уровня в общей сложности примерно в 300 млрд долл. в течение последующих трех лет. На саммите в Торонто (июнь 2010 г.) было заявлено, что лондонские обязательства выполнены с превышением, в результате чего сумма выделенных кредитов уже составила 235 млрд долл., из которых более половины были предоставлены Группой Всемирного банка. Согласно оценке лидеров стран «Группы двадцати», при сокращении из-за кризиса источников финансирования в частном секторе кредиты многосторонних банков развития сыграли «критически важную роль» в достижении стабильности глобальной экономики.