Как проявление этой политики выглядит неравноправная торговля, установление цен на экспортную продукцию развивающихся стран в зависимости от интересов экономического развития в западных странах. В прибылях, извлекаемых монополиями (в первую очередь транснациональными) из развивающихся стран, воплощен неоплаченный труд трудящихся бывших колоний. Это именно то самое присвоение, которое на рис. 2.7 было приведено как иллюстрация основного конфликта в истории человечества.
В условиях борьбы двух мировых систем неоколониализм в ряде случаев шел на существенные тактические уступки ради стратегического выигрыша. Наряду с вывозом капитала ради получения прибылей происходит и его ввоз — для насаждения определенного способа производства, известного содействия промышленному развитию освободившихся стран (процесс, который представляется в информационном прикрытии как черта постиндустриализма).
Методы неоколониализма включают экономическое господство монополий, всевозможные акции по расширению социальной базы, различные политические и идеологические маневры, разжигание межнациональной, межплеменной вражды, натравливание одних политических групп на другие, насаждение антинациональных режимов, интервенцию, шпионаж, диверсии и т. п. Неоколониализм — политика современного западного альянса, приспособившегося к новой исторической ситуации с целью все того же присвоения в новой форме. Если взглянуть на Россию, то изменения структуры производства, вывоз капитала, «утечка мозгов», а затем и генофонда, превышение экспорта над импортом до трех раз в 1990-е гг. и в полтора-два раза в 2000-е гг. представляют слишком убедительную картину, чтобы сомневаться в сущности политики Запада и прозападных эшелонов в самой России по отношению к ее интересам и населению.
К 1970-1980-м гг. соотношение сил в холодной войне начинает склоняться в сторону западной коалиции. НАТО воспользовался
\546\
тем, что советская номенклатура начала перерождаться в неидеологический потребительский квазикласс. Это превращение развивалось на определенной социально-экономической основе, требуя укрепления и развития этой основы. Речь идет о трех процессах:
- во-первых, сведение к минимуму ротации кадров («застой»), преобладание на верхних и средних уровнях номенклатуры горизонтальной мобильности над вертикальной;
- во-вторых, развитие теневой экономики, ее срастание с хозяйственными органами, а через них — с партийными. Результат — формирование партийно-хозяйственных коррумпированных кланов;
- в-третьих, все большая интеграция СССР в мировой рынок в качестве поставщика сырья, приносившая номенклатуре «нефтедоллары» и требовавшая все более сателлитных отношений с Западом.
Особо следует сказать о постепенном превращении СССР в сырьевой придаток Запада. В 1980 г. советский топливно-энергетический комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. С 1960 по 1985 г. в экспорте СССР доля сырья увеличилась с 16,2 до 54,4%, а доля сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Растущая зависимость СССР от экспорта нефти повышала его уязвимость к воздействию тех сил, которые контролировали мировой рынок нефти и определяли цены на нем, — так было положено начало процессу частичной утраты суверенитета страны. В середине 1980-х гг„ с приходом прозападно настроенного Горбачева, это приведет СССР к трагическим последствиям, двинувшим страну к форсированному распаду.
Слишком интенсивно развивался военно-промышленный комплекс СССР. Реальное поддержание ядерного баланса не требовало такого наращивания военного потенциала, особенно в сфере обычных вооружений, которого добивалась военная верхушка в ведомственных и персональных интересах.
Военно-сырьевая сфера развивалась в ущерб остальной части народного хозяйства, а реальные потребности граждан в товарах повседневного потребления удовлетворяла теневая экономика и импорт. Эти образцы товаров, в условиях все более широкого доступа к информации «об иной жизни» в обществе
\547\
потребления, порождали новый стимул, активно разогреваемый информационно-психологической кампанией, разлагали общество и власть, компрометировали устройство страны в глазах населения.
Моральное и социальное разложение верхушки, ее материальный и ценностный (потребительский) разворот в сторону Запада были фактором системного и цивилизационного разрушения СССР и в то же время фоном и основой ошибок во внешней политике, которые объективно ослабляли СССР и которых в 1970-е -первой половине 1980-х гг. становилось все больше.
«Проспав» научно-техническую революцию 1970-х гг., продолжая мыслить стахановскими экономическими категориями, ворошиловскими оборонно-стратегическими категориями, отказавшись от своих собственных инженерно-технических линий развития в вычислительной технике, в материаловедении, советская верхушка оказалась неподготовленной к наступлению пришедших в себя после кризиса 1970-х гг. США, к новому витку холодной войны, к агрессивному курсу Рейгана, к массовой дезинформации программы Стратегической оборонной инициативы, ввергшей СССР в колоссальные расходы. Удары Спитака, Чернобыля были в этом же ряду. Западное давление первой половины 1980-х гг., рассчитанное на максимальное ослабление СССР, совпало с начавшимся процессом так называемой перестройки в самом СССР, с деятельностью Горбачева и его команды. Б этот период руководителей СССР, а затем России стали именовать на Западе то «лучшими немцами», то «лучшими министрами финансов», что соответствовало интересам Запада, но вело и продолжает вести к ослаблению страны. Вполне очевидно, что Запад приложил немало усилий для управления ситуацией в России1.
Такие методы используются Западом по отношению ко всему миру. Прежде всего это информационно-психологическое управление массовым сознанием и поведением элит, выстраивание десуверенизующей экономической ситуации для той или иной страны. Глобализация по-американски как раз и отражает эту технологию.
Вехами десуверенизующего разрушения внешнеполитического аспекта государственности СССР были следующие события:
1Сулакшин С.С. Измена. М„ 1998.
\548\
подписание 8 декабря 1987 г. советско-американского соглашения об уничтожении в течение трех лет ракет средней дальности, при этом СССР сокращал 1752 ракеты, а США -869. Беспрецедентный шаг Горбачева заключался в решении добровольно пустить под нож и ракеты малой дальности; начало вывода советских войск из Афганистана (февраль 1988 г.). В сущности, это была сдача позиций, при этом афганских союзников Горбачев бросил на произвол судьбы, по сути — предал;
на советско-американской встрече на высшем уровне 2-3 июня 1988 г. в Москве Горбачев пошел на дальнейшие уступки. Приземление немца Руста 27 мая 1988 г. на Красной площади позволило Горбачеву накануне визита Рейгана снять с постов своих противников в военной сфере — министра обороны С. Соколова и начальника ПВО А. Колдунова. Вполне вероятно, что перелет Руста представляет собой уже скоординированную акцию «горбачевцев» и западных спецслужб;
выступление Горбачева в ООН в декабре 1989 г., где он объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. чел. в течение двух лет;
фактическое поощрение горбачевским руководством антикоммунистических революций в Восточной Европе; мальтийская встреча Горбачева и Буша 2-3 декабря 1989 г. На ней фактически состоялась капитуляция Горбачева в холодной войне без реального поражения СССР, т. е. одностороннее прекращение Советским Союзом холодной войны; согласие Горбачева без особых условий на объединение двух германских государств (январь 1990 г.), согласие на вхождение объединенной Германии в НАТО — полная сдача геополитических позиций, которых СССР добился в результате победы в Великой Отечественной войне; роспуск военных (апрель 1990 г.) и политических (июнь 1990 г.) структур Организации Варшавского договора (при том, что никто не собирался распускать НАТО), роспуск Совета экономической взаимопомощи (июнь 1990 г.); заключение Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений - 1 (июль 1991 г.) — начало сокраще-
\549\
ния ядерного оружия, главным образом со стороны СССР. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 г., что можно считать официальным окончанием холодной войны, не ставшим, однако, окончанием геополитического наступления западного блока (НАТО) по всем направлениям.
В результате поражения СССР в холодной войне в мире сформировалось доминирование западной цивилизации. Западная политическая и финансовая элита демонстрирует свое активное стремление к сетевому управлению миром. Произошел переход от колониальной к неоколониальной, от расистской к неорасистской, от военно-экспансионной к экономической сетевой форме присвоения.
Но процесс развивается, и мир начинает на него реагировать, в том числе в виде сопротивления однополярной основе присвоения и паразитирования на всем мире или наоборот — в виде стремления упрочивать новый порядок присвоения.
7.2. Современная международная политика и финансовый процесс
Фактор внешнеполитической мощи страны находится в прямой зависимости от ее экономического потенциала. Экономически развитое государство может позволить себе внешнюю экспансию с целью расширения своей территории, сферы влияния, увеличения политического веса в международных делах. Именно экономическое могущество Великобритании превратило ее не только в «фабрику мира», но и в великую военно-морскую державу, обладавшую потенциалом для защиты своих интересов в любой точке земного шара. Соединенные Штаты Америки, в XIX в. являвшиеся второстепенной страной в мировой экономике и международных отношениях, в начале XX в. перехватили у Великобритании титул первой экономики мира. США особенно поднялись после Первой мировой войны. Благодаря военным поставкам в воюющие друг с другом страны Европы промышленное производство в Соединенных Штатах увеличилось в 2,6 раза, а объем внешней торговли — в 2 раза. США превратились в круп-