Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой, которое вступило в силу 1 июля 2000. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали потенциальные возможности этого соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС. Чтобы расширить возможность доступа и его лучшее использование, данных прогрессивным устранением режимов работы импорта, стороны теперь расширяют правильное сотрудничество на нетарифных барьерах. FTA охватывает торговлю в продукции, которые будут полностью закончены главным образом к 2010 г. FTA также охватывает сферу услуг и IPR.
Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые начинались в первом раунде переговоров в апреле 2000, были завершены 26 апреля 2002. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли. Что касается торговли, кроме свободной торговой области в товарах, услугах и правительственном приобретении, будущее соглашение должно включить условия относительно инвестиций, таможенной и торговой помощи, прав интеллектуальной собственности, и механизма урегулирования спора. Будущее соглашение находится в настоящее время под внутренними процедурами принятия. Аналогичные соглашения заключены с МЕРКОСУР.
Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государства - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра.
Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.
Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.
Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.
Конечно, в наших отношениях с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон.
Основные озабоченности российской стороны:
· антидемпинговые процедуры;
· квотирование поставок российских стальных изделий;
· запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка;
· ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла;
· условия предоставления России услуг по космическим запускам;
· предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций;
· планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения.
Основной проблемой, связанной с проведением ЕС антидемпинговых расследований против России, остается непризнание в полной мере за российской экономикой рыночного статуса. Российская сторона глубоко разочарована результатами двухлетнего применения к нашей стране последних поправок к базовому антидемпинговому Регламенту ЕС, в соответствии с которым российские экспортеры могли бы претендовать на рыночный режим расследования антидемпинговых процедур.
Критерии «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно строги, при этом двусмысленны, да к тому же неадекватны ранее предпринятым шагам ЕС навстречу странам ЦВЕ и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области антидемпинга в отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов.
Положение с безоговорочным признанием рыночного статуса российской экономики значительно обостряется после принятия Советом ЕС Регламента — 2238/2000 от 09.10.2000 года. В нем содержится положение, предусматривающее сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и других стран СНГ и после присоединения к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки.
Основные озабоченности европейской стороны:
· принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции;
· недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС;
· регулирование российского рынка страховых услуг;
· вопросы защиты прав интеллектуальной собственности;
· вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг;
· ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов;
· неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне;
· запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца;
· взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям.
Однако существующая развернутая правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между Россией и ЕС за последнее десятилетие и увеличение (правда, в гораздо более скромных размерах) европейских капиталовложений в России.
Если говорить о трудностях в отношениях между Россией и Европой, то, вероятно, стоит сказать о проблеме соблюдения прав человека, поскольку отдельные европейские страны и организации, прежде всего Совет Европы, предъявляют России обвинения в нарушении этих прав. Надо признать, что нарушения прав человека в России действительно существуют, особенно в регионах. Формирующаяся российская демократия пытается противодействовать этому, иногда успешно — иногда нет. При оценке продвижения России по пути демократических реформ и создания гражданского общества надо помнить о ее пока лишь начальном возрасте и долгом тоталитарном прошлом. Здесь открывается важное поле деятельности для российских демократических институтов переходного периода. Декларативно их подход является вполне отвечающим современным требованиям к соблюдению прав человека. Главная работа в начавшемся десятилетии предстоит в деле реализации законов, указов, решений и деклараций на практике.
В 2001 г. торговый оборот России со странами Европейского союза составил 67,8 млрд. долл., с США - 9,0 млрд. долл., что в сумме составляет почти половину объема российской внешней торговли. Экспорт из России в страны ЕС составил 42,7 млрд. долл. (42% российского экспорта).
Около 40% российского импорта поступает из стран Евросоюза (в 2000 г. - 33%, в 2001 г. - 37% по данным ГКС, 47% по данным ЕС). Импорт из США составил в 2001 г. 2,7 млрд. долл., или 5% российского импорта.
Показатель | Страны ЕС | США | Другие страны | Всего |
Внешнеторговый оборот | 67,8 | 9,0 | 78,6 | 155,4 |
Экспорт | 47,2 | 6,3 | 52,6 | 101,6 |
Импорт | 25,1 | 2,7 | 26,0 | 53,8 |
Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.