Смекни!
smekni.com

Ii. Международная правосубъектность и её признаки. 12 (стр. 2 из 6)

Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав, которые в нормальных условиях не могут быть ограничены. У всех государств они одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и других различий.

Основные права и обязанности обусловлены природой государства и характером сообщества. Можно сказать, что каково сообщество, таковы и права и обязанности, а с другой стороны, каковы права и обязанности государств, таково и международное сообщество. По мере развития последнего содержание прав и обязанностей расширяется, обогащается.

Судебная практика государств, всегда придерживалась правила, согласно которому международное право непосредственно создает права и обязанности для государств, а не для физических и юридических лиц[9].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Утверждение в международной практике права на участие имеет первостепенное значение для реальности прав государств, для демократизации мирового порядка[10].

На сегодняшний день в доктрине сложилось мнение, что нарушения основных прав государства создают угрозу для его существования, а нарушения государством своих основных обязанностей создают угрозу для существования других государств и нормального функционирования международного сообщества в целом[11]. Основные права и обязанности государств находятся в неразрывном единстве друг с другом и выводятся из важнейших принципов международного права.

Между тем очевидно, что современный мир сориентирован не просто на государство, а на правовое государство, что является объективным критерием, делающим основополагающие права и обязанности государств естественным и важнейшим критерием оценки состояния современной системы международных отношений. Современное демократическое правовое государство имеет все реальные предпосылки к тому, чтобы его фундаментальные права и обязанности как субъекта международного права были надлежащим образом идентифицированы и тем самым закреплены в универсальной международной конвенции.

Рассмотренные выше положения Устава ООН и Устава Организации американских государств, равно как и трехсотлетнее обсуждение концепции основных прав и обязанностей государств в доктрине международного права, свидетельствуют о том, что в целом доктрина отражает реальности современного международного общения и развития его международно-правового регулирования. Не случайно в своей резолюции относительно подготовленного Комиссией международного права проекта Декларации прав и обязанностей государств Генеральная Ассамблея ООН, обосновывая необходимость формулирования таких прав и обязанностей, сослалась на «новое развитие международного права» «в гармонии» с Уставом.

Глава II. Международная правосубъектность и её признаки.

2.1 Международная правосубъектность и качества субъекта международного права

Несомненно что в международном праве вопрос о правосубъектности является основополагающим, право международной правосубъектности объединяет такие институты, как признание и правопреемство без которых не возможно существование современного государства. При этом очевидно, что должны быть однозначные основания признания за субъектом той или иной правосубъектности. Однако существующие определения субъектов национального или международного права не дают четких ориентиров в этой области.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права[12].

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Одним из оснований признания за субъектом международной правосубъектности является наличие у него права заключать международные договоры. В Российской науке по международному праву преобладает мнение о том, что субъектами международных договоров являются только государства, нации, борющиеся за государственную независимость, а также международные организации[13]. Вместе с тем отмечается, что субъектами международных договоров в древности выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации и даже отдельные лица[14].

Однако практика опровергает такой подход к субъектам международного договора: существуют многосторонние договоры, участниками которых помимо государств являются национальные организации публичного и частного характера.

В то же время участие несубъектов международного права в некоторых категориях международных договоров само по себе не лишает последних международно-правового характера[15].

Исследуя понятие правосубъектности, можно сделать следующий вывод, что на сегодняшний день не существует единого мнения среди ученых-правоведов относительно содержания правосубъектности. Некоторые рассматривают правосубъектность как совокупность правоспособности и дееспособности. Другие – дополнительно включают в перечисленные элементы деликтоспособность, а также права и обязанности, непосредственно вытекающие из действия законов. Тем не менее, несмотря на существующие расхождения в элементном составе правосубъектности, большинство авторов определяют правосубъектность как предусмотренную нормами права способность (возможность) быть участником правоотношения[16].

Полагаясь на всё вышесказанное, международную правосубъектность следует понимать как: способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, нести ответственность по этим договорам.

Современные международные отношения характеризуются возрастающим взаимодействием государств, их органов, международных организаций, а также физических и юридических лиц в самых разнообразных политических, экономических, культурных и других отношениях. Вместе с тем очевидно, что существующая российская доктрина международного права о международной правосубъектности не отвечает современным реалиям. Как представляется, доктрина международного права не является застывшим, аморфным образованием, а должна меняться в зависимости от изменения ситуации в мире. Такое мнение основывается на утверждении, что основной целью международного права и соответственно его доктрины является обеспечение мира и международной безопасности.

2.2. Соотношение внутренней и международной правосубъектностей государства

Государства обладают внутригосударственной (или внутренней) и международной (или внешней) правосубъектностью, взаимосвязь которых весьма неоднозначна.

Специфика внутригосударственных отношений не может не наложить отпечаток на правосубъектность такого особого их участника, как государство.

Особенность внутригосударственной правосубъектности государства заключается в том, что оно является не только участником внутригосударственных отношений, но и их основным регулятором, обладающим властными функциями, включая и функцию принуждения.

Специфической чертой внутригосударственной правосубъектности государства является то, что оно всегда остается субъектом политической системы обществ[17]. Особыми являются и признаки государства как субъекта внутригосударственных отношений. Среди них выделяются такие, как наличие государственного суверенитета, административно-территориального деления, публичной власти, правовой и налоговой систем[18].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Особенность внутренний суверенитета состоит в том что его нельзя ограничить кроме как по воли самого носителя такого суверенитета, то есть по воли государства. По общему правилу внешний суверенитет также нельзя ограничить из вне, суверенитет государства защищен Уставом ООН и подтвержден Декларацией о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 1965 года, в частности в ч.1 данной декларации говорится что «Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства[19]. Вследствие этого осуждаются не только вооруженное вмешательство, но также все другие формы вмешательства и всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных элементов»