Судебную власть осуществляют высшие федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), федеральные суды (общей юрисдикции и арбитражные), а также суды субъектов Федерации (мировые, конституционные, уставные).
Ключевую роль в системе государственной власти играет институт президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти[4]. Президент является главой государства, функции которого заключаются в следующем:
· выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, п. 2);
· определять «основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80, п. 3);
· издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90);
· использовать «согласительные процедуры» для разрешения разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации; передавать разрешение споров в соответствующие суды и приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Федерации до вынесения решения судом (ст. 85);
· президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России (ст. 87, п. 1).
Эти ключевые функции, предусмотренные Основным законом, позволяют президенту гарантировать единство и территориальную целостность страны, обеспечивать единство правового пространства, функционирование политическое системы в рамках закона даже в случаях, когда орган законодательной власти отсутствует или почему-либо бездействует. Особенно важно, что функции президента позволяют ему правовым способом решать проблемы, возникающие ввиду федеративного характера российской государственности. Он выступает посредником между властями Федерации и субъекта Федерации, между властями субъекта, не позволяя возможным конфликтам перерасти в кризис и спровоцировать развал всей политической системы. Командование Вооруженными силами России позволяет президенту эффективно обеспечивать суверенитет и безопасность страны.
Кроме этих ключевых системных функций Глава государства наделен полномочиями, позволяющими ему выступать институтом, балансирующим весь механизм разделения ветвей власти в политической системе страны.
В отношении федеральной исполнительной власти президент наделен правами:
· назначать с согласия Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;
· председательствовать на заседаниях Правительства;
· по предложению премьер-министра назначать вице-премьеров и министров Правительства;
· принимать решение об отставке Правительства (ст. 8 Конституции, пп. а,б,д,в).
В отношении исполнительной власти субъектов Федерации президент наделен правами:
· предлагать законодательному органу власти субъекта кандидатуру губернатора;
· принимать решение об отставке губернатора.
В отношении федеральной законодательной власти президент обладает лишь одним полномочием – правом роспуска одной из палат Федерального собрания – Государственной думы, но в строго определенных Конституцией условиях.
Похожим правом он обладает и в отношении законодательных органов власти субъектов Федерации.
В отношении судебной ветви власти президент наделен правом представлять кандидатуры судей трех высших судебных инстанций (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного) на утверждение Совета Федерации. Президенту предоставлено право назначать судей других федеральных судов. Он также вносит кандидатуру Генерального прокурора на утверждение Совета Федерации, и только он может поставить перед этой палатой вопрос об отставке Генпрокурора.
Кроме того, президент представляет для назначения Госдуме кандидатуру председателя Центрального банка России (и ставит вопрос о его отставке), назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил России, назначает своих полномочных представителей, формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей России за рубежом.
Таким образом, президент обладает весьма широкими полномочиями. Иногда российскую республику называют суперпрезидентской, а некоторые исследователи даже договариваются до термина «выборная монархия». Однако это, конечно, не так. Российский президент – не абсолютный монарх, поскольку он избирается всенародно на основе равного и прямого избирательного права (ст. 81, п. 1) и не более чем на два шестилетних срока подряд (ст. 81, п. 3)[5]. Более того, президент подчинён контролю со стороны законодательной и судебной ветвей власти и может быть отстранён от должности «в случае государственной измены или иного тяжкого преступления» (ст. 93, п. 1).
При этом формы, способы и процедуры правления, которыми может пользоваться президент, довольно подробно прописаны Основным законом. Это означает, что при значительных полномочиях института президентства в действиях Главы государства исключен произвол. Таким образом, особый властный статус нашего президента не выводит нашу политическую систему за пределы того, что называется правовым государство».
Чтобы убедиться в верности этого тезиса, нужно рассмотреть на конкретных примерах, как президент взаимодействует с той или иной ветвью власти. Возьмём сначала исполнительную власть. Президент может уволить Правительство, и в этом случае нужно назначать нового премьера. Президент назначает премьер-министра, но – с согласия Государственной думы! И если кандидатура премьера не устраивает думское большинство, президенту придется крепко подумать, прежде чем после двух отказов Госдумы предлагать ту же кандидатуру в третий раз. Ведь при третьем отказе Госдумы утвердить президентскую кандидатуру ему придется распускать эту палату парламента и назначать внеочередные выборы с тем, чтобы она собралась снова уже через 4 месяца (ст. 111, п. 4). Дважды в практике Российского государства кандидатуры на должность премьера утверждались только с третьей попытки (в 1998 г. Сергей Кириенко и Евгений Примаков).
Уже из этого примера ясно, что контроль над Правительством президент разделяет с Государственной думой. В отношении этой палаты парламента у президента тоже имеется право «увольнения» – конституционная процедура роспуска. Но случаи роспуска четко определены, и это не позволяет президенту России (как, например, президенту Франции или Греции) распускать нижнюю палату парламента в любой момент по собственному желанию.
Президент может распустить Госдуму после троекратного отклонения ею кандидатуры премьера. Такое право есть у президента в случае, если Госдума выражает недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев (ст. 117, п. 3). Роспуск Госдумы позволен президенту и в том случае, если Правительство поставит перед Госдумой вопрос о доверии и этого доверия не получит (ст. 117, п. 4). При этом в обоих вышеуказанных случаях президент может не распускать Госдуму, а отправить в отставку Правительство.
Более того, наш Основной закон специально защищает высший законодательный орган страны от возможного произвола со стороны президента и исполнительной власти. Госдума не может быть распущена:
· в течение года после её избрания;
· с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
· в случае введения на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
· за шесть месяцев до истечения срока полномочий президента (ст. 109).
Наконец, как уже отмечалось, у законодателей имеется законное право контроля над Президентом и в случае доказанного факта совершения им тяжкого преступления – право отрешить его от должности. Сама процедура отрешения (импичмент) построена таким образом, чтобы, в свою очередь, защитить главу государства от произвола думского большинства. В ней участвуют Верховный и Конституционный суды, а решение об импичменте принимается двумя третями членов каждой палаты парламента. Сама процедура должна уложиться в три месяца со дня выдвижения обвинения – в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (ст. 93).
Совет Федерации вообще не может быть распущен президентом. Поэтому, когда говорят о праве президента России распустить парламент, это не совсем точно. Президент может распустить только одну из палат парламента.
Ещё одна форма эффективного контроля законодателей над деятельностью президента обеспечена ст. 90, п. 3 Конституции России. Она гласит: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Это означает, что в случае, если по одному и тому же поводу президент издаёт указ, а парламент – закон, то действует именно последний.
Это верховенство законодательной ветви власти в нашей политической системе обеспечивается и специальной процедурой принятия закона, подписания его президентом и опубликования. Президент может отклонить принятый обеими палатами парламента закон. Но если этот же закон обе палаты при повторном рассмотрении примут двумя третями голосов, то президент будет обязан его подписать и обнародовать в течение семи дней (ст. 107, п. 3).
Таким образом, можно констатировать, что даже форма республики с сильными президентскими полномочиями (которая, несмотря на это, вполне попадает под определение президентско-парламентской) – это всего лишь разновидность демократической республики.
Политическая система, предусмотренная Конституцией России, – результат непростого, но собственного опыта становления российской нации. Она позволила удержать государство от разрушения и распада и оказалась достаточно адаптивной, способной функционировать в различных режимах.