После завершения холодной войны и ликвидации Советской империи произошло резкое усиление геополитических позиций Соединённых Штатов. Оставшись единственной сверхдержавой, США предприняли попытку установления мирового господства, взяв на себя функции мирового арбитра и мирового полицейского. Они приняли активное участие во всех наиболее важных международных конфликтах современности, осуществив вооружённое вмешательство во внутренние дела ряда суверенных государств (войны в Персидском заливе, на территории Югославии, в Афганистане и Ираке).
Таким образом, нынешняя политика США – это стремление к созданию однополярного мира при полном подчинении всех собственной воле. При этом используются различные методы воздействия: от прямого применения вооружённой силы до косвенного влияния на те или иные страны путём политических и экономических санкций, экспорта демократических ценностей, осуществления «цветных революций».
Ещё Че Гевара знал, чем настоящий суверенитет отличается от мнимого: «Есть республики, которые имеют все формальные характеристики суверенных, однако зависят от… воли компании «Стандарт-Ойл». Или какой-нибудь другой нефтяной монополии. Или от «оловянных королей» и торговцев кофе. Национальный суверенитет означает… право страны на то, что никто не вмешивается в её жизнь. Право народа – иметь то правительство и образ жизни, которые более всего ему подходят». |
Следствием политики США стала эрозия норм международного права, разрушение системы международных отношений, созданной после Второй мировой войны, ослабление позиции ООН и других международных структур. Военные действия США и их союзников, осуществлённые без санкции ООН в Югославии и Ираке, подрывают позиции ООН и нарушают основы современной системы международной безопасности, допускающей возможность применения силы только с согласия Совета Безопасности ООН. Предпринимаются попытки «подчинения неэффективной ООН эффективной НАТО», т. е. подмены ООН западными региональными структурами – НАТО и Евросоюзом. Концепции превентивной войны[15], гуманитарной интервенции[16] и избирательной легитимности[17] наносят удар по основополагающему принципу международных отношений – невмешательству во внутренние дела суверенных государств.
Ярким примером гегемонистской политики США на постсоветском пространстве необходимо рассматривать обострение грузино-югоосетинских и грузино-абхазских отношений в 2007–2008 годах. Итогом эскалации напряжённости стало нападение вооружённых сил Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года. Был подвергнут разрушению Цхинвал и другие населённые пункты Южной Осетии. Нападение сопровождалось многочисленными жертвами среди мирных жителей и российских миротворцев.
Россия была вынуждена вмешаться в конфликт для защиты своих граждан и предотвращения геноцида югоосетинского населения. В течение пятидневных вооружённых столкновений грузинская армия была разбита и покинула территорию Южной Осетии и оккупированной ранее части Абхазии (Кодорское ущелье).
Грузино-Югоосетинский вооружённый конфликт полностью изменил геополитическую ситуацию не только на Кавказе, но и в целом на постсоветском пространстве. Дальнейшее осуществление миротворческой миссии оказалось невозможным. В этих условиях Россия пошла на единственный оставшийся возможным вариант – признание Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств, установление с ними дипломатических отношений и подписание соглашения о размещении здесь своих вооружённых сил[18]. В то же время в соответствии с так называемым «планом Медведева–Саркози», в приграничные с Абхазией и Южной Осетией районы Грузии введены международные наблюдатели от Евросоюза.
Конфликт привёл к укреплению позиций России в регионе, продемонстрировавшей твёрдость в отстаивании своих национальных интересов и интересов своих союзников. В то же время он показал ужесточение позиции Запада в отношении России. Используя политику двойных стандартов, США и их союзники обвинили Россию в совершении агрессии против Грузии, нарушении норм международного права, оккупации грузинской территории. Показательна реакция сенатора Джона Маккейна, призвавшего к исключению России из «Большой восьмёрки», её международной изоляции и введению политических и экономических санкций. Выступая перед своими избирателями, кандидат в президенты США заявил: «Сегодня мы все – грузины»[19]. При этом факт агрессии Грузии против Южной Осетии замалчивался, как и вооружённые действия США и их союзников в Ираке, Афганистане, Сербии и других странах.
Рост могущества Китая
Усиление военно-политического и экономического могущества Китая стал следствием реформаторского курса, избранного китайским руководством в конце 70-х годов XX века. В его основе – сочетание монополии коммунистической партии в политической сфере и либеральных преобразований в экономической сфере. В период с 2001 по 2010 год рост ВВП Китая, по предварительным прогнозам, составит 9,2%. Для сравнения: в тот же период рост ВВП другой быстро развивающейся страны, Индии, составит только 6,4%, США – 3,2%, Евросоюза – 2%, Японии – 1,7%. Сейчас Китай по объёму ВВП занимает второе место в мире после США, а к 2020 г., по оценке экспертов, выйдет на первое место.
Достигнуты определённые геополитические успехи. В 1997–1999 гг. под юрисдикцию Китая были возвращены португальская колония Макао и английская колония Гонконг. После одиночества, характерного для периода Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Китай становится активным участником международных отношений. Целый ряд сопредельных государств, в том числе Северная Корея, Мьянма, Монголия, находятся в сфере влияния Страны восходящего солнца. По данным социологического опроса, проведённого немецким Фондом Бертельсмана в 2007 г. среди населения ведущих стран мира, Китай считают второй по могуществу после США мировой державой.
Объединение Европы
Главной геополитической тенденцией современной Европы является интеграционный процесс, связанный с деятельностью Евросоюза. Объединение началось в 1957 году, когда шесть западноевропейских стран (Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) подписали Римский договор и объявили о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Сообщество являлось экономической интеграционной структурой, действовавшей в американской сфере влияния, то есть в западной части Европы. В период холодной войны в организацию вступили Великобритания, Португалия, Дания, Ирландия, Испания и Греция.
После завершения советско-американского противостояния начинается процесс динамичного развития сообщества, который шёл сразу по двум взаимно исключающим направлениям – в сторону дальнейшей интеграции его членов и в сторону расширения его рядов.
В 1992 году ЕЭС было преобразовано в Европейский союз (Маастрихтский договор). При этом изменились цели организации. В настоящее время задачами ЕС является не только экономическая, но и политическая интеграция. Достижениями на этом пути стало создание таможенного союза, внутреннего рынка, введение единой валюты. Образованы общеевропейские органы власти (президент, Еврокомиссия, Европарламент, Европейский суд по правам человека и пр.). Завершился процесс ратификации общеевропейской конституции (Лиссабонский договор).
Евросоюз представляет собой, пожалуй, последний шанс старого геополитического центра мира – Европы – сохранить лидирующие позиции в глобальном масштабе.
Параллельно с интеграцией происходит расширение ЕС на восток. В 1995 году ряды Евросоюза пополнили Австрия, Швеция и Финляндия. В 2004 году – страны Центральной и Восточной Европы: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта и Кипр. В 2007 году – Болгария и Румыния. В настоящее время в качестве кандидатов на вступление в ЕС выступают Турция, Хорватия, Македония, Черногория, Албания. О своём стремлении войти в Единую Европу объявили политические элиты ряда стран постсоветского пространства, в частности – Грузии и Молдавии.
Всего в настоящее время ЕС насчитывает 27 государств Европы. По совокупной численности населения Евросоюз составляет 488 миллионов человек, а по объёму ВВП превосходит США.
Новым шагом по пути экспансии Евросоюза на постсоветском пространстве стало создание так называемого Восточного партнёрства. В условиях кризиса процесса евроинтеграции стало очевидным, что дальнейшее расширение ЕС в настоящее время может вызвать усиление внутренних противоречий и дезинтеграционных тенденции внутри Единой Европы. В то же время Евросоюз не снимает с повестки дня идею расширения своей сферы влияния за счёт бывших советских республик. Результатом стало создание под эгидой ЕС новой организации. Идея Восточного партнёрства впервые была озвучена министром иностранных дел Польши 26 мая 2008 года. Через год, 7 мая 2009 года, на саммите в Праге было официально объявлено о его создании. В состав Восточного партнёрства вошли шесть стран постсоветского пространства: Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения. Восточное партнёрство рассматривается Евросоюзом как площадка для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнёрству со странами – восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих стран.