Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам как источнику познания. (5.135)
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)
Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.
Глава 3. Выполнение пейзажа.
3.1. Этюды на пленере – пейзаж.
«Каждый ученик летом должен писать этюды …; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачеркивать в ней все, что остановит на себе внимание, а не полагается на свою память и воображение…», говорил И.И. Шишкин.
Упражнения, которые обогащают восприятие натуры, развивают любознательность и обогащают технические приемы, связаны с переходом от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, в условиях природы, на пленере. Живая природа очень разнообразна и прекрасна. Новые интересные занятия помогут вы работать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах. Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии красок. Пейзаж, передающий образ родной природы, - важная форма повышения живописной культуры и эстетического развития.(12.220-221)
Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые, неправильные условия работы обычно увлекают и одновременно пугают учеников. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, видеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освящения. Но трудности первых опытов работы на пленэре углубляются быстрой сменой освещения, различным состоянием погоды в течение суток, или в разные времена года.(12.221)
Как говорил И.И. Левитан: «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».
Основой живописи пейзажа является передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового освящения. При написании этюда стоятся конкретные отношения между деталями пейзажа. «12.221».
Камиль Коро говорил, что работать надо с твердостью и упорством…, природа сама по себе – лучший советник. (13.75)
«В пейзаже основное – цветовое состояние воздушной среды, в которую погружен пейзаж. Пейзаж погружен в небо или в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания света-цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже» - Это слова известного советского живописца Р.Р. Фалька.(14.110)
С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы. Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть, на первый взгляд, не очень важные детали. Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду – она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если же устроится в тени деревьев, то зеленый отсвет от листьев повлияет на работу. Лучше всего писать под защитным локального цвета зонтом, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды необходимо брать краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствует земля, вода и небо. Работая акварелью, нужно позаботиться о фляге с водой.(12.223-224)
Пейзаж с натуры можно писать в любое время года. Пример зимних пейзажей, выполненных маслом. (см. приложение)
Из выше сказанного можно сделать вывод, что организовывать для детей занятия на пленэре просто необходимо, так как интереснее зарисовывать живую ветку с распустившимися весенними цветами на природе, чем изображать самый искусно выполненный муляж. А самое главное у ребенка развивается наблюдательность, любознательность и мышление. Свежий воздух, позволяет ученику расслабиться и спокойно работать в непринужденной обстановке, а красота родной природы воспитывает в нем любовь к своему краю, к своей родине.
3.2. Последовательность работы над пейзажем.
Приступая к пейзажному этюду, следует, прежде всего, позаботится о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются планы. Если в композиции этюда нужно показать деревья целиком, то надо находиться от них на достаточном удалении, расстояние должно быть не менее 2-3 величин объекта по большой стороне изображаемого предмета.
Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, следует сосредоточить свое внимание только на то, что составляет основу, главный сюжет изображения, при этом необходимо отказаться от всего второстепенного.(12.221)
Одна из главных композиционных задач – это с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от линии горизонта. Горизонт в свою очередь не должен делить картинную плоскость на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо наоборот, больше земли.(12.221)
Цветовое отношение между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависит от освещения. Освещение в пейзаже во многом определяет успех построения эмоционально-выразительного пейзажного этюда. На первых этапах обучения следует научить детей чувствовать роль воздушной перспективы и освещения, нужно выработать у них способность замечать не предметные цвета, а обусловленные освещением и удаленностью изменения цвета предметов.(12.222)
В.В. Мешков говорил: «Работая с натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…. Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь ее, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. Как бы ни была богата фантазия, природа все равно богаче. Это всегда нужно иметь в виду».(13.76)
При работе на пленере, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения. В пейзажном этюде нужно начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего – к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладываются общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработки деталей.(12.222)
Решив композицию будущего этюда в первоначальном наброске, намечается на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Затем, уточняется месторасположение отдельных элементов пейзажа в соответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом.(12.223)
Далее необходимо переходить к работе в цвете с учетом общего освещения.
В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, которые находятся на различных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, нужно более конкретно прописывать формы предметов или объектов переднего плана. На передних планах отчетливее проступают собственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают уплощенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность – цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.(12.223)
Исходя из вышесказанного, можно вы делить три основных этапа выполнения пейзажа.
1. На самом первом этапе, когда мы уже определился с композицией, выполняется подробный рисунок карандашом или кистью тонкими линиями.
2. Следующим этапом будет прокладка основного тона неба, леса, земли и воды. Следует постараться передать основные тольнальные и цветовые отношения.
3. И завершающим этапом будет прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижения колористического единства пейзажа.
Заключение.
Целью нашей работы являлось изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.
Рассмотрев все выше сказанные вопросы, следует определить роль наглядных пособий на уроках рисования, и обозначить основные этапы выполнения пейзажа с натуры.
Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшее развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.
Как говорится, все мнения могут применяться на практике, но с моей точки зрения все-таки лучшим методом является метод рисования с натуры.
На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.