Смекни!
smekni.com

«Социальные сети как ресурс рекламного рынка в России» (стр. 2 из 6)

В связи с постоянно увеличивающимся количеством социальных сетей у пользователей возникает проблема, связанная с необходимостью нахождения пересечений в социальных связях на разных ресурсах. Собрав круг общения на одном ресурсе, пользователь бывает вынужден искать людей из этого круга и на других сайтах для полноценного пользования этими сайтами. Существуют сервисы, позволяющие соединить информацию с нескольких сайтов одновременно и получать информацию о событиях, происходящих в сетях, в которых он зарегистрирован.

Социальная сеть и Интернет

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используется фолксономия[6]. Это понятие относится к спонтанному сотрудничеству группы людей с целью организации информации, которое интересно тем, что оно полностью отличается от традиционных формальных методов фасетной классификации. Как правило, это явление возникает только в неиерархических сообществах, таких как общедоступные веб-сайты, а не в многоуровневых коллективах. Так как организаторы информации обычно являются её же основными пользователями, фолксономия производит результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации всей группы.

Обычно на сайте сети возможно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп».

Глава 2. Сеть – новая философия в современного обществе

«Сначала ничего не было, потом было слово, после появилась письменность, затем изобрели книгопечатание, и сейчас наступает кульминационный способ общения, новая философия - Сеть. Сеть принадлежит нетократам…» - так начинается книга Александр Барда и Яна Зодерквиста «Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма».

Нетократия (англ. netocracy) - это новая форма управления обществом, когда основной ценностью является не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация[7]. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).

Развитие информационных технологий шло по линии «слово — письменность — книгопечатание — глобальные цифровые сети». Письменность информационно обеспечила феодализм. Все великие империи древности стали возможны благодаря письменности. Книгопечатание создало информационную базу капитализма, но период оформления длился почти 300 лет, и только тогда стала очевидной революционность печатного станка.

Цифровые сети, в том числе социальные, создают информационно-технологическую основу сетевого информационного общества, период развития которого начался с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Господствующий класс феодального общества — аристократия — определяется наследуемой собственностью на землю. Для буржуазии определяющим становится капитал, и аристократия в капиталистическом обществе занимает положение декорации на социальной сцене. При обеих этих формациях положение в классовой иерархии определяют отношения собственности. Гегемонизм[8] в информационном обществе определяется отношением к знанию – талантом и умением манипулировать сетевой информацией. Отношения собственности отступают на задний план – такой гегемонизм нельзя купить, это уже другое измерение, с другими кодами культуры и бытия.

Власть информационного общества – это нетократия. Она прекрасно осознала разницу между информацией и знанием, особую ценность так называемого эксклюзивного знания. Именно сетевая монополия на эксклюзивное знание делает нетократию господствующим классом информационного общества. Буржуазия при этом занимает такое же декоративное положение, как аристократия в капиталистическом обществе.

Свободный и увеличивающийся поток информации позволил решить многие проблемы XIX века. Сегодня общество уже испытывает влияние избытка информации – ее всесокрушающий поток не структурирован и не сортирован, и в таком виде не является источником знаний. Все отдано на откуп экспертам – «новым священнослужителям», для которых новая философия, проникшая в умы людей, превратилась в выгодный бизнес. Поэтому в большинстве случаев именно внимание, а не материальная выгода, становится главной движущей силой развития общества и основным мотивирующим фактором человеческой деятельности.

Низший класс, существование которого нетократия отрицает столь же утопическим образом, как буржуазия отрицала существование в качестве низшего класса пролетариата, представлен консьюмтариатом[9] (от англ. consumer proletariat) – то есть пролетариатом потребителей. В состав этого же класса фактически попадают и капиталисты, занятые традиционным производством – распределением.

Вопросам нетократии также большое внимание уделяет учёный, журналист и политолог Е.В.Гильбо. По его мнению, нетократия – это «новый мировой правящий класс, который является источником управляющих воздействий на старые элиты – и на российскую, и на мировую»[10].

Сегодня наиболее прибыльными стали бизнесы, связанные не с производством, а с постиндустриальной деятельностью. Сегодня на смену борьбе за рынки сбыта и производственные ресурсы, контроль которых был основой власти в индустриальном обществе, пришла борьба за каналы информации, за построение социальных сетей, которые являются основой прибыльного постиндустриального бизнеса. Создатели и обладатели этих неустойчивых нематериальных активов – нетократы – становятся правящим классом в той мере, в какой общество все более и более становится постиндустриальным. Власть постепенно утекает из рук обладателей материальных капиталов и переходит к кураторам социально-информационных сетей.

В разных странах этот процесс сегодня на разной стадии. В наиболее продвинутых в направлении постиндустриализма странах типа США и некоторых стран Европы уже достигнута, а то и пройдена точка равновесия в распределении властных ресурсов. В странах третьего мира для власти внутри страны обладание материальными ресурсами еще очень важно, но сама эта власть уже очень слаба перед мощью ресурсов нетократического вмешательства извне[11].

Безусловно, уровень классового самосознания нового правящего класса пока что близок к нулю, в силу чего нетократы не покушаются пока на форму политической структуры стран постиндустриального ядра, хотя и оказывают на нее мощнейшее частно-лоббистское воздействие. По сути, официальные органы власти все больше превращаются в декорацию и инструмент проведения интересов частных групп и сетей.

Процесс постепенной смены правящего класса называется в социологии социальной революцией, в противовес революции политической, когда меняется лишь политическое устройство. Сумма технологий постиндустриального общества, прочно вошедшая в нашу жизнь в последние двадцать лет, принесла с собой новые социальные отношения и новый правящий класс, который складывается из тех, кто в наибольшей степени способен в рамках этих отношений концентрировать или производить и удерживать ресурсы, существенные для власти в новом обществе.

Доказывая то, что социальная сеть – это некая новая философия, следовало бы привести следующий пример. Некоторые учёные считают, что сейчас в нашем обществе господствует гиперреальность[12]. Это искусственная, вторичная, виртуальная реальность, которая иногда оказывается более реальной, чем настоящая. Она обладает неким «избытком» реальности, и действует на нормальную реальность созидающе. Гиперреальность – это реальность, которая выступает в виде картинки самой себя и полностью исчерпывается этой картинкой, она основывается на сплошной подмене. Сущность реальности - быть. Сущность гиперреальности - представлять реальность, не подменяя ее. Реальность производит, гиперреальность - симулирует. Она маскирует отсутствие реальности. Реальность - это творец, производитель. «Гиперреальность – это актер, шоумен»[13]. Жан Бодрийар открыл, что сегодня информация уничтожает реальность, на смену которой приходит гиперреальность. Реальность, настоящая и подлинная, какой ее знали наши родители, постепенно исчезает. Принимая гиперреальность, люди начинают строить свою жизнь по ее законам и теряют доступ к реальности.