ХОД ИГРЫ:
Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель.
«Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу сборов у детей не должно остаться ни одной картинки. Затем воспитатель предлагает детям вынимать из коробки собранные картинки, называть предмет и говорить, куда ребенок ставит заданный предмет или действовать в соответствии с инструкцией воспитателя. Например, воспитатель говорит: «Чашку поставь на стол» или «Вазу с цветами поставь слева от окна на полку»
2. У кого какой предмет?
ЦЕЛЬ:
Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой — два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки.
Воспитатель. На моей картинке — рубашка.
Ребенок. На моей — тоже рубашка.
Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.
Ребенок. А моя полосатая.
Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.
Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу.
3. За покупками в магазин
ЦЕЛЬ:
Упражнять детей в выборе предмета путем называния его местонахождения; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых которыми признаками (величиной, цветом, деталями); предметные картинки: автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки); пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки); медвежата: один — черный, два — коричневых, у одного — бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки); неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья — в зеленом платье (3 картинки).
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит: "Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит. Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую, которая стоит слева от самосвала». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему?
4. Ателье
ЦЕЛЬ:
Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя — осенняя, летняя — весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонким, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Научить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, хала та, брюк, шорт и др.
Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
ХОД ИГРЫ
Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Воспитатель объясняет: «Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы — работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: "Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая". А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: "Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая"». Далее воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано». Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт. Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.
Или
Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Воспитатель детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я — работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказывать себе одежду для теплого или холодного времени года, правильно называя его и месяцы этого времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ: например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени, на сентябрь, октябрь и ноябрь из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие — конверт с вставленной в него тканью».
Или
Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один — по пошиву теплой одежды для зимы, другой — по пошиву одежды для весны и осени, третий — цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань — распределить по цехам». Воспитатель распределяет детей на 3 бригады (по рядам). Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая — для пошива летних вещей и т. д. Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года, потому что она шерстяная, теплая, толстая. Из нем можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины на темы «Лето», «Осень», «Зима».) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.
5. Каждую птицу на свое место
ЦЕЛЬ:
Сообщить детям краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных птицах; упражнять в классификации птиц по видам, упражнять детей в ориентировании в двухмерном пространстве.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Таблица, разделенная на 9 клеток (3 х 3). В первом столбике нарисованы орел, журавль и гусь; предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие)
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описание строение ног, клюва, так как эти признаки характеризуют образ жизни птицы. Орел – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные лапы с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв. Журавль живет на болотах, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет — небольших водных обитателей. На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь — водоплавающая птица. Рассказав о птицах, воспитатель вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объяснить почему. Например: "Сову надо положить справа от орла, потому что она тоже хищница. Сова охотиться за мышами и другими животными. У нее тоже загнуты клюв и большие когти».