Смекни!
smekni.com

работа по дисциплине теории и технологии дошкольного воспитания технология освоения временных и пространственных отношений детьми дошкольного возраста (стр. 8 из 18)

№ 2 Снежные заносы № 4 Снеговики


№ 1 Лес № 3 Королевство Метелицы № 5 Замок Снежной

Королевы

Технология интеграции

- Интеграция (лат.) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.

Как известно, результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления детей. Интеграция способствует интенсификации, систематизации, оптимизации воспитательно-образовательного процесса работы с дошкольниками. Органическое соединение учебного материала различных областей знаний дает детям представление о единстве окружающего мира. Творческим коллективом специалистов Шуйского государственного педагогического университета разработана программа «Математика вокруг нас», которая способствует совершенствованию технологии развития математических, природоведческих и экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Некоторыми целями интегрированных занятий в рамках интересующей нас проблемы развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста являются:

1. интерес к математике и окружающему миру;

2. развитие сенсорных и интеллектуальных процессов у детей;

3. развитие таких приемов умственной деятельности как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, моделирование;

4. вариативного и творческого мышления через решение комбинаторных задач;

5. и др.

Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся в игровой форме. Герой всех занятий (любой) ставит перед детьми проблемы, эвристические задачи. Вместе с ней дети совершают увлекательные путешествия в деревню, лес, на речку и т.д. Такие походы позволяют ребенку находиться в состоянии первооткрывателя, верить в свои силы и интеллектуальные возможности. Ребенок учится пространственному ориентированию в естественных условиях окружающего мира.

У дошкольников появляется естественная потребность использовать в своей речи наречия и предлоги, связанные с пространственными и временными отношениями.

Приведу пример задания, которое выполняется с помощью решения комбинаторных, пространственных задач:

Задание «Составление подарков»

Воспитатель показывает детям коробку, разделенную перегородками на 9 равных частей. Высота коробки 5 см, в основании квадрат со стороной 15 см.

Садовник обращается к детям и просит о помощи из собранного урожая сделать подарки для друзей. Но садовник просит разложить подарки в коробки так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное и у каждой стенки лежали три разных плода, а в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. Педагог предлагает детям найти у себя на столе квадраты, разделенные на 9 частей с прорезями, куда будут вставляться фигурки фруктов. Получились такие комбинации:

Яб. Сл. Гр. Сл. Яб. Гр. Гр. Сл. Яб.
Гр. Сл. Яб. Яб. Гр. Сл. Сл. Яб. Гр.
Сл. Гр. Яб. Яб. Сл. Гр. Гр. Яб. Сл.
Яб. Сл. Гр. Сл. Гр. Яб. Гр. Яб. Сл.
Яб. Гр. Сл. Гр. Сл. Яб. Сл. Яб. Гр.
Сл. Гр. Яб. Гр. Яб. Сл. Яб. Сл. Гр
Яб. Сл. Гр Гр. Яб. Сл. Сл. Гр. Яб
Сл. Яб. Гр. Гр. Сл. Яб. Яб. Гр. Сл


- ТРИЗ – технология.

С 1946 года Г.С. Альтшуллером разрабатывались основные законы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). На сегодняшний день наибольшее распространение ТРИЗ имеет в дошкольной педагогике. Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ - технология также предполагает разбивку материала на фрагменты. Образовательный процесс при этом приобретает модульный характер.

Разрабатываются игровые тренинги по отработке и корректировке, до полного усвоения ребенком заданных элементов. При их реализации воспитатель определяет уровень усвоения материала дошкольником. При видимых достоинствах ТРИЗ - технологии встают проблемы с не разработанностью мотивации учебной деятельности, с некоторым игнорированием личности ребенка. Поэтому так важно организовывать воспитателю педагогический процесс в индивидуальной форме с игровыми приемами.

Одно из важных условий - использование элементов психогимнастики. При групповых формах воздействия преодоление этого недостатка возможно только тогда, когда воспитатель учитывает психологию дошкольников, характер их восприятия, реакцию на обучающие акты. Один из основных приемов - “моделирование мышления”, в результате которого воспитатель как бы должен видеть мир глазами ребенка.

Для развития пространственных отношений ТРИЗ технология использует следующие методы обучения:

· Морфологический анализ (МА)

Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.

· Метод каталога

Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.

· Игра «ДА – НЕТ»

Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да", "Нет", "И да, и нет" (если это касается только части содержания), "Это несущественно" (когда запрашивается информация не существенная для решения загадки), "Нет информации" (если в содержании сказки об этом речь не идет).

Например,

«Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

· «Синектика» (ММЧ)

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

· Системный оператор.

С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы; технология анализ информации и составления вопросов.

"Описание местонахождения объектов на картине"

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.

Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.

Цели технологического приема:

1. учить детей пространственной ориентировке на картине;

2. активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

3. учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;

4. формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Методика работы с детьми

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина".

Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

Дети должны знать правила игры в "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.

Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…

Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.

После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.

Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги "ожившего" объекта во взаимосвязях с другими объектами.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.

Далее примеры игр на ориентировку в одномерном, двухмерном и трехмерном пространстве см. Приложение № 7

- Мелодекламация и ритмопластика

Ритмическая организация является основой жизни. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Физиологи и психологи доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще И.М.Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга», 1866г.). Данная технология способствует активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы, цвета предметов, овладевают общей и мелкой моторики, пространственные и временные отношения. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал досупен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Занятия с использованием приемов мелодекламации и ритмопластики учат детей координировать движения, способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизацию психического развития детей.