Мелодекламация – совмещение речи и движения под музыку.
Ритмопластика – перестроения и координация движений в танцевальных композициях
2.2. Технологии освоения временных отношений детьми дошкольного возраста
- Технология моделирования
Моделирование дней недели
Составляется опорная схема:
- Большой круг – это неделя (диаметр – 35 см)
- По краям расположены семь кругов поменьше – дни.
- На каждом дне стоит порядковый номер или соответствующее количество маленьких кружков порядковому номеру дня недели (среда – три кружка, пятница – пять)
В таком пособии можно укрепить подвижную стрелку. Ребенок, передвигая каждый день стрелку, отмечает, какой сегодня день недели. Такое пособие можно сделать демонстрационного плана для всех детей группы, а так же возможен вариант индивидуального пособия, которое будет использоваться ежедневно в водной части первого занятия.
Ознакомление детей с часами. (сутки)
Составляется схема «Забавный будильник».
В картонном будильнике сделаны прорези для глаз, цвет которых можно менять в соответствии с частями суток, проворачивая сзади будильника круг: круг разделен на 4 части, каждая из которых окрашена в разноцветные цвета (розовый – утро, желтый – день, синий – вечер, черный – ночь).
Ознакомление детей с временами года.
Ознакомление производится с опорой на наблюдение и выделение отличительных признаков каждого времени года, а при составление описательных рассказов о времени года дети повторяют алгоритм описания, заложенный в схеме – модели:
(вместо слов используются картинки или схематические обозначения)
солнце | небо | осадки | деревья и трава |
насекомые | животные и птицы | одежда человека | игры |
Ребенок, описывая то или иное время года, перечисляет его отличительные признаки.
- Мнемотехнология
Мнемотехника для развития у детей отношений времени использует методы:
1. Метод «крокирования»;
Метод крокирования (см. технику в 2.1.) позволяет ребенку самому выстраивать схемы запоминания дней недели, частей суток и времен года, с помощью разлинованных квадратов мнемотаблицы и литературных произведений (рассказов, стихотворений)
2. Метод ассоциативных цепочек;
В данном случае используется метод ассоциативных цепочек:
образные коды названий месяцев, дней недели.
Названия месяцев
01 Январь ......................................................горка
02 Февраль.....................................................папин день 23 февраля
03 Март ..........................................................мимоза
04 Апрель........................................................капля
05 Май.............................................................голубь
06 Июнь...........................................................листья
07 Июль...........................................................клубника
08 Август.........................................................урожай
09 Сентябрь..................................................... золотая осень
10 Октябрь.......................................................листопад
11 Ноябрь ........................................................первый снег
12 Декабрь........................................................подарки под елкой
Дни недели
ПН ПоНедельник................................................. ПоНчик
ВТ ВТорник.....................................................ВаТрушка
СР СРеда.........................................................СаРделька
ЧТ ЧеТверг...............................................уЧеТ (вывеска)
ПТ ПяТница...........................................................ПяТак
СБ СуБбота...........................................................СоБоль
ВС ВоСкресенье ......................................................ВеСло
- Игровые технологии
1. Игры – путешествия «Путешествие на машине времени»
2. Игры - фантазирование , дидактические игры и игровые упражнения.
Слова минута, час для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные "метки", размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т. п. Он живет в другой системе измерения времени. В сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий начало или конец какого-то события. Поэтому внутренне к пяти годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные нам часы и минуты станут для него осознаваемой меркой жизни.
Упражнения, связанные с ограничениями в продолжительности действий.
Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы.
Время в них перестает быть абстрактным и материализуется в виде песчинок. Видно, как оно наглядно, зримо течет по стеклянным трубочкам и как иссякает. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым - превратилось в песок. Может, память о том, что у реки времени есть дно? Вообще-то невидимое время - могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время-песок, заключенное в колбочку, послушно даже ребенку. Оно начинает двигаться только тогда, когда этого захочет человек.
Вы ставите песочные часы на стол и говорите: "Попробуем съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза. Начали!.. Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?"
Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. Можно все время сравнивать, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось ребенку на разные виды занятий. Можно даже завести специальную ведомость на стене (лучше - большую, величиной в ватманский лист) и заполнять ее условными значками.
Использование секундомера.
Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер - с крупной стрелкой на крупном циферблате. С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений - период именованного времени:
1. путем наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать.
2. выясняется, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда.
3. выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлькой донышком вверх - наблюдаем, отмечаем, за сколько времени вода перельется из бутылки в кастрюльку. (водяные часы собственной конструкции).
Упражнения, связанные с ознакомлением с часами
Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу: минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И когда она отсчитает так все деления, большие часы покажут: миновал час.
Теперь можно пересчитывать деления, считать пятерками, учиться определять, который час. За временем можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение к Новому году отрывного календаря.
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.
После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!"
Это очень нравится ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребенка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами - как еще одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).
Упражнения, связанные с умением чувствовать время.
Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение.
Во "временные игры" можно играть и на детских праздниках.
1. Вот игра "Заколдованный путник".
Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п. С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.