Смекни!
smekni.com

работа студентки IV курса дневного отделения (стр. 3 из 4)

В главе «Катятся камни с горы…» из книги «Династия Посвященных» сама Маргарита Пушкина дает семь интерпретаций образа камня. В данной работе мы будем придерживаться версии третьей. Она состоит в следующем:

«В начале творения Сатана, бывший отличным пловцом и ныряльщиком, достал со дна уже созданного моря Камень. Господь взял этот камень, взвесил, разломил надвое – поделил по-товарищески. Одну половинку себе оставил – ударил по этой половинке, полетели во все стороны искры. А из этих искр появились Ангелы. Сатана взял предложенный ему кусок Камня, внимательно осмотрел его и тоже ударил…. Но из этих искр образовались уже бесы.

Тот, кто найдет две половинки, соединит их, сможет повелевать и Ангелами, и бесами»[28].

То есть снова мы имеем дело с межтекстовыми связями в книге «Династия Посвященных».

§ 3. Анализ текстов, содержащих символы, не обладающие мифологическим подтекстом.

В данном параграфе мы будем анализировать три стихотворения из книги «Династия Посвященных». Первый текст называется «Невидима». Он начинается со слов:

«Лиловые ирисы тонут в прозрачной воде…» (12).

Лиловый цвет «означает интуицию, индивидуальность, одухотворенность, скрытые возможности. Символизирует мудрость. Цвет внутренних сил, в том числе и магических»[29]. Ирисы же символизируют чистоту, защиту[30].

Лиловые ирисы встречается и в конце произведения:

«Лиловые ирисы вырастут там, где ты спишь…» (12).

В данном стихотворении они символизируют защиту Высшими силами Певца (Художника) как того, кто может Слышать[31].

Образ таинственной Невидимки – центральный в стихотворении – очень интересен. Это защитница душ Художников (в широком смысле), но ее возможности распространяются только в ночное время суток, то есть во время измененного сознания.

Исходя из этого, можно говорить, что символ «лиловые ирисы» синонимичен образу таинственной Невидимки.

В стихотворении «Лунное дитя» мы имеем дело также с героями, не принадлежащими к нашему миру. В книге «Династия Посвященных» мы находим изначальное название этого произведения – «Колыбельная», что объясняет нам форму, в которой написана песня.

О самом тексте мы находим следующее: «Колыбельная» появилась на свет 8 февраля 2007 года. Захотелось дать после мощной хоровой коды «Реквиема» возможность отдохнуть душе, расслабиться, почувствовать себя крохотным ребенком. Не обращая внимания на то, что песню поет реально не существующая девушка, сотканная из лунного света. Она растает с первыми лучами солнца, как и те кривляющиеся крохотные короли и королевы в бархатных камзолах, нарядах из испанских кружев, в башмаках с серебряными и золотыми пряжками. Исчезнет и Лунное Дитя, которому не суждено появиться на свет в виде обычного человеческого детеныша…»[32].

В тексте мы встречаем упоминание земляники:

«Земляники не станет…» (37).

В словаре символов земляника «символизирует чувственные радости. Плоды земляники, которые едят в загробном мире, могут символизировать безнадежность попыток возвращения к жизни»[33]. Это подчеркивает бренность королей и королев, окружающих Лунное дитя.

Стихотворение «Гром небесный» – это крик лирического героя, осознавшего, что «все в руках сумасшедшей Судьбы» (33).

В тексте мы находим следующие строки:

«Нас связали серебряной нитью

С перекрестком на млечном пути…» (33)

В словаре символов Трессидера есть следующая трактовка перекрестка: «Неизвестность, азарт, выбор, судьба»[34]. Исходя из толкования символа и контекста произведения, мы можем говорить, что человечество (на это указывает употребленное в тексте местоимение «мы») постоянно находится перед выбором, который не может сделать.

Говоря о символике в тексте «Гром небесный», следует выделить строки:

«Лепестки белых роз отправляем

К отражающей солнечный свет…» (33)

В словаре Дж. Трессидера мы находим: «Белая роза – эмблема целомудрия, чистоты и девственности….»[35]. Луна же символизирует «возрождение, бессмертие, оккультная сила»[36]. Возможна следующая интерпретация: свою чистоту, непорочность человек отдает луне, как силе, которая обладает Высшим Знанием. Можно предположить, что луна (в сознании лирического героя) становится символом этого Знания.

§4. Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием».

Соседство двух языческих мифологий, заключенных в символах, мы находим в стихотворении «Реквием». Прежде чем проанализировать мифологические символы этого текста, стоит заметить, что музыкальный жанр реквием появился в христианском Средневековье и ассоциируется с ним. Общеизвестно, что реквием – это заупокойная служба. Таким образом, заглавие сразу настраивает читателя на минорный лад.

В тексте же стихотворения есть строки:

«Цифру «Семь»

Огнем Сатурн

Прочертил над бездной» (34).

О значении числа «7» мы уже говорили при анализе стихотворения «Змея». Сатурн же выступает как главная планета-разрушитель[37]. Причем планета названа в честь бога Древнего Рима, и на нее спроецирована одна из его характеристик. В стихотворении планета, как и языческий бог, являет собой деструктивное начало – то есть символизирует гибель.

Продолжая анализировать стихотворение «Реквием», мы сталкиваемся с аллюзией:

«Золотой, Серебряный,

Бронзовый, Железный.

Золотой, Серебряный,

Бронзовый, Железный...» (34)

Здесь мы имеем дело с веками развития человечества. О них мы находим упоминания в культурах Древней Греции и Индии.

Сама М. Пушкина назвала первоисточником собственный опыт. Но в своей работе мы будет относить эти века к индийской мифологии, потому что эта культура одна из самых древних, и, следовательно, данные представления о развитии человечества вполне возможно появились первыми.

Также в тексте мы видим:

«Песочных часов опустевшее тело

Подброшено кем-то Марии с младенцем…» (34)

Песочные часы символизируют «смертность и неумолимо проходящее время. Песочные часы часто появляются в изображении благочестивого, тихого образа жизни, для иллюстрации краткости человеческого бытия, как атрибут Отца-Времени и иногда Смерти»[38]. И как следствие, «песочных часов опустевшее тело» у ног Марии с младенцем можно трактовать как утрату христианской веры.

Символом в стихотворении является птица, упоминание которой мы находим в следующих строках:

«Под сводом готическим птица запела,

Чтоб в полночь упасть с разорвавшимся сердцем…» (34).

По данным Словаря символов птица – «воплощение как человеческого, так и космического духа – символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес»[39].

В данном тексте смерть птицы, как символ смерти души, передает ужас Конца Света и является символом гибели человечества.


Заключение.

Целью нашей работы было проанализировать мифологический подтекст и символику стихотворений в книге «Династия Посвященных», выявить связи между символом и мифом.

Для этого необходимо было дать символу и мифу определения, использованные в данной работе, а также проследить связь символики с мифологией в стихотворениях М. Пушкиной.

Основываясь на анализе текстов книги «Династия Посвященных», мы пришли к следующим выводам:

1. В текстах книги «Династия Посвященных» представлено большое количество мифологических символов, тесно связанных с мифологией, которая ассоциируется с христианской религией. Однако в авторском мире они порой соседствуют с символами, через которые мы выходим на мифологический уровень, связанный с представлениями древнейших цивилизаций о мире.

2. Связи между мифологическими символами в «Династии Посвященных» наблюдаются как в рамках одного текста (большинство случаев), так и между текстами («Андайский крест – «Покровители»). Наличие интертекстовых связей говорит, с одной стороны, об общности мотивов текстов (в частности мотив гибели, который заявлен в большинстве стихотворений) и, с другой стороны, о возможной циклизации текстов.

3. Автор часто использует символику, понятную практически для всех мировых культур (например, число семь, змея). Это происходит потому, что поэтесса владеет знаниями, уровень которых выше уровня среднего слушателя (читателя). На это указывает появление собственно книги текстов «Династия Посвященных» с комментариями к некоторым текстам. Но М. Пушкина избегает использования образов, символики, которая бы отсылала к малоизвестным культурам и цивилизациям.

4. В процессе анализа стихотворений, содержащих мифологический символ, было выявлено, что в трех стихотворениях из пяти за символикой стоит смерть: в «Покровителях» и «Андайском кресте» гибель человечества предсказана еще в эпоху древних цивилизаций; в стихотворении «Лилия и Лилит» о мотиве смерти заявляет цветочная символика (обозначающая это в свете романтической эпохи). Интересно, что наряду с этими символами, относящих нас к мотивам смерти, в рамках данного параграфа рассматривается символ, который, наоборот, толкуется как возникновение жизни на земле.

5. Символы, не обладающие мифологическим подтекстом, появляются в стихотворениях, где четко можно выделить лирического героя: в «Невидима» - это таинственная Невидимка; в «Лунное дитя» - это мать, которая поёт колыбельную своему «лунному сыну»; в «Гром небесный» - это герой, осознавший безумство фортуны.

6. Стихотворение «Реквием» является центральным в этой книге. Оно содержит главный мотив «Династии Посвященных», находящий свое выражение не только в символике (в том числе мифологических символах), но и на уровне заголовка и темы.