Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет
Филологический факультет
Кафедра русской литературы
и журналистики
Егорова Евгения Сергеевна
Миф и символ в книге Маргариты Пушкиной «Династия Посвященных».
Курсовая работа студентки IV курса дневного отделения.
Научный руководитель: кандидат филолог. наук,
доцент Тарасова Н. А.
Петрозаводск
2011
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….....…………..3-6
Глава I. Миф и символ в научных работах...……………………………..……………….6-9
Глава II. Анализ стихотворений, входящих в книгу «Династия Посвященных»
§1.Анализ текстов, содержащих мифологический символ………..……………………9-12
§2.Анализ текстов, не содержащих символов, но обладающих мифологическим подтекстом…………………………………………………………………………..………...12-13
§3.Анализ текстов, содержащих символы, не обладающие мифологическим подтекстом……………………………………………………………………..……………...13-14
§4.Анализ мифологического подтекста и символики в стихотворении «Реквием»…………………………………………………..………………………………….14-17
Заключение……………………………………………………………………………..…17-19
Список литературы…………………………………………………..…………………..19-20
Введение.
Цель данной работы – проанализировать мифологический подтекст и символику стихотворений в книге «Династия Посвященных», выявить связи между символом и мифом.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать символу и мифу определения, которые будут использоваться в данной работе.
2. Проследить связь символики с мифологией в стихотворениях М. Пушкиной.
В данной работе мы используем три метода: историко-типологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический. Последний метод мы применяем в связи с разъяснением понимания мифологии М. Пушкиной, появлением новых оттенков ее значения в авторском мире.
В своей работе мы используем такое понятие как «мифологический символ». О нем, определяя три вида взаимоотношения внутреннего и внешнего, в книге «Миф. Число. Сущность» писал А. Ф. Лосев следующее:
«В противоположность схеме и аллегории тут мы находим полное равновесие между «внутренним» и «внешним», идеей и образом, «идеальным» и «реальным». В «образе» нет ровно ничего такого, чего не было бы в «идее»[1].
В своей работе мы понимаем мифологический символ как такой символ, который выводит на мифологический контекст.
Материалом для исследования связи между символом и мифом в данной работе являются не все тексты книги. Критерием отбора стихотворений было наличие в них символов и (или) мифологического подтекста.
На этом основании тексты книги «Династия Посвященных» были разделены на следующие четыре группы:
I. Тексты, содержащие мифологический символ («Покровители», «Змея», «Андайский крест», «Лилия и Лилит», «Монолог Иуды»).
II. Тексты, не содержащие символов, но обладающие мифологическим подтекстом («Саксонский корпус», «Закатные рыцари», «Каждому»).
III. Тексты, содержащие символы, не обладающие мифологическим подтекстом («Невидима», «Гром небесный», «Лунное дитя»).
IV. Тексты, не обладающие ни символикой, ни мифологическим подтекстом («AVE LETICIA!», «Никто», «Эхо, посланное в никуда Уильяму Блейку», «Убийца времени», «Завывания ветра», «Вересковая пустошь»).
В своей работе мы будем исследовать произведения, относящиеся к первым трем группам.
Особенным для нас в данной работе также является стихотворение «Реквием», так как оно содержит и мифологический символ, и символы, не обладающие мифологическим подтекстом, и аллюзию, которая отсылает к древней культуре.
Для получения оптимальных результатов нам нужно было классифицировать мифы, составляющие подтекст стихотворений М. Пушкиной, и мы разработали систему определения мифа, основанную на следующих критериях:
1. Верование (язычество/христианство), к которому относится миф;
2. Страна (народ), которой принадлежит миф.
Данная работа актуальна, так как творчество М. Пушкиной не изучено – в частности, нет специальных научных исследований книги «Династия Посвященных».
Так же стоит рассказать о самой Маргарите Анатольевне Пушкиной. Она представляет себя так: «рок-поэтесса, просто поэтесса, журналистка, издатель, переводчица, общественная рок-деятельница»[2].
По нашему мнению, творчество выбранной поэтессы играет важную роль в отечественном литературном процессе.
Маргарита Пушкина родилась в городе Тбилиси 23 января. Год своего рождения поэтесса предпочитает скрывать. «Серьезное влияние на формирование личности Маргариты оказала ее средняя сестра – археолог, кандидат исторических наук, сторонница норманнской теории возникновения русского государства – Тамара Анатольевна Пушкина»[3]. Также из книги «Ария Маргариты» мы узнаем, что у поэтессы «образование – высшее, преподаватель (по диплому) испанского и английского языков»[4].
Стоит упомянуть, что одними из важнейших своих произведений сама поэтесса считает издание собственного журнала «Забриски Rider» (с небольшой помощью друзей), культового, совершенно некоммерческого и уникального (о рок-музыке, литературе, кинематографе, жизни и пр. контркультурного сообщества), создание песни-гимна «Замыкая круг», исполненной самыми популярными рок‑музыкантами по Центральному ТВ (муз. К. Кельми)»[5].
Широкую известность в кругах поклонников рока Маргарите Пушкиной принесло сотрудничество с группами «Ария», «Мастер», «Маврик» и другими представителями отечественной рок и металл-сцены, а также проект Margenta, в рамках которого были положены на музыку многие тексты книги «Династия Посвященных».
Глава I. Миф и символ в научных работах.
Существует обширная научная литература, посвященная понятию «символ». В работе мы будем придерживаться концепции А. Ф. Лосева. В его труде «Проблема символа и реалистическое искусство» мы находим следующие важные для нашей работы моменты в определении символа:
«1) Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который ее конструирует и модельно порождает. При этом невозможно останавливаться ни на том, что символ вещи есть ее отражение, ни на том, что символ вещи порождает самое вещь. (…)
2) Символ вещи есть ее обобщение. (…)
3) Символ вещи есть ее закон, но такой закон, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их эмпирическую конкретность.
4) Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи, однако данная в виде общего принципа смыслового конструирования, в виде порождающей ее модели.
5) Символ вещи есть ее внутренне-внешнее выражение, но — оформленное, согласно общему принципу ее конструирования.
6) Символ вещи есть ее структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры.
7) Символ вещи есть ее знак, однако не мертвый и неподвижный, а рождающий собою многочисленные, а может быть, и бесчисленные закономерные и единичные структуры, обозначенные им в общем виде как отвлеченно-данная идейная образность.
8) Символ вещи есть ее знак, не имеющий ничего общего с непосредственным содержанием тех единичностей, которые тут обозначаются, но эти различные и противостоящие друг другу обозначенные единичности определены здесь тем общим конструктивным принципом, который превращает их в единораздельную цельность, определенным образом направленную.
9) Символ вещи есть тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности, но это символическое тождество есть единораздельная цельность, определенная тем или другим единым принципом, его порождающим и превращающим его в конечный или бесконечный ряд различных закономерно получаемых единичностей, которые и сливаются в общее тождество породившего их принципа или модели как в некий общий для них предел»[6].
Следует различать понятия «символ» и «аллюзия», «эмблема» и «ассоциация».
Аллюзия, по данным статьи в энциклопедии «Кругосвет», - это «наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам»[7]. Символ же по сути своей многозначен, и только в конкретной текстовой ситуации мы можем определить его значение, найти отсылку к другому факту. Однако в большинстве случаев автор оставляет за читателем право выбора одного из значений предложенного им символа, то есть не устраняет множества интерпретаций текста.
Другими словами, аллюзия не обладает множеством значений и отсылает читателя к определенному тексту (картине, музыкальному произведению и т.п.) вне зависимости от контекста, который необходим для идентификации значения символа вообще и мифологического символа в частности.
«Эмблема» часто становится синонимом понятию «символ». Известно выражение: «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (название ленты С. А.Соловьева 1989 года). Но в работе Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» мы находим, что «символ не есть эмблема, которая, впрочем, может быть не только художественной, но и внехудожественной. Эмблема есть точно фиксированный, конвенциональный, но, несмотря на свою условность, вполне общепризнанный знак как самого широкого, так и самого узкого значения. Существуют эмблемы государственные, национальные, классовые, сословные, родовые, корпорационные и даже личные»[8].