Смекни!
smekni.com

Курс группа «А» Иванова Ивана Ивановна Проверена (стр. 3 из 13)

3.4. Образовательные реформы Петра I.

Благодаря деятельности Петра уже в начале XVIII века абсолютизм феодального строя осуществил подрыв идеологической монополии церкви, лишил её экономического и политического могущества, сделав её зависимой от государства. Укрепление власти дворянства привело к обострению классовой борьбы (что повлияло на «избранность», малодоступность образования простому народу).

Для осуществления экономических реформ Петру I требовались квалифицированные кадры. Решение проблемы в получении достаточно образованных людей император видел в двух вариантах: отправка молодых людей на учёбу в Европу или создание достойной системы образования в России опять же на основе европейской системы образования. Для этого в Россию приглашались иностранные учителя, переводились научные труды.

Одной из ведущих задач Пётр I считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появлялись светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженных характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном.

В 1701 году в Москве открылась школа «математических и навигацких наук». Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Обучалось там не менее 200 человек. Учащиеся поступали в возрасте 12 – 17 лет, а иногда и 20 лет. Определённого срока обучения не было. «Учащиеся получали кормовые деньги (3 – 5 алтын в день)… жили частью в школе, частью поблизости на наёмных квартирах… По указу 1701 года за прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб., за второй 10 руб. и за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не внесут денег; у родителей, если они владели имуществом, производили конфискацию. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении от школы их детей грозила каторга».[5]

Работа школ петровского времени частными Уставами не регламентировалась, создаваясь и действуя по единократным, исчерпывающим по содержанию Указам Петра. Но даже на тот период число школ было недостаточным и не покрывало потребности государства в специалистах.

3.5. Екатерина II. Воспитательное общество благородных девиц.

В 1764 году в Петербурге было открыто первое в России женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» про Смольном монастыре. Задачей этого учреждения было воспитание благонравной светской барышни. В основу положено христианское благочестие и знание светских приличий.

По Уставу в Смольный институт принимали дворянских дочерей с 6 лет на двенадцатилетний срок обучения. При поступлении родители или родственники должны были дать письменное обязательство, что до истечении срока девочка останется в учебном заведении. Обязательным было свидетельство о дворянском происхождении.

Главная задача Смольного института заключалась в «укреплении доброй нравственности» девиц. Екатерина II в Уставе отмечала, что «просвещённый науками разум ещё не делает доброго, прямого гражданина, а во многих случаях иначе во вред бывает. Корень всему злу и добру – воспитание».

Воспитанницы делились по возрасту на четыре класса по три года обучения. Устав предполагал каждому классу форму определённого цвета (кофейного, голубого, серого или белого, предусматривал перечень обязательных для преподавания предметов (русский и иностранный языки, арифметика, рисование, танцы, музыка, рукоделие и проч.).

Устав предписывал главное внимание обращать на воспитание доброй нравственности у воспитанниц. Преподавателей и наставниц Устав обязывал:

- неотлучно находиться при воспитанницах, следить, чтобы они не оставались одни со служанками;

- изыскивать время для разговора со старшими воспитанницами, где им разрешалось высказывать свои мысли с пристойной вольностью. Подчёркивалось, что такое доверие со стороны воспитывающихся к воспитателям имеет чрезвычайно важное значение в деле нравственного воспитания, оно может существовать только в том случае, когда воспитатели сумеют возбудить любовь к себе, что достигается не суровыми взглядами и обращением;

- заботиться о том, чтобы девицы не важничали, а были скромны, вежливы .ласковы, учтивы, но не принуждённо.

30 апреля 1776 года состоялся первый выпуск воспитанниц Общества Благородных девиц.

На всём протяжении существования Смольного института Устав его неоднократно менялся.[6]

3.6. Временная демократизация обучения. Первый демократичный Устав – Устав 1804 года. Царскосельский лицей.

3.6.1. Лицей. Период вольнодумия и демократии.

XIX век для России открыл «дней Александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Империя сделала еще одно движение в направлении реформ. Современные потребности развития страны диктовали и совершенствование образования. В 1804 г. был принят новый школьный Устав, ставший самым демократичным по сравнению с предшествующими педагогическими документами: доступ к настоящему образованию получали дети «нижних чинов» и даже крестьян. Уже и от приходских училищ требовали «доставлять детям земледельческого и других сословий сведения им приличные, сделать их в физическом и нравственном состоянии лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки». На основе Устава 1804 года стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища. Правда первые гимназии в России были открыты еще в XVIII веке и главная цель их состояла в подготовке будущих студентов университета.

В то время у трона оказались дальновидные, свободомыслящие люди – Новосильцев, Сперанский, воспитатель Александра I Лагарп, подошедшие к вопросу образования весьма радикально.

11 декабря 1808 года М.М. Сперанский обратился к Александру I с официальной запиской «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Следствием этой записки стал Указ 9 августа 1809 г. Цель Указа – заставить Россию, в первую очередь дворян, учиться. Теперь никого не производили в чин коллежского асессора или статского советника без свидетельства об окончании Российского университета или сдачи необходимых экзаменов. Сперанскому нужны были образованные люди для службы государственной.

Особая цель породила и особый тип учебных заведений – «гимназия высших наук» или «лицей». Не пожалели усилий для привлечения туда лучших педагогов, составления наиболее передовых учебных планов и уставов.

Самый известный, открытый в 1811 году, Царскосельский лицей стал явлением, нравственная величина которого ощущается в нашей стране до сих пор.

Лицей создавался согласно школьному Уставу 1804 года.

Во введении к Уставу Царскосельского Лицея (Приложение 6) читаем: «Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желаем предназначить особенно к важным частям государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище; сюда призвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться».

Устав Лицея определял цели и задачи этого учебного заведения и основные принципы воспитания, разработанные при непосредственном участии первого директора Лицея В.Ф. Малиновского, являющегося активным сторонником идей Ж.-Ж. Руссо. Цель воспитания — это прежде всего формирование нравственного достоинства, нравственной целостности личности, истинного гражданина своего отечества.

Императорский Царскосельский Лицей – «единственное из закрытых учебных заведений[7] того времени, которого устав гласил: “Телесные наказания запрещаются”», – подчеркивал в своих воспоминаниях декабрист И.И.Пущин.

Уставом Лицея, которым регламентировалась вся учебная и хозяйственная жизнь этой школы, было предусмотрено иметь шесть профессоров по основным учебным дисциплинам. На немногочисленный педагогический штат Лицея возлагалась задача огромной важности: подготовить эрудированных молодых людей, способных служить на различных поприщах гражданской и военной службы.

Программа обучения делилась на два курса, по три года каждый; образование же предусматривалось общее (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения.

Так, в «Правилах особенных для начального курса» говорилось об обучении грамматике, наукам математическим и физическим, истории, «изящным письменам» — словесности, изящным искусствам и гимнастике. В разделе «Изящные письмена или словесность», в частности, было сказано, что, руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитанников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей».

В «Правилах особенных в курсе окончательном» отмечалось, что «науки нравственныя, физическия и математическия должны занимать первое место». Но при этом языки иностранные должны быть «неослабно продолжаемы», и в этом курсе профессора «всемерно должны стараться», чтобы воспитанники «познали отличительныя свойства и разность каждого языка, навыкли бы красоты чуждыя присваивать языку отечественному» и научились сочинять правильно на немецком и французском, а преимущественно на «российском языке». Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. «Под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Предлагалось, «начиная от самых простых понятий права» довести воспитанников «до коренного и твердого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.». Воспитанникам Лицея предстояло изучать историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и т.п. Второе место в программе отдавалось наукам физическим и математическим — алгебре, сферической тригонометрии и прикладной математике. В разделе о науках исторических в Уставе Лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как «шествие нравственности... в разных превращениях государств» и показать «успехи и падения его /разума/ в разных гражданских постановлениях». Предпочтительное место отводилось изучению российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией и географией.