Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УСТАВА ШКОЛЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА РАЗВИТОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
(по сравнениям Уставов школ разных типов и времён)
Выполнена:
Студентка филологического факультета
3 курс группа «А»
Иванова Ивана Ивановна
Проверена:
Доцент кафедры педагогики
Олег Владимирович Чукаев
Тула – 2006
План.
1. Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
2. Устав школы – что это такое? - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.1. Определение Устава учебного учреждения. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -4
2.2. Роль и значение Устава в системе образования. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -4
3. Процесс становления системы образования и отражение этих изменений в Уставах
школ разных периодов истории. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5
3.1. Что представляла из себя русская школа XI – XIV веков? - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5
3.2. Первая попытка упорядочить систему образования на Руси. Стоглавый собор. - - - - 7
3.3. Деятельность братских школ. Первые документы, регулирующие
процесс начального образования на местном уровне. XVI – XVII века. - - - - - - - - - - - - - 8
3.4. Образовательные реформы Петра I. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
3.5. Екатерина II. Воспитательное общество благородных девиц. - - - - - - - - - - - - - - - - 13
3.6. Временная демократизация обучения. Первый демократичный Устав – Устав
1804 года. Царскосельский лицей. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
3.6.1. Лицей. Период вольнодумия и демократии. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
3.6.2. Лицей. После Устава 1828 года. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -18
3.7. Гимназии и прогимназии. Устав 1864 года. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21
3.8. Реформы социалистического времени. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - 22
3.9. Устав современной школы. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -25
3.9.1. Статья №13 федерального закона «Об образовании». - - - - - - - - - - - - - - - - 25
3.9.2. Многообразие школ – многообразие Уставов. -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -25
4. Сравнительный анализ современных Уставов различных типов школ со ссылкой
на предшествующие времена. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -26
4.1. Что общего в структуре и содержании всех Уставов? - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26
4.2. Современные школьные Уставы разных типов школ. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -27
4.2.1. Устав частной школы «Премьер» (г. Москва) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -28
4.2.2. Устав МОУ «Гимназия №10» (г.Великий Устюг) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
5. Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - -30
6. Список литературы. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 32
7. Приложение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
1. Введение.
Система школьного образования в России долгое время была до крайности сложной и запутанной и по сей день обладает исключительно динамичной структурой, реформируемой наиболее часто.
Назвать примерную дату перехода от народного, почти фольклорного воспитания к образованию как систематизированному процессу, контролируемому государством помогает «Повесть временных лет», где впервые упоминается об «учении книжном», начавшемся в 988 году (Приложение 1).
Казалось бы, пёстрой вереницей промчались года с 988 до XXI века, оставив позади лишь шлейф из документов и произведений искусства, подтверждающих существование тех лет и некогда живших людей. Но и сейчас нам, читающим «Повесть временных лет», не составляет особого труда понять тех плачущих матерей. Пусть современные родители не до слёз вынашивают сомнения в сердце, прежде чем отдать своё чадо в ту или иную школу, гимназию или лицей, но всё же вынашивают.
Меня, как будущего преподавателя и как будущего родителя школьника, интересует становление системы образования как в целом, так и в частном отображении. Рассматривая формирование системы управления образованием и эволюцию образовательных учреждений в историческом аспекте как непрерывный процесс, я надеюсь уловить общие тенденции в современном развитии образования и спрогнозировать ближайшие возможные перемены в системе образования, подтвердить для себя их необходимость или никчёмность с тем, чтобы выявить различие между тем или иным учебным учреждением и воспользоваться полученными сведениями и выводами при устройстве на работу и определении своего ребёнка в общеобразовательное учреждение.
Свою работу я посвятила изучению школьного Устава потому, что, на мой взгляд, никакой другой документ так не отражает частных характеристик определённого учебного заведения и в то же время является продуктом государственного строя, регламентируемый государством и контролируемый им же.
Целью настоящей курсовой работы является анализ и сравнение Уставов таких организаций, как учреждений начального и среднего образования, иначе – школ, анализ зависимости Устава от времени.
В России всегда придавали Уставу важнейшее значение. Уставы, принятые в ходе истории российского образования, представляют сейчас интерес как документы, отражающие не только систему образования нашей страны в разное время, но и определяющие культуру, традиции, идеологию предшествующих поколений.
2. Устав школы – что это такое?
2.1. Определение Устава учебного учреждения.
Устав – это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Устав зависит от типа организации и требования общества и руководящих структур.
По заведённому порядку учебные заведения составляют свои Уставы, упорядочивающие работу данных учреждений. «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем».[1]
2.2. Роль и значение Устава в системе образования.
Основная роль Устава школы – это регламентирование воспитательно-образовательного процесса на частном уровне, в стенах одного учебного заведения. Только в советское время (1970 г.) был принят единый Устав, охватывающий весь пласт среднего школьного образования в целом.
Структура и содержание Устава школы подвластны принятым правительственным законам на федеральном уровне. Т.е. вне зависимости от индивидуальных особенностей отдельно взятой школы, её Устав не может противоречить обозначенным законом нормам.
Значение Устава для системы образования в целом заключается в предоставлении возможности вышестоящим (по отношению к определённой школе) органам управления образования – сначала на региональном, а затем и федеральном уровне – контролировать работу каждой школы. Чётко организованная, хорошо продуманная, правильно поставленная работа внутри школы предполагает стабильность системы образования в государстве.
3. Процесс становления системы образования и отражение этих изменений в Уставах школ разных периодов истории. (Зависимость устава школы от социального устройства общества. Отражаемые в уставах процессы роста многообразия типов школ).
3.1. Что представляла из себя русская школа XI – XIV веков?
Так как Устав общеобразовательного учреждения – неотъемлемый элемент налаженной системы образования, перед тем, как приступать непосредственно к рассмотрению самих Уставов, следует вспомнить, как проходил процесс становления системы образования в России.
Процесс становления образования как упорядоченной системы, подконтрольной государству, был долгим и нестабильным. Что из себя представляла русская школа в XI-XIV веках?
Наши сведения об этом очень скудны. Несомненно, ни правительственных, ни общественных училищ тогдашняя Русь не имела; в ней были лишь частные школы. Их имеет в виду летописец, рассказывая под 988 годом, что Владимир Святой «нача поимати у нарочитое чади (у знатных людей) дети, и даяти нача на учение книжное». Об одной из них говорит Нестор в житии Феодосия Печерского (XI век); по его словам, святой, ещё ребёнок, был отдан матерью «единому от учителей», города Курска и у него «извыче вся грамматика»; как видно, Нестор полагает, что в маленьком Курске этого времени могло быть несколько школ.
О предметах школьного обучения и школьных порядках в России XI-XIV веков мы можем лишь догадываться. По-видимому, первой книгой чтения был псалтырь, суровое обращение учителей с учениками было обычно. По крайней мере, из жития Авраамия Смоленского видно, что ученики иногда «унывали», а из жития Сергия Радонежского – что этот святой был от учителя «томим». Греческий сборник изречений Пчела, переведённый в России в XI-XII веках, отлично характеризует здесь тяжесть школьного учения в Греции. «В трёх нужах (бедах) был есмь. Говорится в ней, - в грамотикии (в начальной школе), в убожии, у люты жены; да двою нужу (от двух бед) убежах, а злы жены не могу утечи». Школа называется здесь бедою и приравнивается к нищете и к несчастной семейной жизни. Надо думать, что в школьном деле, как и во многом другом, старая Русь следовала за Грецией как за образцом[2].
Появление первых учебных заведений на Руси было тесно связано с принятием христианства. Цели становления «обучения книжного» тоже изначально были по большей степени религиозными. Необходимо было нести в народ новую веру, делать её понятной и доступной простому народу. Потому государство поручило основную ответственность за его быт церкви. В связи с этим никаких государственных документов, дающих точную характеристику тому или иному учебному заведению, нет, и мы можем здесь полагаться лишь на летописи, представляющие собой не столько документальные подтверждения, а, как правило, художественное описание, иногда перемежающееся с пространственными размышлениями, несущее собой краткие попутные заметки или восхищение летописца новой верой и принесённым ею «книжным учением» (Приложение 2).