Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений)которые стали особенно очевидными в связи с составлениемдругих частей кодификации Юстиниана, нововведений, содержавшихся в
особенно в сборнике "50 решений"гражданским правом и «правом народов»между квиритской и бонитарной собственностью и т. д.),делали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана.Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона.
По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был на 12 книгах. В книге I рассматриваются вопросы права и христианской теологии, книги 2—:8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9—12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и.наказания и т.,д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние —на фрагменты.
В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе — Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая поздняя — Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельныхконституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законнодательные положения (редактировать,сокращать и т. д.), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими тек-стами конституций по Кодексу Феодосия.
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала,' составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".
По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил,Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ.Составели дигесты (позднее они стали называться компиляторами широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов ("древних юристов"), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.
В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн.строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие "50 Решений”. учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией.
Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестахцитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Пом-Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют— 1/6, Папиниана — 1/18
Структурно Дигесты делятся на семь частей {в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30—32 о легатах и фидеикомиссах)расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата.
Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д.но немного места отведено публичному праву, образом в последних книгах (47—50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т; п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т, д.
Наиболее полно в Дигестах представлено частное право.Особенно много внимания в них уделено наследованию (позакону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесьотразились многие новые тенденции, характерные для постклассического рим-ского права: слияние преторского и цивильного права и многих формальностей последнего (например вещей на манципируемые и неманципируемые),смягчение отцовской власти, стирание различей между легатами и фидеикомиссами и т. д. В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийской действительности в VI в. комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые положения,причем делая это от имени цитируемого автора (интерполяции). Вероятно, целый ряд изменений в классических тек-стах был осуществлен не непосредственно компиляторами,а составителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления. Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболее важных направлений в современной романистике.
Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана)даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.
Первоначально текст Дигест Юстиниана не сохранился и полная копия (флорентийская рукопись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий ДигестыЮстиниана, составленных в XI—XII вв., но в них. Были опущены значительные сокращения, а также значительные искажения
текста (так называемые –вульгаты)
Своеобразной частью кодификации Юстиниана являетсяИнституцией— элементарный учебник права, обращений императором к "юношеству, любящему законы",составления Институций по указанию Юстиниана в 530была составлена специальная комиссия из .Трибонианапрофессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институцией Юстиниана, поскольку Трибониан в это время -был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21ноября 533 года и в том же году получйли силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права.В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем черты постклассического (позднеримского),права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака, легесанкционной и формулярный процесс и т. п.).С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящехся к юридическому лицу, конкубинату, колонату,и т. п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие вещных прав, расширен круг оснований возникновений обязательств.
Как и .Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены натитулы, которые состоят из отдельных фрагментов.
Институцией Юстиниана позаимствована из ИнституциейГая, расположение материала (особенно в последней книге) имеет некоторые отличия.
В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках,о браке, об отцовской власти, об опеке.
Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей,предусматриваютсяновые способы их приобретения, Здесь же говорится о завещаниях и легатах.
В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договором.В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана
добавлены два титула, где перечислены обязанностилюдей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отце убийство, и т. д.).
Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами —систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст