Смекни!
smekni.com

Работа на тему: «Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже» (стр. 2 из 5)

В изобразительном искусстве стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, целостного произведения искусства.

ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОДЕРН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАСТЕРСКОЙ ФАБЕРЖЕ

2.1. Мастерская Фаберже

Фаберже, семейство предпринимателей и художников, руководивших одноименной ювелирной фирмой, чьи изделия завоевали мировую славу, став драгоценными сувенирами русского «серебряного века».

Основателем фирмы явился Густав Фаберже (1814–1872). Уроженец Эстонии, выходец из рода французских гугенотов, мастер-ювелир, он в 1842 открыл свой магазин в Петербурге. В 1870 управление делами принял его сын Петер Карл (1846–1920), позднее к нему присоединился младший брат Агатон (1852–1895). У Петера Карла Фаберже было четыре сына: Евгений (1874–1960), Агатон (1876–1951), Александр (1877–1952) и Николай (1884–1939) – каждый из них внес в семейное предприятие свой художественный и деловой вклад. Со временем филиалы фирмы открылись в Москве (1887), Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905). Среди ведущих мастеров следует также упомянуть Михаила Перхина (1860–1903) и Генриха Вигстрема (1862–1928), последовательно руководивших петербургской мастерской. [10, с. 45]

Изделия с маркой Фаберже – украшения, часы, сервизы, шкатулки, портсигары, декоративные фигурки, подарки-сюрпризы и т.д. – выделялись тончайшей изысканностью отделки и яркой полихромией. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические «секреты». Варьируя и комбинируя различные стили – барокко, рококо, классицизм, отдельные древнерусские мотивы – в духе романтического историзма, мастера Фаберже вводили в свои образы и черты модерна (в особенности в натуралистичных растительных и цветочных орнаментах). Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. В 1885 Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

В 1917–1918 фирма перешла в ведение рабочего комитета и вскоре была закрыта (некоторые из филиалов закрылись еще раньше). Петр Карл Фаберже покинул Россию под видом иностранного дипкурьера. За границей оказались и все его сыновья. Александр и Евгений основали в Париже фирму «Фаберже и К°» (1923), деятельность которой, однако, с годами свелась к антикварной торговле. Впрочем, и сами классические изделия Фаберже, в особенности императорские пасхальные яйца, стали после октябрьского переворота 1917 предметом страстного коллекционирования. [10, с. 81]

Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после смерти Агафона Фаберже в 1895 г. он становится главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля,” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру. Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.” [10, с. 97]

К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.

В 1900 годы Фаберже уже просто завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 гг. у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Клиенты из Америки пришвартовывают свои яхты у берегов Невы. Трое сыновей Фаберже - Евгений, Агафон и Александр - работают в качестве художников бок о бок с Бирбаумом. Триста мастеров работают в Санкт-Петербурге и двести - в Москве. Заказов так много, что некоторые из них даже передаются мастерам, не-посредственно не работающим в фирме. По всему миру фирмой продано более двухсот тысяч изделий.

Периоду Генрика Вигстрема, последнего старшего мастера Фаберже (1903-1917 гг.), недостает яркости и изобретательности его предшественника. Исчезает буйство линий и красок стиля модерн, дизайн Фаберже становятся суше и классичнее. И, хотя качество остается великолепным, уже само использование в нынешних работах Фаберже заранее заготовленных деталей накладывает на них отпечаток промышленной эры. Новинки - это характерно для фирмы - регулярно появляются каждый год. Некоторые изделия Фаберже получают ярко выраженный геометрический дизайн и как бы возвещают приближение нового нарождающегося стиля Art Deco.

Изготовление искусственных пасхальных яиц составило к началу XX века целую отрасль декоративно-прикладного искусства. К этому времени подарочное пасхальное яйцо, все более приобретая черты светского "сувенира Пасхи", становится отнюдь не "простосердечным приношением", а дорогим, изысканным подарком.

Современную славу этого рода памятникам создали несколько десятков экземпляров пасхальных яиц из драгоценных металлов ювелирной фирмы Карла Фаберже. Они занимают высшую ступень антикварной иерархии.

Глава фирмы Карл Фаберже, получивший широкое и фундаментальное образование в Европе, имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов. Блестящая плеяда мастеров фирмы - Михаил Перхин, Эрик Колин, Генрих Вигстрем, Виктор Аарне, Василий Зуев, Август Холмстрем получила всемирное признание, изготовляя различные изделия, часы, табакерки, портсигары, ювелирные украшения, подарки-сувениры, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы для хрустальных ваз, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки людей, животных, цветы из различных поделочных камней в прозрачных вазочках из горного хрусталя, подсвечники, бинокли, миниатюрные игрушки и многое другое в таком же роде.

Мастера-эмальеры фирмы Фаберже достигли недосягаемого совершенства в применении широкого диапазона различных цветов и оттенков эмали. Многообразие узоров резного гильошированного фона, выписанного то в виде муаровых текучих линий, то в виде вертикальных или горизонтальных полос, мелких снежинок или чешуек, создавало особую игру света и совершенно новый декоративный эффект, прославивший фирму.

Насколько мы знаем, фирмой было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской фамилии. Большинство специалистов сходятся на цифре 54, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них. К сожалению, только 10 хранятся в России. Все они включены в постоянную экспозицию коллекции Государственной Оружейной палаты Музеев Кремля.

2.2. Особенности стиля модерн в произведениях мастерской Фаберже

Стиль «модерн» в русском ювелирном искусстве выразился в обостренном интересе к очертаниям предметов, которым придавалось сходство с разнообразными растительными формами; для декора этих форм использовался также «растительный» орнамент.

Кроме особого интереса к разработке формы и декора в их органическом единстве, стиль «модерн» привнес в русское золотое и серебряное дело свой круг сюжетов – в изделиях и скульптуре из драгоценных металлов этого времени появляются русалки, аллегорические изображения чувств, стихий и проч.

Основные центры русского ювелирного искусства в XIX - начале XX века – Москва и Петербург, хотя оно продолжает развиваться и в других центрах, славившихся своими изделиями еще в XV-XVII вв. Искусство черни в XIX веке наиболее активно развивалось в Великом Устюге и в Москве, а в Петербурге широкого развития оно не получило. В начале XIX века эмальерное искусство, столь популярное в XVIII веке, пребывает в состоянии некоторого застоя, однако, начинает совершенствоваться со второй половины столетия. Скань и зернь у московских и петербургских мастеров XIX века играют важную роль в декоре изделий «русского» стиля и стиля «модерн».

Стиль «модерн» был принят не всеми петербургскими ювелирами – среди изделий из золота и серебра встречаются отдельные предметы в этом стиле, главным образом, статуэтки или предметы с изысканным силуэтом. Во второй половине XIX - начале XX века всемирную известность русским ювелирным изделиям принесло петербургское отделение фирмы Фаберже.

Предки Фаберже в XVII веке переселились из Франции в Эстонию, а в начале XIX века Густав Фаберже переехал в Петербург, где в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Его старший сын Петр Карл получил художественное образование за границей, и, вернувшись в Петербург, возглавил мастерскую отца, которая к этому времени превратилась в большое предприятие. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин работали на фирму Фаберже.

Мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Фирма также славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения. [5, с. 21]

Стиль Фаберже, как считают специалисты, состоит не в следовании каким-либо канонам, а в глубоком понимании свойств материала, его одухотворении, раскрытии возможностей ювелирного искусства, приёмы которого накапливались веками. Вот почему Фаберже в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по изобретательности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.