Смекни!
smekni.com

Работа на тему: «Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже» (стр. 4 из 5)

Кроме того, под именем «Лавровое дерево» оно было включено в список предметов, принадлежавших вдовствующей императрице Марии Федоровне и переправляемых из Аничкова дворца в Оружейную палату Кремля («лавровое дерево из нефрита на постаменте, оправленное в золото, инкрустированное драгоценными камнями различных цветов, с певчей птицей»), а также в перечень ценностей, переданных в Совнарком в 1922 году («1 дерево из нефрита с певчей птицей, с украшениями из золота, алмазами огранки «роза», топазами, жемчугом и рубинами»).

Прототипом для яйца «Лавровое дерево» послужило дерево с певчей птичкой, выполненное в XVIII веке во многих экземплярах, о чем существует немало свидетельств. Аналогичное дерево с заводной певчей птичкой было продано на аукционе «Сотбиc», проходившем в Mentmore Tower 18 мая 1977 г., лот 49 (справа). Очевидно, что деревья с певчими птичками были известны уже в XVI веке. Эта игрушка приводилась в движение сжатым воздухом, птицы хлопали крыльями и открывали клювы, а их пение имитировалось звуками флейты.

Интересно заметить, что можно провести параллель между изделиями Фаберже и современной ювелиру архитектурой: купол Венского Выставочного зала Сецессион, построенный Джозефом Ольбрихом в 1897-98 годах, также украшен растительным орнаментом. Связь произведений Фаберже с Венским Сецессионом и с Wiener Werkstaette, основанным в 1903 году, еще предстоит проанализировать. Бесспорно, что лаконичные геометрические формы Джозефа Хоффмана оказали воздействие на поздние работы российского мастера.

Яйцо «Лавровое дерево» было конфисковано Временным правительством в 1917 году и передано из Аничкова дворца в московский Кремль. Это одно из девяти императорских пасхальных яиц, которые были проданы через «Антиквариат» владельцу фирмы «Вартски» примерно в 1927 году. С тех пор оно переходило из рук в руки пяти разных владельцев и, наконец, было продано госпожей Милдред Каплан Малькольму Форбсу в 1965 году за 35 тысяч долларов.

Яйцо «Клевер», 1902. [Приложение 4,5] Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин. Клейма: мастера - "М.П."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова "ЯЛ". Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, рубины. Размеры: высота с подставкой - 37/8 дюйма (9,8 см) Техника исполнения: скань, оконная эмаль, чеканка.Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No МР-654/1-2.

Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. [2, с. 84]

Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.

Символом вечной любви и преданности издавна считался цветок анютины глазки. Яйцо с этим названием из гладкого темно-зеленого нефрита оплетают тонкие вьющиеся стебельки с цветами и бутонами анютиных глазок из бриллиантов, рубинов и яркой эмали. Сюрприз яйца - роскошная рамка сердцевидной формы. На белом фоне бриллиантовый вензель императрицы Марии Федоровны и одиннадцать крошечных портретов представителей семьи Романовых, закрытых красными эмалевыми крышечками с инициалами изображенных, Специальная кнопка открывает все миниатюры.

Ажурные листочки клевера из мелких бриллиантов и тончайшей "оконной" эмали, напоминающей витражное стекло, покрывают яйцо "Клевер" - одно из самых хрупких и грациозных. Между листьями клевера вьется узкая темно-красная лента из рубинов, оттеняющая и подчеркивающая нежную зелень. Листья льнут друг к другу, часто соприкасаются, иногда находят один на другой, и контуры их составляют узор, полный изящества и воздушной легкости.

«Яйцо-сюрприз» Москва. 1908–1917 гг. Фирма Карла Фаберже. Мастер Фёдор Афанасьев? Серебро, резьба, золочение. 6,3 х 4,2. Клейма: ФА., Фаберже, Московского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике, обращённая вправо с шифром «дельта», 84. Пост. Из Центрального музея МВД СССР, 1988. [Приложение 6]

Выделяется оригинальностью серебряное разъёмное яйцо с сюрпризом, изготовленное в московской мастерской. Внутрь яйца помещены две отвинчивающиеся ножки-подставки. Если собрать детали, получаются две рюмки. Яйцо украшено резным орнаментом. Рисунок лаконичен, выполнен тонкими графичными линиями, подчинёнными форме. Изображены диск с вензелем, стилизованные ветви и травы. На ветвях три плода граната с эллипсовидными трещинами, в которых видны зерна. Гранат — эмблема жизни, «треснувший гранат» — символ совершенства. В декоре зашифрован легкий намек на какие-то поэтические переживания. Вся орнаментация несет черты нового стиля модерн. [5, с. 209]

Первое яйцо (пасхальный сюрприз) фирма Фаберже выполнила для имп. Александра III, последнее — в 1913 году для имп. Николая II. Всего фирма изготовила более 50 пасхальных яиц, хотя точная цифра неизвестна. К сожалению, в России находятся только десять. Именно эти изделия, считающиеся вершиной творчества К. Фаберже, принесли ему всемирную славу. Конечно, экспонат Смоленского музея нельзя поставить в один ряд с уникальными пасхальными сюрпризами императорской фамилии, это всего лишь скромное подарочное изделие, сделанное с отменным вкусом.

Воплощая идею Карла и Агафона Фаберже, которые мечтали ввести в повседневный обиход изделия ювелиров и золотых дел мастеров, самые крупные мастерские Фаберже начали производство большого количества разнообразнейших бытовых изделий: рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, часов, письменных приборов, портсигаров. И это еще далеко не весь перечень декоративных и вполне функциональных предметов. Сделанные из золота и серебра, а иногда даже из дерева или поделочного камня, добываемого в России, эти предметы были украшены скромно, но с той элегантностью стиля, которая всегда ассоциировалась с изделиями Фаберже.

Из всех “полезных предметов” несомненно самыми популярными были портсигары. В то время курение было очень распространено среди всех слоев населения, начиная с императора. Николай II был заядлым курильщиком, и, как только ему исполнилось двадцать лет, он начал получать портсигары Фаберже в подарок на рождество и день рождения от отца, матери, а, позднее, и от жены.

Николай II сам подарил сотни портсигаров, украшенных императорским орлом или его монограммой, своим дядям - великим князьям, кузенам, родственникам за границей, дипломатам, русским чиновникам и различным людям, которые оказали услуги лично ему или послужили стране. Белый эмалевый портсигар с золотой монограммой, подаренный великому князю Николаю Николаевичу, кузену императора и командующему армией в 1914-1915 годах, является характерным образцом таких подарков и примером “простой” изысканности стиля Фаберже. Другим примером удивительной утонченной элегантности изделий Фаберже служит золотой полированный портсигар, украшенный монограммой великого князя Николая Николаевича под короной.

Большинство портсигаров украшены цветными прозрачными эмалями. Глубина сияния цвета на гильошированной поверхности металла доставляет особое чувственное удовольствие как курильщикам, так и некурящим.

Два серебряных портсигара в стиле модерн [Приложение 7], украшенные русскими мотивами, представляют особый интерес. На обоих изображена сцена из русской жизни, написанная матовой эмалью в технике, изобретенной Федором Рюкертом около 1908 года. Один из них - редкий пример работы независимого московского мастера Ф. Рюкерта, чьи вещи из эмали в неорусском стиле часто продавались фирмой Фаберже. Прорезная композиция, изображающая нападение медведя на боярина в лесу, выполненная чеканкой в стиле “самородка”, позволяет видеть фон с русским зимним пейзажем, написанный эмалью. Другой портсигар является редким примером изделия в неорусском стиле. Он выполнен в Санкт-Петербурге мастером В. Реймером и украшен рельефом на русские мотивы и эмалевой миниатюрой, иллюстрирующей сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.[5, с.308]

Портсигары, выполненные фирмой Фаберже, представляют большой диапазон стилей от неоклассического и рококо до стиля модерн. Интересно также разнообразие используемых материалов, от золота и серебра с эмалью до дерева и меди. С технической точки зрения портсигары выполнены превосходно - с бесшумными невидимыми пружинами и легко открывающимися замками. Благодаря разнообразным декоративным и техническим приемам, таким как использование цветного золота, богатой колористической гаммы прозрачных эмалей, драгоценных камней и декора эти портсигары являются примером великолепного мастерства ювелиров дома Фаберже.

Серебряная кружка. (Около 1900 года.) [Приложение 8]Автор: Карл Густав Фаберже. Школа: Россия, Москва.Материал: Серебро, 84°. Техника: Литье, ковка, чеканка, гравировка. Высота: 21 см. Вес: 530 гр.