МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра культурологии и журналистики
Курсовая работа
«Русская идея»
в романе В. О. Пелевина «Generation "П"»
(Б3. Б2. История отечественной литературы)
Выполнил студент I курса
гуманитарного факультета
(направление подготовки
031300 «Журналистика»)
Макаров Анатолий Александрович
Научный руководитель –
кандидат филологических наук, доцент
Злобин Андрей Александрович
Киров
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. «Русская идея» в интерпретации отечественных исследователей и философов
1.1. «Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие………………………………………….……………….5
1.2. Философы конца XIX – начала XX в.в. о «русской идее»...8
1.3. Поиски «русской идеи» сегодня……………………..……...11
ГЛАВА II. «Русская идея» в романе В. О. Пелевина «Generation "П"»
2.1. Роман В. О. Пелевина «Generation "П"»: проблематика, художественный метод, композиция………………………………………...18
2.2. Отражение в романе 90-х годов XX в. – времени серьёзных потрясений и напряжённого поиска национальной идеи……...………...22
2.3. Телевидение и реклама как средство выработки национальной идеи и её трансформации в массы…………….…………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..…..33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется, во-первых, большим интересом читательской аудитории к творчеству В. О. Пелевина. Виктор Пелевин – один из самых переводимых современных русских писателей зарубежом. При этом автор – неоднозначная и таинственная фигура в современной русской литературе. Произведения этого писателя неоднозначны для восприятия, а значит, и притягательны. Во-вторых, следует признать, что его творчество на сегодняшний день мало изучено.
Объект изучения – роман В. О. Пелевина «Generation "П"».
Предмет описания – «русская идея» в романе В. О. Пелевина «Generation "П"».
Цель работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос, как в анализируемом романе ставятся и решаются автором проблемы и вопросы, связанные с поиском русской национальной идеи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· определить смысловое наполнение понятия «национальная идея» и ее составляющие;
· изучить концептуальные философские конца XIX – начала XX в.в. о «русской идее»;
· изучить современные подходы к поиску «русской идеи»;
· проанализировать проблематику, художественный метод и композицию романа В. О. Пелевина «Generation "П"»;
· определить, как в романе отражаются 90-е г.г. XX века – время потрясения и поиска «национальной идеи»;
· рассмотреть, какую роль играют телевидение и реклама как средства выработки «национальной идеи» и её трансформации в массы;
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: описательный, биографический, историко-культурный, герменевтический.
Структура работы. Курсовая работа включает Введение, Главы I-II, Заключение, Библиографический список.
ГЛАВА I. «Русская идея» в интерпретации
отечественных исследователей и философов
1.1. «Национальная идея»: смысловое наполнение
понятия, её составляющие
Современный русский писатель А. И. Солженицын, отвечая на вопросы журналу «Шпигель», так сформулировал понятие «национальная идея»: «Термин "национальная идея" не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это – когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением». Кроме того, писатель говорит о том, что «такое объединительное представление понятия может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно» [16]. Хотя классик XX века и говорит о том, что «национальная идея» не должна быть «сочинена в верхах власти», он не отказывается от того, что это возможно. Мы также не можем отказываться от предположения об «искусственном создании и насильственном внедрении» «национальной идеи» и в дальнейшем будем рассматривать «национальную идею» именно с этой позиции.
Термин «национальная идея», как видим, не имеет четкого определения, поэтому в данном разделе работы попытаемся представить различные подходы к определению этого концептуального для русской культуры понятия. При анализе научной и специальной литературы обращает на себя внимание то, что чаще всего анализируемое понятие рассматривается с политической точки зрения [3, 4, 15, 23].
В «Философской энциклопедии» представлена статья В. А. Алексеевой со следующей трактовкой анализируемого понятия: «Национальная идея – систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений» [3].
Автор статьи В. А. Алексеева говорит о близости рассматриваемого понятия к политическим аспектам существования: «Национальная идея от своих философских и религиозно-мистических оснований рано или поздно всегда переходит к социально-ситуативному, даже – к конкретно-политическому аспекту своего существования. В таком виде она формулируется уже не как идея о вневременном смысле бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм (общественных систем, институтов), которые были созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности (например, «Москва – Третий Рим» в русской культуре), идея национального миссионизма как «экспорта» этносом своей культуры (идеал германизма)» [3].
Доктор физико-математических наук, доктор политических наук С. С. Сулакшин определил анализируемое понятие как «устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания» [23].
Н. Логинова считает, что под термином «национальная идея» следует понимать «комплекс основополагающих этических (нравственных) идей, доминирующий длительное время в идеологии народа определенной национальности, служащий для максимально длительного сохранения телесно-идеологической самобытности этого народа, то есть продолжения его рода при сохранении свободы выбора его собственной идеологии.
Национальная идея существует сама по себе, вне зависимости от идеологии конкретной формы самоуправления народа (в том числе в виде любой из форм государственной власти). Она только относительно связана с господствующим в определенный период времени существования народа комплексом научно-религиозных политико-правовых и прочих идеологических воззрений данного народа, среди которых Национальная составляющая всей идеологии должна доминировать» [23].
Религиозный аспект данного понятия сформулирован В. С. Соловьевым: «...Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [22].
Заметим, что В. А. Алексеева в своей статье также обращает внимание на акцент, сделанный В. С. Соловьёвым, и говорит следующее: «…Вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа. Отсюда инвариантом Национальной идеи всегда является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты – в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так, русская православная традиция обусловливает идею о том, что русский народ является единственным хранителем и проповедником православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества» [3].
Анализируемое нами понятие может функционировать и как политический термин. На базе рассмотренных подходов под «национальной идеей» можно понимать реально сгенерированную государством и запущенную в массы «в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений» идею, главной целью которой является оправдание государственной власти.
Важным также является выделение составляющих понятия «национальная идея». Об этом достаточно подробно пишет В. А. Алексеева: «Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание национальной идеи. Среди них вопросы о "начале" исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера» [3].
По мнению В. В. Аксючица, содержанием «национальной идеи» являются не абстрактные или рациональные понятия, но живые архетипы, в которых укоренено сознание и подсознание народа, иерархия ценностей, определяющих установки и модели поведения, идеалы, на которые отзывается непосредственное нравственное чувство, которые целостно переживаются, волнуют, задевают за живое всякого человека, считающего себя представителем данного народа [2].