Но после свадьбы герои попадают в реальный мир. И этот мир готовит для них много испытаний, самое трудное из которых- это суметь сохранить гармонию в отношениях, несмотря на материальные трудности и болезнь.
С другой стороны, если рассматривать развитие отношений Колена и Хлои, то можно выделить этапы: ожидание, встреча, счастье, забота и разлука.
Одиночество Колена в начале романа-это только лишь ожидание. Ожидание женщины, воплощенной сначала в Ализе, но недоступной для Колена, следовавшего золотому правилу дружбы, связывающего его с Шиком. Колен испытывает необходимость влюбиться. И, находясь в атмосфере любви, он не может думать ни о чем, кроме этого. «Входная дверь захлопнулась за ним со звуком, напоминающем шлепок по голой заднице…..Дверь подъезда захлопнулась за ним, издав звук поцелуя в голое плечо».(4,33)
Встреча Колена и Хлои у Трюизмов-первый из редчайших моментов счастья, которое познают герои. Продолжением станет их первое свидание, наполненное нежностью и чувственностью. Но, однако, уже во время этого свидания в гротескной форме появится безобразная и жестокая реальность в образе витрин: «В другой витрине толстяк в фартуке мясника резал младенцев. Это была наглядная пропаганда общественной благотворительности.
- Вот на что уходят деньги,- сказал Колен.- Убирать все это каждый вечер стоит, наверно, очень дорого.
-Но ведь младенцы ненастоящие!-с тревогой сказала Хлоя.
- Как знать? В общественных благотворительных заведениях младенцев навалом…..-Сказал Колен.(4,47)
- Мне это не нравится,-сказала Хлоя-прежде таких ужасных витрин не было. Я не считаю, что это шаг вперед».
Счастье героев достигает апогея в эпизоде свадьбы, которую Виан представил как настоящий праздник. После свадьбы, а именно во время путешествия, героям открывается новый мир, с его материальными заботами, работой и болезнями. Roubichou в своей книге пишет: Vian n’a pas recourse à des subtilités analitiques; il lui suffit de faire passer ses héros-et surtout Colin-par toutes les alternatives épuisanyes du désespoir, de l’espoir et du désarroi pour nous toucher. Le drame éclate quand Chloé se trouve mal, tandis que s’obscurcit et se rétrécit l’appartement, la mort avance à pas lents, mais continues. (Виан не прибегает к аналитическим тонкостям. Ему хватает провести героев-в особенности Колена через изнуряющее чередование разочарования, веры и расстройства, что бы тронуть читателя. Драма разгорается, когда заболевает Хлоя. Судьба нанесла удар, и в то время, пока квартира становится все меньше и мрачнее, смерть приближается медленными, но непрерывными шагами). И действительно, состояние квартиры отражает эмоциональное и физическое состояние героев: «-Лампы умирают,- сказала Хлоя.-И стены уменьшаются. И вот это окно тоже….
-Правда?-спросила Ализа.
-Погляди.
Из огромного окна, занимавшего прежде всю стену, остались всего два узких проема с закругленными углами. А между ними выросло некое подобие стены, преграждавшее путь солнечным лучам. Потолок заметно опустился, а антресоли, на которых стояла кровать Колена и Хлои, теперь едва возвышались над уровнем пола».(4,129)
Все усложняется тем, что болезнь Хлои требует материальных затрат. И после того, как потрачен последний инфлянк, Колену приходится идти работать. И желание вылечить Хлою и жить счастливо настолько велеко, что Колен соглашается на самые унизительные должности: «-Вы выкопаете в земле двенадцать лунок. Затем воткнете в каждую по стальному цилиндру, разденетесь до гола и ляжете на них ничком, так, чтобы они пришлись вам между сердцем и печенью. Сверху вы накроетесь вот этим шерстяным стерильным одеялом и проследите за тем, чтобы отдавать свое тепло равномерно.
-Ну, а что дальше?-спросил Колен.
-Дальше вы пролежите так двадцать четыре часа, и за это время стволы вырастут. За ними придут. Потом землю польют маслом, и вы начнете все сначала».(4,166)
Таким образом, жизнь Колена в корне изменилась. И на вопрос доктора о том, чес он занимается, герой отвечает: «Учусь жить и люблю Хлою».
Ближе к концу произведения атмосфера становится все мрачней. Меняются цвета, обстановка и эмоциональное состояние персонажей: «Хлоя, казалась, теперь успокоилась, она почти улыбалась, и Колен, усевшись на кровать, придвинулся совсем в плотную к ней. Его любовь была ей уже непосильна, и он едва касался ее, боясь причинить ей лишние страдания. Потемневшими от работы пальцами он пригладил ее волосы. Их теперь было четверо: Николя, Колен, Исида и Хлоя. Николя заплакал, потому что Шик и Ализа никогда не придут, и Хлое было так плохо».(4,193)
Сцена похорон-одна из самых волнующих в романе. Тяжесть утраты становится еще более внушительной в оппозиции сцене свадьбы: пышный роскошный пир-и унижение погребения бедняка и боль разлуки.
Таким образом, можно сказать, что в романе «Пена дней» Виан представляет любовь жертвенную, когда герой, не смотря на любые жизненные передряги готов потерять все, что он имеет, лишь бы спасти любимого человека, создать вокруг него атмосферу любви и счастья.
Любовь в романе «Осень в Пекине»
Так же тема любви раскрывается и в романе «Осень в Пекине», но уже немного с другой стороны.
Любовная интрига в этом произведении разворачивается в довольно необычном месте: в пустыни Эксопотамии. Надо полагать, что Виан неслучайно выбрал такое экзотическое место, так как непривычная обстановка влияет на эмоциональное состояние и поведение героев, и таким образом события принимают неожиданный поворот. А сюрреалистические образы, как будто с картины Сальвадора Дали придают роману красочности и пикантности.
Сюжет захватывает тем, что здесь уже два любовных треугольника: Анжель-Рошель-Анна и Амадис Дюдю-Дюпон-Жирдье.
Сперва рассмотрим первый из них, так как именно в отношениях этих персонажей мы видим взгляд самого автора на любовь. Самое интересное-то, что о характерах героев не сказано ничего, и понять, что они из себя представляют, мы можем по тому, как они сами говорят о своих отношениях и любви.
Анна, эгоистичный и поверхностный, задумывается только о внешних проявлениях любви: «-Почему ты не женишься на ней?
-Ох,-вздохнул Анна,-потому что рано или поздно мне все-таки станет плевать. Вот я и жду, когда станет».(5,403)
Антипод Анна, Анжель, чистый, открытый, наивный юноша, обвиняет Анну в том, что его любовь действует на Рошель разрушающе: «Он ее изнашивает. Он ее карежит. Он ее разрушает. Невыносимо видеть теперешнюю ее деградацию».(5,390)
Любовь Анжеле жертвенная. О своих чувствах сам он говорит: «Если бы мне отдали Рошель, если бы она меня любила, мне бы никогда не понадобилось любовь другой женщины […] Я бы не стал ее разрушать. Я бы ее даже не касался, а только целовал бы и обнаженную заворачивал в белую ткань». Один из персонажей так объяснил Анне, что чувствует Анжель: «То, что нужно Анжелю трудно выразить словами. Что бы понять, вы должны хотя бы иметь об этом представление. Мне кажется, он ищет как бы ориентир. Ему нужен кто-нибудь, кто бы хорошо его знал и кому он был бы не безразличен, что бы соотносить с этим ориентиром свои поступки, не вдаваясь в самоанализ».(5,491)
Проблема этого любовного треугольника, на мой взгляд, не имеет решения, потому что его «вершина», то есть Рошель, не высказывает определенного мнения, она не способна повлиять на разрешение конфликта.
Таким образом, на примере этого любовного треугольника, Виан показывает, что женщина остается безучастна, ее образ лишен индивидуальности. Доминирующая роль отдана мужчине. К этой мысли приходит Анжель, что является следствием того, что он единственный пытается разобраться в данной ситуации.
На фоне душевных переживаний Анжеля и эгоистичной позиции Анны, отношения в другом любовном треугольнике описаны не так подробно. Если сравнивать речь героев, то, хотя у Анны, Анжеля и Рошель мелькают откровенные и даже иногда неприличные слова, она не кажется нам такой пошлой, как например, у Амадиса Дюдю и Жирдье: «Атанагор склонился над Мартеном
- Где Дюпон?-спросил он
Жердье проснулся и снова начал плакать. Сквозь сон он смутно разобрал вопрос археолога.
- Он ушел,-зарыдал Мартен.-Его здесь не было.
-Вот как?-сказал археолог.-И вы не знаете куда он делся?
-Он, как пить дать, с этой б….Дюдю,-не переставая плакать, выговорил Жердье.-Он мне за это заплатит, дрянь такая!»(5,387)
Можно также провести параллель между этими любовными треугольниками, так как и здесь Дюпон, являющийся его «вершиной», безлик, мы о нем узнаем только из разговоров других персонажей.
Таким образом, в романе «Осень в Пекине» мы уже видим не только саму по себе любовь жертвенную, которая пытается выжить в окружающем мире (как в романе «Пена дней»), но здесь она еще и противопоставлена и пытается даже бороться с любовью разрушающей, что придает произведению еще большей драматизм.
Заключение
Я выбрала для рассмотрения данную тему потому, что всегда при изучении творчества того или иного писателя наибольшее внимание уделяю тому, как он описывает любовь.
В данном случае можно сказать, что в романах «Пена дней» и «Осень в Пекине» отразились факты из биографии самого Бориса Виана,а именно то, что его личная жизнь сложилась не очень удачно(жена ушла от него к Жан-Полю Сартру).
Таким образом, изучив оба романа, мы видим, что Виан представляет любовь и как безответное чувство, с размышлениями, душевными муками, и как взаимное Но, к сожалению, и в этом случае счастье длится недолго, ему препятствуют внешние обстоятельства (в данном случае в романе «Пена дней» героиня умирает от тяжелой болезни).
Можно сказать, что «образ» любви в романах «Пена дней» и «Осень в Пекине» подтверждает слова Луи Арагона: «Il n’a pas d’amour heureuх» (не бывает счастливой любви).
Библиография
1. Vian Boris. Écum des jours. Paris 2005.
2. Vian Boris. L’automene á Pékin.Paris 2000.
3. Roubechou G. L’écume des jours de Boris Vian, 1974.
4. Виан.Б. Пена Дней:роман, новеллы:Пер.с фр./Худож.Ф.Барбышев.-М.:Локид,1997.
5. Виан Б.У всех мертвых одинаковая кожа.Сердцедер.Осень в Пекине:романы/пер.с фр. В.Кислова, М.Анненской.-Спб.:Азбука-Классика,2004.
6. Ерофеев В. Влабиринте проклятых вопросов:эссе.-М.:Союз фотохудожников России. «Борис Виан и «мерцающая эстетика».(стр 323-340).
7. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная энциклопедия 20века.Олимп.М-1998.
8. http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=14426&cid=934
(