Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена
Факультет иностранных языков
Курсовая работа на тему: Любовь в творчестве Б.Виана
Выполнила: студентка
3 курса, 1фр.группы
Баранова Е.А
Науч. Руководитель:
Алташина В.Д
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение.
1. Биография и творчество Бориса Виана.
2. Любовь в романе «Пена дней».
3. Любовь в романе «Осень в Пекине».
Заключение.
Библиография.
Введение
Борис Виан. Какие ассоциации вызывает упоминание о нем у людей? «Талантливый композитор»-скажет музыкант. «Довольно оригинальная техника»-скажет художник. «Актер!»-скажут любители кино. И действительно, Виан сумел проявить себя во многих видах искусства, но .прежде всего, Борис Виан-писатель, «классик интеллектуального китча», яркий представитель послевоенного французского авангарда. Виан писал пародийные романы, утопические, романы мистификации, но одной из важнейших тем его творчества является тема любви.
Любовь воспевалась поэтами, начиная с древнейших времен, такими, как Авидий в «Науке любви». В средние века, например, в «Романе о Тристане и Изольде». Эпоха Возрождения подарила нам сонеты Петрарки. В эпоху Просвещения появился любовно-психологический роман (Прево «Манон Леско»). Эпоха Романтизма связана с такими произведениями, как «Айвенго» Вальтера Скотта, «Консуэлло» Жорж Санд, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Мне кажется, нет ни одного писателя, который бы в своем творчестве не затрагивал эту тему.
Что касается Бориса Виана, то его романы о любви, привлекают внимание актуальность жизненных ситуаций, а именно тем, что он переносит своих героев из идеального мира в реальный, мир, полный трудностей и лишений.
Цель данной работы-показать, как представлена любовь в творчестве Бориса Виана.
Биография и творчество Бориса Виана
Виан родился 10 марта 1920 года в пригороде Парижа Виль-д'Авре, в обеспеченной семье. Его детство можно было бы назвать счастливым, даже безмятежным, если бы не болезнь, перенесенная в двенадцатилетнем возрасте, и, как следствие, серьезное осложнение на сердце, которое и послужило причиной его ранней кончины. Он получил техническое образование и недолгое время прослужил инженером. Однако любая работа, не наполненная личностным смыслом, была непереносима для Виана, и в начале 1947 года он навсегда порывает с карьерой функционера, хотя и сохраняет на всю жизнь любовь к ремеслу, к изобретательству. Его подлинной страстью были музыка и литература. Играть на трубе, писать Виан мог – без всякого преувеличения – по двадцать четыре часа в сутки: он органически не умел вести бездеятельного, созерцательного существования. С восемнадцати лет Виан постоянно участвует в различных любительских джаз-оркестрах и к концу сороковых годов становится признанной “звездой” квартала Сен- Жермен-де-Пре, квартала, где в послевоенные годы была сосредоточена артистическая жизнь Парижа.
Свой первый роман – “Попрыгунчик и планктон” – Виан написал в 1943 году, но это была еще “домашняя” литература, адресованная узкому кругу близких и построенная на юмористических [4-5] и сатирических реминисценциях из их жизни (хотя и позже, в произведениях, предназначенных для широкой публики, Виан продолжал постоянно выводить своих знакомых – друзей и недругов). В 1944-1945 годы Виан пишет почти все свои рассказы, часть из которых вошла в его сборник “Мурашки”. Однако подлинный творческий взлет он переживает в 1946 году: сотрудничает в качестве публициста в только что созданном Ж.-П. Сартром журнале “Тан Модерн”, регулярно пишет для международного музыкального обозрения “Джаз Хот”, ведет музыкальную рубрику в газете “Комба”. В мае он заканчивает “Пену дней”, примерно тогда же – пьесу “Всеобщая живодерня”, а осенью – роман “Осень в Пекине”.
Опубликованные почти одновременно в 1947 году, все три романа имели довольно ощутимый шанс на успех (Виан даже был в числе кандидатов на одну из созданных тогдалитературных премий), но случилось так, что первым, кто заслонил Виана от широкого читателя, оказался... сам Виан. Неистребимая тяга к розыгрышу, пародии, мистификации, доставившая ему посмертную славу, сыграла роковую роль для его прижизненной литературной судьбы...
В сороковые годы французы заново открывали для себя американскую литературу, от которой были изолированы во время оккупации. Однако в моду тогда вошли не только Фолкнер, Хемингуэй и Колдуэлл, но и американская массовая беллетристическая продукция, и в первую очередь – “черный роман”, замешанный на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавший на острых социальных проблемах. Во Франции такие книжки становились бестселлерами. Все в том же 1946 году Виан на пари, за две недели, написал мастерский пастиш, имитацию авантюрно-эротического романа – “Я пряду плюнуть на ваши могилы”,– и выпустил его от имени вымышленного американского автора Вернона Салливена. Роман, в котором герой-метис, мстя за линчеванного брата, садистски убивает двух белых женщин, был издан в ноябре 1946 года и пошел буквально нарасхват, но когда обнаружился его подлинный автор, разразился неслыханный скандал, и Виан даже был привлечен к суду. Дело с судом закончилось сравнительно благополучно, а вот литературная судьба Виана решительно отвернулась от него: в сознании публики Виан-мистификатор прочно вытеснил Виана-писателя; несмотря на активнейшую литературную работу в течение всей [5-6] оставшейся жизни. Виана и в 1959 году вспоминали как “того парня, который устроил розыгрыш с Верноном Салливеном”.
Как бы то ни было, вся его дальнейшая история – это история постоянных литературных неудач и неотвратимо надвигавшейся смерти, хотя Виан всеми силами сопротивлялся и тому, и другому. В 1948 году ему пришлось навсегда отказаться от джаза: боли в сердце повторялись все чаще. Сборник рассказов “Мурашки”, вышедший в 1949 году, остался незамеченным. Не заметили и “Красную траву” – один из лучших романов писателя, опубликованный год спустя. Та же судьба постигла и поэтическую книжку “Замороженные кантилены”. Пьеса “Всеобщая живодерня”, поставленная тогда же, провалилась. Впрочем, Виан не сдается. В 1953 году выходит роман “Сердцедёр” (хотя и шесть лет спустя книга эта продолжала лежать на полках книжных магазинов). Чтобы заработать на жизнь, писатель берется за переводы, продолжает вести отдел в журнале “Джаз Хот”, принимает на себя художественное руководство одной из музыкальных фирм. В пятидесятые годы он пишет еще несколько пьес, и среди них – “Завтрак генералов” (1951) и “Строители империи” (1957), однако главная сфера его деятельности в этот период – журналистика и песня. За пять лет (1955-1959) Виан написал около четырехсот песен и даже сам попытался выступить с их исполнением, но успеха не было и здесь. Один только “Вернон Салливен” преследовал Виана, как наваждение, и не отпускал до самой смерти. В 1959 году была сделана экранизация романа “Я приду плюнуть на ваши могилы”, и автор был приглашен на предварительный просмотр. Во время этого просмотра Виан и умер 23 июня 1959 года. (9)
31 июля 2004 года в эфир вышла передача «Сферы» с Иннокентием Ивановам, посвященная Борису Виану. И вот как автор передачи представил нам этого выдающегося человека: «Его литературным предназначением было вводить людей в заблуждение. Борис Виан обманом жил, обманом зарабатывал, но сам был рад обманываться. Он пытался убедить себя, что его неизлечимая болезнь сердца не смертельна. Но этот самообман был единственным неталантливым из всего виановского – Виан умер в тридцать девять лет в 1959 году.
Француз с русским именем и псевдоармянской фамилией был человеком-оркестром века. Сам он играл на трубе, чем загонял себя в могилу, так как каждый вдох перегружал больное сердце. Не было ни одного вида искусства, где бы Виан не отметился ярко и талантливо. Он писал культовые романы. Он пел и сочинял песни. Он рисовал картины, одну из которых через сорок лет после смерти Виана купили за четырнадцать миллионов долларов. Он создавал либретто балетов и опер. Он был арт-директором лучших парижских кафе. Он играл в киноклассике, вроде «Собора парижской богоматери» и «Опасных связей». Он создавал отменные литературные мистификации. Одна из таких мистификаций разделила жизнь Виана надвое. Межа пролегла по 1946-му, когда в свет вышла книга «Я приду плюнуть на ваши могилы». Это был блестящий черный роман американского писателя Вернона Салливэна: с крепким сюжетом, любовной интригой, убийствами и эротикой.
На самом деле книга была написана за пару недель Вианом для друга, которому нужно было поставить на ноги издательство. Срочно требовался бестселлер – во Франции это означало одно: приключенческий роман, детектив, причем обязательно писателя из США. Остряк и умник, ловко писавший все, что угодно, Виан менял стили, как хамелеон цвета.
Никто не узнал в авторе француза, хотя подозрения в мистификации все-таки возникли, так как Виан, который представлялся переводчиком и агентом Салливэна, не смог предъявить публике несуществующего американца. Писатель все отрицал, но делать это без конца было невозможно. Публика требовала нового бестселлера. Этот вопрос Виан решил быстро: он написал и опубликовал еще одну подделку, да к тому же перевел на английскую первую мистификацию, чтобы показать якобы оригинальный текст американца. Вторая проблема была сложнее. На Виана подали в суд: за оскорбление морали и семьи. На одном из заседаний Борис признался, что обманул публику. Подлог мог обойтись очень дорого – французу грозили два года тюрьмы, триста тысяч франков штрафа, запрет книги. Адвокат сумел сократить срок до условного, штраф до сотни тысяч и добился того, чтобы роман-мистификация остался в продаже. Но за Вианом закрепилась слава обманщика, и его жизнь круто изменилась.
До рождения Салливэна француза сопровождали успех и восхищение, после раскрытия мистификации и до самой смерти Виана окружали только неудачи, хотя его талант не потускнел.
Виан рос в богатой семье дочери французского магната (владельца бакинских нефтяных скважин) и сына хозяина литейной фабрики. Его назвали Борисом в честь любимой оперы семьи – «Бориса Годунова».
Русское имя и фамилия с псевдоармянским, а на самом деле итальянским, окончанием вводили в заблуждение. Французы называли Виана социалистом, хотя аполитичнее Бориса писателя не было. Советские цензоры ошибочно считали Виана «своим», поэтому его романы напечатали в Москве в 1983 году.