Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс» (стр. 10 из 16)

Вопросы и задания по изучению творчества Чехова на базовом и профильном уровне:

1. Прочтите раздел учебника «Труд самовоспитания». Ис­пользуя материал этого раздела и рекомендованную учителем дополнительную литературу, составьте рассказ о детстве и юности Чехова. Обратите внимание на следующие вопросы: Какое влияние на Чехова оказала русская классическая ли­тература? Какие черты характера унаследовал Чехов от своих родителей, дедов и прадедов по материнской и отцовской линии? Какие впечатления детских лет оказали влияние на его личность и художественный талант? Что отличало Чехова от его братьев? Какое влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицин­ском факультете Московского университета и последующая практика врача?

2. Прочтите раздел учебника «Ранний период творчества Чехова». Используя соб­ственные примеры из прочитанных вами рассказов писателя первой половины 80-х годов, дайте характеристику чеховской юмористической прозы. При подготовке ответьте на такие вопросы: Чем отличаются ранние чеховские рассказы от юмористической беллетристики его современников? Каковы особен­ности юмора раннего Чехова?

3. Подготовьте рассказ «В поисках живой души». Составьте развернутый его план, опираясь на раздел учебника «Творчество Чехова второй половины 80-х годов». Проиллюстрируйте основные направления поисков Чехова этого периода собственными примерами из прочитанных вами рассказов.

4. Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин? На примере целостного анализа рассказа Чехова «Студент» покажите, что нового появилось в художественном мироощущении Чехова после этого героического путешествия.

5. Ка­кие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 90-х – начала 900-х годов? В чем заключается смысл афоризма одного из героев Чехова это­го периода – «никто не знает настоящей правды»? В чем своеобразие обраще­ния Чехова к типичным для литературной традиции его предшественников обще­ственным проблемам?

6. На материале анализа «Человека в футляре» покажите, какие перемены произошли в реализме позднего Чехова (при подготовке используйте главку учебника «Маленькая трилогия»).

7. Как удается Чехову историю всей жизни человека, являвшуюся предметом романа, передать в тесных пределах короткого рассказа? Попытайтесь ответить на этот вопрос, прочитав главку учебника «От Старцева к Ионычу». Покажите из собст­венных наблюдений над текстом, как через краткую, но ёмкую художественную деталь Чехов передаёт богатое жизненное содержание.

8. Что нового внес Чехов 90-х годов в изображение народной жизни (повести «Мужики» и «В овраге») по сравнению с литературной традицией предшественников? Какие оп­тимистические ноты, пробивающие серые будни и бездуховность деревенского су­ществования, зазвучали в этих рассказах?

9. На основе раздела учебника «Особенности художест­венного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знако­мых вам произведений писателя подготовьте сообщение о своеобразии его корот­ких рассказов. Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х годов? Каковы существенные особенности чеховского реализма?

10. Перечитайте раздел учебника «Общая характеристика «новой драмы». Используйте об­щие положения этого раздела конкретным анализом пьесы Чехова, прочитанной вами.

11. Составьте план ответа на вопрос об исторических истоках новой драмы Чехова. При подготовке используйте соответствующий раздел учеб­ника.

12. Используя материал учебника и ана­лиз лирической комедии «Вишневый сад», сделанный на уроках или самостоя­тельно, подготовьте целостный разбор этой пьесы, предполагающий ответы на следующие вопросы: В чем жанровое своеобразие «Вишневого сада»? Как дости­гает Чехов двойственного освещения всех действующих лиц пьесы и какой смысл имеет у него этот художественный прием? Что привлекает и что настора­живает вас в старых хозяевах вишневого сада? Можно ли видеть в Лопахине ис­тинного хозяина жизни? Почему оптимистические речи Пети и Ани не вызывают читательского и зрительского доверия? Какой глубинный, внутренний конфликт, переживаемый всеми героями без исключения, приглушает их борьбу за вишне­вый сад?

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Чехова на профильном уровне:

1. Покажите, как переосмысливает Чехов традиционные темы, образы и сюжетные мотивы русской классической литературы( Чехов и Гоголь, Чехов и Салтыков-Щедрин)?

2. Анализируя перемены в творчестве Чехова второй половины 80-х годов, объясните, почему Чехову не удается написать роман, в чём своеобразие народной темы в рассказах Чехова этой поры, почему Чехова при­влекает мироощущение ребенка, в каких группах рассказов наиболее ощутимо влияние на Чехова творчества Толстого?

3. Прочтите раздел учебника «Рассказы о людях, претен­дующих на знание настоящей правды» и подготовьте развернутый анализ «Дома с мезонином», сосредоточив внимание на следующих вопросах: Как относился Чехов к идеям либеральных народников? Какие две общественные позиции сталкиваются в повести «Дом с мезонином»? Кто их представляет? Охарактеризуйте художника и Лиду Волчанинову. В чём символический смысл финальной фразы повести: «Мисюсь, где ты?»

4. Используя раздел учебника «Трагедия доктора Рагина» и собственные на­блюдения над художественным текстом, подготовьте анализ чеховского рассказа «Палата № 6». Обратите внимание на следующие вопросы: Образ сторожа Никиты – реальность или символ? В чём причина болезни Громова? В чём смысл противопоставления Рагина и Громова? (Проанализируйте их беседы). Как вы прокомментируете оценку чеховского рассказа «Палата № 6», данную Лесковым?

5. Подготовьте сообщение на тему «В чём трагедия доктора Дымова?» (по рассказу «Попрыгунья»).

6. Используя самостоятельно подобранную дополнительную литературу по творчеству Чехова, подготовьте сочинение на тему «Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»).

7. Дайте целостный анализ «маленькой трилогии» Чехова, обращая внимание на следующие вопросы: Как осуществляется связь рассказов в «маленькой три­логии»?. Какие темы затрагивает А. П. Чехов в «маленькой трило­гии»? Как вы понимаете выражение «футлярность» существо­вания? Герой какого рассказа трилогии напоминает персона­жей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство? Почему пугливый Беликов держал в течение 15 лет в страхе и гимназию, и весь город? Что такое «беликовщина»? Исчезает ли «беликовщина» со смертью учителя греческого языка? Чем сходны образы Беликова и Чимши-Гималайского? В чем А. П. Чехов видит основу зла в своих рассказах? Что смешного и что трагичного находите вы в «малень­кой трилогии»? Какие герои в ней счастливы, а какие несчастны? Любит ли автор своих счастливых героев? В чём особенности композиции «маленькой трилогии»?

8. Прочтите главку учебника «Особенности поэтики новой драмы». Запи­шите в тетради основные признаки, отличающие чеховскую драму от классиче­ской русской и европейской драмы. Подготовьте ответ на этот вопрос, привлекая собственные примеры из прочитанных вами пьес Чехова. Подтвердите общую ха­рактеристику четырехактной композиции пьес конкретными примерами целостного анализа пьесы Чехова (по выбору).

4. Примерный тематический план (Базовый уровень)

Учебная цель

Теоретические понятия

Приёмы работы

№ п/п

Темы уроков

Первое полугодие 48 часов

Познакомить учащихся с ключевыми особенностями развития русской литературы на этапе её национального самоопределения.

Историко-литературный процесс

Литературное направление, течение. Романтизм

Работа с учебником и дополнительной литературой

Анализ статей учебника. Подбор примеров. Работа с дополнительными источниками

1

2

Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века. Русская литература 2-й половины 20-40-х гг. на путях от романтизма к реализму. Особенности русского романтизма

Повторить и обобщить на новом уровне знания учеников о творчестве Пушкина. Раскрыть связь идейных исканий русской литературы реалистического периода с пушкинским наследием. Продолжить наблюдения над особенностями русского понимания гуманности, проявляющимися в литературе 19 века. Продолжить обучение приёмам анализа поэтический произведений.

Поэзия, лирические жанры, ритм, рифма, строфа.

Элегия, послание, сонет.

Изобразительно-выразит. средства в лирике. Тема. Идея. Лирич.герой.

Проблематика. Историзм.

Конфликт. Образ автора, авторская позиция.

Историзм. Роман. Сюжет. Система образов.

Герой, характер, тип. Реализм.

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

Дифференцированный и комплексный анализ лирики.

№№ 18,201

Составление устного и письменного отзыва о стихотворении.

Выразительное чтение. Сопоставительный анализ эпизодов.

Анализ средств воплощения авторской позиции (лирические отступления, эмоционально-оценочные слова и проч.).

Выразительное чтение. Сообщение по теме. № 25.

Характеристика героя. №№ 28, 29, 30

3

4

5

6

7

8

9

А. С. Пушкин. 7 ч. Романтические мотивы лирики 1820-х годов. «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный…»

Философская глубина и художественное совершенство лирики Пушкина 30-х гг. «Элегия»,

«Вновь я посетил…».

Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка. (Стихотворения по выбору)

Поэма «Медный всадник». Образ Петра во вступлении и в основном тексте поэмы

«Бедный» Евгений и «державный исполин». Смысл их противостояния. Авторская позиция и способы её выражения в поэме

«Евгений Онегин». Историзм и энциклопедизм романа

Реалистический характер романа «Евгений Онегин».

Индивидуальное и типическое в характерах Онегина, Ленского, Татьяны

Повторить и обобщить знания учащихся о своеобразии личности и поэтического творчества Лермонтова. Закрепить понимание основных свойств романтизма и реализма как литературных направлений. Продолжить обучение комплексному анализу лирики, созданию отзыва о стихотворении.

Романтизм. Лирический герой. Психологизм.

Элегия.

Тема, идея. Композиция. Сюжет. Послание как жанр лирики.

Сюжет. Композиция. Структура.

Характер. Замысел, идея. Система образов.

Тема, лирический сюжет. Художественный образ.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Отзыв о стихотворении.

№№ 6, 13

Анализ изобразительно-выразительных средств. №11.

Выборочный пересказ. Составление сложного плана..

Пересказ-анализ. Характеристика героя. №№ 14-24

Выразительное чтение, создание сочинений в жанре отзыва, эссе.

10

11

12

13

14

М. Ю. Лермонтов. 5 ч.

Неповторимый облик лирического героя Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углубленный психологизм лермонтовской лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва»

Романтическое и реалистическое в поэзии Лермонтова. Обличение войны в стихотворении «Валерик».

Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени»

Духовное путешествие Печорина. Противоречивость нравственного облика героя.

Философская глубина и художественное совершенство лирики Лермонтова. Стихотворения по выбору

Повторить знания об особенностях мироощущения и творческой манеры Гоголя. Раскрыть глубину нравственной проблематики «Петербургских повестей» на примере повести «Шинель». Показать мастерство писателя в создании типа «маленького человека», значение этого художественного открытия для дальнейшего становления русской литературы.

Повесть. Сюжет, композиция, персонаж.

Язык, стиль произведения. Деталь. Герой, характер, тип.

Фантастика. Ирония.

Сатира. Гротеск. Гипербола.

Герой. Характер. Тип.

Поэма. Роман. Образ автора.

Реализм. Литературные роды: эпос, лирика, драма.

Составление плана, сжатый пересказ.

№№ 7, 22.

Пересказ-извлечение, анализ художественных средств, позволяющих создать образ героя.

Создание фрагментов рецензии, дискуссия.

Пересказ-анализ. Подбор цитат.

№№ 11 – 15

Составление цитатного плана.

№№ 16,17,18.

Анализ лирических отступлений. Выразительное чтение.

№№ 9, 10.

Работа со справочной и дополнительной литературой, конспектирование.

15

16

17

18

19

20

21

Н. В. Гоголь. 6 ч.

Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Сюжет повести «Шинель».

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою.

Нравственный смысл повести. Роль фантастических элементов в раскрытии авторского замысла.

Поэма «Мёртвые души». Сатирическое изображение помещиков и чиновников в первом томе

Путь Павла Ивановича Чичикова. Место Чичикова в системе образов поэмы.

Жанровое своеобразие поэмы «Мёртвые души». Образ России в лирических отступлениях.

Становление реализма в русской литературе. Особенности русского реализма

Раскрыть идейное и художественное своеобразие творчества Гончарова как писателя -реалиста. Показать специфику реалистического изображения мира и человека на примере романа «Обломов» (проблема взаимодействия характера и обстоятельств, влияния среды на формирование личности). Продолжить изучение средств создания образа героя в эпическом произведении.

Продолжить выработку умения сопоставлять различные научные и художественные трактовки произведения.

Раскрыть главные черты драматургии Островского на примере драмы «Гроза» Раскрыть глубину изображения противоречий народной жизни в пьесах Островского.

Показать значение творчества драматурга для формирования национального театра. Продолжить изучение средств изображения героев и способов выражения авторской позиции в драме.

Биография писателя

Реализм. Роман. Сюжет. Система образов.

Герой, характер, тип. Авторская позиция.

Характер, тип. Антитеза.

Психологизм. Диалог. Внутрен. монолог.

Деталь. Авторская позиция. Замысел.

Биография писателя. Драма

Сюжет. Система персонажей.

Драма как жанр. Конфликт

Конфликт. Герой, характер, тип.

Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

Тематика, проблематика. Язык и стиль произведения.

Подготовка докладов и сообщений по теме.

№ 1

Сжатый пересказ. Составление плана.

№№ 5, 8.

Анализ эпизода. Сопоставление эпизодов.

№ 12

Сравнительная характеристика. № 11.

Выборочный пересказ. Пересказ-анализ

Цитирование. Дискуссия.

№ 10

Подготовка устных сообщений по теме.

№ 1

Работа с учебником и дополнительной литературой.

№ 2

Выразительное чтение по ролям.

№ 3, 4, 6, 12

Характер героини. Анализ эпизода.

№№ 5,6,7,9,10,11.

Создание сочинений в жанре рассуждения, характеристики.

Сообщения по теме. Выразительное чтение, инсценирование.

№ 1, 21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Гончаров И. А. 6 ч.

Личность и творчество писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части.

Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе.

Андрей Штольц как антипод Обломова.. Смысл сопоставления героев в романе.

Обломов и Ольга Ильинская; испытание героя любовью.

Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа.

2 часа – Классное

сочинение

А. Н. Островский. 6 ч.

Личность и творчество писателя.

Драма «Гроза». Творческая история пьесы.

Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху.

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством».

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского.

А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Художественное своеобразие пьес Островского.

Раскрыть своеобразие художественного мира Тургенева на примере романа «Отцы и дети». Показать глубину социальной , философской и нравственной проблематики тургеневского творчества. Осмыслить особенности авторской позиции в изображении конфликта поколений. Продолжить наблюдения над жанровыми особенностями русского реалистического романа. Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев ( скрытый психологизм, многообразие приемов характеристики героя).

Биография писателя. Проблематика.

Тема. Проблематика.

Идея.

Герой, тип, характер.

Проблематика.

Ирония, сатира, сарказм.

Авторская позиция.

Психологизм.

Конфликт.

Трагический конфликт.

Конспектирование.

Краткие сообщения по материалам учебника. Подбор примеров. №№ 1, 29

Анализ эпизода.

№ 18

Сопоставление эпизодов. № 19

Выборочный пересказ, подбор цитат.

Анализ средств выражения авторской позиции.

Характеристика героя (героини). № 20,21,22,25.

Пересказ-извлечение.

№ 24

Характеристика героя. Пересказ-анализ.

№ 27

36

37

38

39

40

41

42

43

44

И. С. Тургенев. 9 ч.

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов Тургенева.

Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева (На материале произведений, изученных в 5-9 классах)

Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Творческая история романа «Отцы и дети»

Споры партий и конфликт поколений в романе.

Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников.

Автор и герой в романе. Сложность позиции Тургенева.

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений.

Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.

Раскрыть идейное и художественное своеобразие лирики Тютчева. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирики.

Понятие о

философской

лирике

Лирический герой.

Изобразительно-выразительные средства в лирике.

Выразительное чтение, заучивание наизусть. Комплексный анализ стихотворений.

№ 3, 4.

Создание устных и письменных отзывов о лирических произведениях.

№ 5.

45

46

47

48

Ф. И. Тютчев. 2 ч.

Хаос и космос в поэзии Тютчева. (Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…»).

Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» и др.

Классное сочинение.

2 часа

Показать разнообразие поэтических голосов в русской литературе 19 века и причины отступления на второй план лирических жанров в эпоху расцвета прозы.

Раскрыть социальные и философские корни полемики о назначении искусства в 60е гг. 19 в. и значение этих споров для судеб русской

поэзии.

Раскрыть художественное своеобразие лирики А. К. Толстого и А. А. Фета, новаторские черты творчества поэтов.

Проблема.

Литературный процесс

Жанр. Баллада, элегия, послание, лирическое стихотворение.

Стилизация, пародия. Юмор.

Художественный образ. Содержание и форма.

Новаторство. Традиции.

Второе полугодие – 54 часа

Подбор примеров из художественных произведений к теоретическому

материалу.

Выразительное чтение. Определение жанровых признаков

произведений.

Работа с дополнительными источниками. Выразительное чтение и заучивание наизусть.

Комплексный анализ лирики.

49

50

51

52

53

Две ветви русской поэзии во 2-й половине 19 в. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве. Обзор.

А. К. Толстой. 2 ч.

Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого.

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии.

А. А. Фет. 2 ч.

«Остановленные мгновения» в стихотворениях Фета «Это утро, Радость эта…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…».

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты.

Н. А. Некрасов. 9 ч.

Раскрыть особенности личности и творчества

Некрасова, место Некрасова как поэта, журналиста и издателя в истории русской литературы. Показать новаторские черты поэзии Некрасова.

Раскрыть глубину изображения жизни крестьянской России в переломный момент истории в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Продолжить обучение анализу идейно-тематического содержания произведения, выявлению авторского замысла и средств его воплощения.

Биография писателя

Проблематика. Лирический герой.

Традиции. Новаторство.

Жанр поэмы-эпопеи.

Сюжет, композиция, язык произведения.

Герои, система образов.

Герой, характер, тип.

Образ автора. Авторская позиция.

Проблематика.

Сообщения по материалам учебника.

№ 1, 4

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

№ 6, 10, 17

Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов.

№ 9, 36.

Работа с материалом учебника.

№ 18,19,20

Выразительное чтение. Выявление особенностей языка поэмы.

№ 21, 35

Сопоставление эпизодов. №22,23.

Выборочный пересказ. Выразительное чтение. № 29

Характеристика героя. Цитирование.

№ 25, 27, 28

Дискуссия. Написание сочинений.

№ 31 – 34.

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Личность и творчество Некрасова. Народные истоки мироощущения поэта

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…».

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.

«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи.

Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.

Изменение крестьянских представлений о счастье.

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин.

Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна.

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

Раскрыть своеобразие художественного мира писателя на примере

романа «Преступление и наказание». Показать сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубину анализа человеческой натуры в романах писателя, созвучность духовных исканий Достоевского вопросам нашего времени

Биография писателя.

Тема. Проблематика.

Система персонажей.

Психологизм. Стиль повествования.

Герой. Характер.

Система образов.

Идея. Пафос. Авторская позиция.

Идея. Мировоззрение писателя. Художественный образ

Сообщения по материалам учебника.

№ 1,2,4,5

Анализ эпизода. Подбор примеров.

№ 7

Выборочный пересказ.

№ 9

Выявление особенностей манеры повествования.

№ 8, 10

Отбор эпизодов. Чтение и комментирование.

№ 11 – 14.

Пересказ-извлечение.

Сопоставительный анализ эпизодов.

№ 15,16

Сообщения по материалам учебника.

№ 16, 17, 18.

63

64

65

66

67

68

69

70

Ф. М. Достоевский. 8 ч.

Судьба писателя , трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.

Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание».

Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе.

Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова . Глубина психологического анализа в романе.

Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании.

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя.

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя

Раскрыть особенности мировоззрения и творческой манеры Лескова. Продолжить обучение анализу стилевых особенностей текста.

Биография писателя

Язык и стиль

Герой, характер, тип.

Работа с учебником.

№ 1,2,3. Выявление стилевых особенностей текста.

Пересказ-анализ. Характеристика героя.

№ 7, 8

71

72

73

Н. С. Лесков. 3 ч.

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Лескова.

Пестрота русского мира в хронике Лескова «Очарованный странник».

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.

Раскрыть смысл сатирического изображения русской истории в творчестве Салтыкова-Щедрина. Показать современность поставленных писателем вопросов. Продолжить обучение участию в дискуссии, ведению полемики.

Сюжет. Проблематика. Сатира.

Гротеск, гипербола, сарказм.

Идея, пафос.

Сжатый пересказ

№ 2

Анализ эпизода.

Выявление сатирич. приёмов.

№ 3.

Отбор примеров по теме. Дискуссия.

№ 5,6,8,10,16.

74

75

76

77

78

79

М.Е.Салтыков-Щедрин.

3 ч.

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города».

Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России.

Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России.

Классное сочинение 2 ч. + 1ч. его анализ.

Показать взаимосвязь литературного процесса с движением общественной жизни, обуславливающую конкретно-историческое содержание произведений.

Идея. Историко-литературный процесс. Народность

Работа с дополнительными источниками. Отбор материала, конспектирование

80

81

Обзор. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России 2-ой пол. 19 в. (Деятельность революционеров-демократов, хождение в народ, почвенничество Достоевского, опрощение Льва Толстого и т.д.) Идеал народности в художественной литературе.

Познакомить учеников с масштабами духовного делания писателя. Раскрыть стремление Толстого к единству слова и дела как традиционное в русской литературе понимание долга писателя.

Открыть учащимся мир толстовского романа как сложную, многоуровневую художественную систему, подчиненную единому авторскому замыслу.

Раскрыть некоторые ключевые проблемы романа «Война и мир», показать общечеловеческое содержание произведения.

Продолжить обучение основным приемам анализа художественного текста.

Биография писателя.

Идея

Эпопея.

Система образов.

Герой, характер.

Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог

Авторская позиция.

Герой, характер.

Образ автора. Идея.

Сатира, ирония. Авторская позиция.

Идея. Народность. Герой

Проблематика.

Антитеза.

Сообщения по материалам учебника.

Работа с учебником. № 1,27,29.

Выявление жанровых признаков произвед.

№ 4,5,6,7.

Анализ эпизода. Подбор примеров по теме

Выборочный пересказ с элементами анализа. Составление плана сочинения по теме.

Характеристика героини. Выявление диалектики души в изображении героев.

№ 17

Анализ эпизода. Выявление авторской позиции.

Выборочный пересказ с элементами анализа. № 12, 13, 14

Сжатый пересказ. Анализ эпизода.

Сравнительная характеристика.

№ 9, 11.

Сжатый пересказ. Характеристика героя.

№ 15, 16

Дискуссия.

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

Л. Н. Толстой. 12 ч.

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве.

Политические и философские взгляды Толстого

Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения.

Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества.

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

Образ

Наташи

Ростовой

Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея Болконского.

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых.

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны.

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев.

Финал романа. Смысл названия.

Познакомить учащихся с главными особенностями художественного мира Чехова. Раскрыть мастерство писателя в изображении всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства. Показать новаторство Чехова-драматурга на примере пьесы «Вишневый сад».

Биография писателя.

Сюжет. тема, проблематика.

Конфликт. Сюжет. Композиция.

Герой, характер, тип.

Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка

Жанр. Стиль и язык.

Работа с материалом учебника.

№ 1, 2.

Пересказ-анализ.

№ 4

Выявление композиционных особенностей пьесы.

№ 19

Анализ сцены. Характеристика героя

Поиск средств выражения авторской позиции.

Анализ теоретического материала, подбор примеров. № 16,17,18,19.

94

95

96

97

98

99

А. П. Чехов. 7ч.

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения.

Борьба живого и мертвого в рассказах Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»

«Вишневый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе.

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев.

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.

Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад».

Обобщить ключевые идеи курса, сделать выводы о национальном своеобразии русской литературы 19 в. и ее мировом значении.

Проблематика. Идея. Пафос.

Подготовка докладов, рефератов, сочинений.

100

101

102

Заключение. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

2 ч. классное сочинение.