Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс» (стр. 13 из 16)

Учебная цель

Теоретические понятия

Приемы работы

№ п/п

Темы уроков

Всего 170 ч.

Познакомить учащихся с ключевыми особенностями развития русской литературы на этапе ее национального самоопределения.

Историко-литературный процесс.

Литературное направление, течение. Романтизм, реализм.

Работа со статьёй учебника «От автора»

Работа со статьями учебника и дополнительной литературой

1

2

Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в.

Русская литература 1820–40-х годов на путях от романтизма к реализму. Национальеные особенности русского романтизма

Повторить и обобщить на новом уровне знания учеников о творчестве .Пушкина. Раскрыть связь идейных исканий русской литературы реалистического периода с пушкинским наследием. Продолжить наблюдения над особенностями русского понимания гуманности, проявляющимися в литературе 19 века. Раскрыть философскую глубину и художественную новизну произведений Пушкина, посвященных русской истории. Продолжить обучение приемам анализа поэтических произведений.

Поэзия, лирические жанры, ритм, рифма, строфа.

Элегия, послание, сонет.

Изобразительно- выразительные средства в лирике. Тема. идея. Лирический герой.

Проблематика. Историзм.

Конфликт. Образ автора, авторская позиция.

Идея. Художественный образ

Тема, проблематика.

Персонаж, характер.

Историзм.

Реализм. Характер. Тип.

Жанр. Роман. Роман в стихах. Лиризм

Идея. Пафос.

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

Дифферен-цированный и комплексный анализ лирики.

№ 18, 20

Составление устного и письменного отзыва о стихотворении.

Выразительное чтение. Сопоставительный анализ эпизодов.

Анализ средств воплощения авторской позиции

Сопоставление текстов произведений

Анализ сцены (финал трагедии).

№ 13,14,15.

Сопоставление сцен, раскрывающих характер героя.

Сообщения по теме. Работа с учебником. № 25.

Характеристика героя.№№ 28, 29, 30.

Анализ лирических отступлений. № 26,27,36

Выразительное чтение, составление докладов, рефератов, создание сочинений в жанре отзыва, эссе

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.С.Пушкин. 11 ч.

Романтические мотивы лирики 20-х гг. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Свободы сеятель пустынный…»

Философская глубина и художественное совершенство лирики Пушкина 30-х гг. «Элегия», «Вновь я посетил…».

Художественное своеобразие пушкинской лирики; универсальность поэтического языка, сочетание классицистских, романтических и реалистических приемов в поздней лирике Пушкина. (Стихотворения по выбору).

Поэма «Медный всадник». Образ Петра в произведении. Двойственное изображение его личности и исторической роли.

«Бедный Евгений» и «державный исполин». Смысл противостояния великого человека и «маленького» человека. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Тема Петра в пушкинском творчестве. Карамзин и Пушкин о роли личности в истории.

«Судьба человеческая, судьба народная» в трагедии «Борис Годунов». Представление Пушкина о смысле исторического процесса.

Образ Бориса Годунова. Власть и совесть.

«Евгений Онегин». Историзм и энциклопедизм романа

«Евгений Онегин» как реалистический роман. Индивидуальное и типическое в характерах Онегина, Ленского, Татьяны.

Жанровое своеобразие произведения. Онегинская строфа. Образ автора

Обобщение. «Лелеющая душу гуманность» пушкинского творчества

Повторить и обобщить знания учащихся о своеобразии личности и поэтического творчества М.Ю.Лермонтова. Закрепить понимание основных свойств романтизма и реализма как литературных направлений, а также умение выделять черты литературных направлений в произведениях разных жанров. Продолжить обучение комплексному анализу лирики, созданию отзыва о стихотворении.

Романтизм. Лирический герой. Психологизм.

Тема, идея. Композиция. Сюжет.

Лирический герой

Тема, лирический сюжет. Художественный образ.

Романтический герой. Поэма.

Сюжет. Образная система. Интерпретация. Литература и другие виды искусства

Сюжет. Фабула. Композиция.

Характер. Мотив. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

№ 6, 13

Анализ изобразительно – выразительных средств.

№ 11.

Сопоставление стихотворений

№ 13

Выразительное чтение. создание сочинений в жанре отзыва, эссе.

Сопоставление героев разных произведений.

Анализ художественных средств создания образа героя. Оценка интерпретации литературного образа в других видах искусства

Работа с учебником

№ 14

Комментированное чтение. Выборочный пересказ. № 15-24

15

16

17

18

19

20

21

22

М. Ю. Лермонтов. 8 ч.

Неповторимый облик лирического героя М.Ю.Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углубленный психологизм лермонтовской лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…».

Романтическое и реалистическое в поэзии Лермонтова. Обличение войны в стихотворении «Валерик».

Преодоление трагического одиночества в стихотворениях религиозной и патриотической тематики. «Молитва» и стихотворения, изученные в 5 – 9 кл. «Бородино», «Родина»

Философская глубина и художественное совершенство лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения по выбору.

Романтический герой в поэмах Лермонтова. Образ Демона в лирике и в одноименной поэме.

Идейно-тематическое содержание поэмы «Демон» и ее художественное своеобразие. Продолжение жизни лермонтовского «Демона» в живописи и музыке.

«Герой нашего времени». Сюжетно-композиционные особенности романа

Духовное путешествие Печорина. Противоречивость нравственного облика главного героя

Повторить знания об особенностях мироощущения и творческой манеры Гоголя. Раскрыть глубину нравственной проблематики «Петербургских повестей» на примере повести «Шинель». Показать мастерство писателя в создании типа «маленького человека», значение этого художественного открытия для дальнейшего становления русской литературы.

Повесть. Сюжет, композиция, персонаж. Фантастика.

Язык, стиль произведения. Деталь. Герой, характер, тип.

Деталь. Символ.

Тема. Сквозная тема.

Фантастика. Ирония.

Сатира. Персонаж. Сюжет.

Герой. Характер.

Замысел. Жанр. Поэма. Роман.

Составление плана, сжатый пересказ.

№ 7, 22

Пересказ-извлечение, анализ художественных средств, позволяющих создать образ героя.

Исследование роли художественной детали в повести

Сопоставление персонажей.

Создание фрагментов рецензии, дискуссия

Пересказ-анализ. Характеристика. № 11-15.

Выборочный пересказ. № 9, 10, 19, 20.

Анализ жанровых признаков произведения

23

24

25

26

27

28

29

30

Н. В. Гоголь. 8 ч.

Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Гротеск, фантастика как приемы критического изображения действительности. Сюжет повести «Шинель».

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою. Тема Стихии в повести. Пушкинские традиции.

Изображение героя через «вещный мир». Символическое значение образа шинели.

Открытие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя.

Нравственный смысл повести. Роль фантастических элементов в раскрытии авторского замысла.

Замысел поэмы «Мёртвые души». Изображение «мерзостей русской жизни» в первом томе. Образы помещиков и чиновников.

Путь Павла Ивановича Чичикова. Символический образ дороги в поэме

Жанровое своеобразие поэмы. Образ автора в лирических отступлениях «Мёртвых душ»

Обобщить и систематизировать представления о реализме как литературном течении. Раскрыть особенности русского реализма, связь литературного процесса с исторической ситуацией.

Реализм. Литературные роды: эпос, лирика, драма.

Литературный процесс.

Работа со справочной и дополнительной литературой, конспектирование

Конспектирование. Работа с учебником и справочной литературой

31

32

33

Становление реализма как художественного направления в мировой литературе.

Расцвет европейского реалистического романа .

Бальзак «Отец Горио».

Становление реализма в русской литературе. Особенности русского реализма.

Раскрыть идейное и художественное своеобразие творчества Гончарова как писателя -реалиста. Показать специфику реалистического изображения мира и человека на примере романа «Обломов» (проблема взаимодействия характера и обстоятельств, влияния среды на формирование личности). Продолжить изучение средств создания образа героя в эпическом произведении.

Продолжить выработку умения сопоставлять различные научные и художественные трактовки произведения.

Биография писателя.

Проблематика. Идея.

Реализм. Роман. Сюжет. Система образов.

Деталь. Юмор, ирония.

Герой, характер, тип. Авторская позиция.

Характер, тип.

Психологизм.

Герой, характер. Способы изображения внутреннего мира

Деталь. Авторская позиция.

Художественный образ. Проблематика, идея. Актуальность Интерпретация. Литература в ряду других искусств.

Подготовка докладов, сообщений по теме. №1

Работа с учебником.

Сжатый пересказ. Составление плана

№ 5

Отбор материала для характеристики героя. Составление плана- характеристики. № 8

Анализ эпизода. Сопоставление эпизодов.№12

Сравнительная характеристика. № 11

Выборочный пересказ.№ 9 Пересказ- анализ.

Анализ портрета героя. Сравнение героев, выявление мотивов их поступков.

Цитирование. Дискуссия. № 13, 18

Сопоставление критических интерпретаций. № 6, 7.

Дискуссия. Отзыв об актерском и режиссерском прочтении романа.

Рец на кинофильм.

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

И. А. Гончаров. 11 ч.

Личность и творчество писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

Проблематика романов И. А. Гончарова Обыкновенная история», «Обрыв».

Роман «Обломов». Способы изображения главного героя в 1 ч. романа.

Обломов и Захар. Гоголевские традиции в художественном мире романа.

Истоки характера Обломова. Эпизод «Сон Обломова» , его роль в романе.

Обломов и Штольц. Смысл сопоставления героев в романе

Обломов и Ольга Ильинская; испытание героя любовью.

Женские образы в романе. Ольга Ильинская и

Агафья Пшеницына.

Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя.

Противоречивые оценки романа и его героя в русской критике 19 в. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; А.В. Дружинин.»Обломов» , роман Гончарова».

«Обломовщина» как явление русской жизни. Современное звучание романа. Образ Обломова в кинематографе.( Н. Михалков «Несколько дней из жизни Обломова»). Классное сочинение + 2 ч

для анализа 1кл. и 1 дом. сочинений.

Раскрыть главные черты драматургии А.Н.Островского на примере драмы «Гроза»

Раскрыть глубину изображения противоречий народной жизни в пьесах Островского.

Показать значение творчества драматурга для формирования национального театра. Продолжить изучение средств изображения героев и способов выражения авторской позиции в драме.

Биография писателя. Драма

Сюжет. Система персонажей.

Драма как жанр. Конфликт.

Конфликт. Герой, характер, тип.

Идея, пафос.

Литературная критика.

Система образов. Фабула. Сюжет. Авторская позиция в комедии

Конфликт. Тематический параллелизм.

Сюжет, компози-

ция. Язык и стиль произведения.

Подготовка устных сообщений по теме.

№ 1

Работа с учебником и дополнительной литературой.№2

Выразительное чтение по ролям

№ 3,4,6,12

Характеристика героини. Анализ эпизода.

№ 5,6,7,9,10,11

Создание сочинений в жанре рассуждения, характеристики.

№ 13

Сопоставление разных критических интерпретаций

№ 8,14

Изучение речевой характеристики как важнейшего средства создания образа героя.

Анализ взаимодействия сюжетных линий в пьесе.

Подбор примеров из самостоятельно прочит. пьес.

№ 1, 21

49

50

51

52

53

54

55

56

57

А.Н.Островский. 9 ч.

Личность и творчество писателя.

Драма «Гроза». Творческая история пьесы.

Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху.

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством».

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского.

Оценка пьесы в критике 19 в. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу.

Комедия «Лес». Бурелом человеческих страстей в пьесе Островского.

Противостояние людей с горячим сердцем хищническому миру благопристойных обывателей в комедии «Лес».

Пьесы жизни. Художественное своеобразие драматургии А.Н.Островского.

Раскрыть своеобразие художественного мира Тургенева на примере романа «Отцы и дети». Показать глубину социальной , философской и нравственной проблематики тургеневского творчества. Осмыслить особенности авторской позиции в изображении конфликта поколений. Продолжить наблюдения над жанровыми особенностями русского реалистического романа. Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев ( скрытый психологизм, многообразие приемов характеристики героя). Раскрыть причины высокой оценки таланта Тургенева европейскими писателями 19 века. Показать значение деятельности Тургенева как посредника между русской и европейской литературой.

Биография писателя.

Проблематика творчества.

Тема. Проблематика. Идея.

Понятие о творческой истории Герой, характер, тип, прототип.

Замысел

Деталь. Психологизм.

Проблематика. Пейзаж. Подтекст.

Ирония, сатира, сарказм.

Авторская позиция.

Психологизм. Портрет. Диалог. Внутрен. монолог

Конфликт. Философская проблематика

Художественная структура. Трагический конфликт

Идея. Проблематика.

Поэтика. Авторский замысел и его воплощение

Культурный контекст. Закономерности литературного процесса

Конспектирование

Подготовка сообщений по материалам учебника и дополнительной литературе. Доклад. Реферат. № 1,29

Краткие сообщения по материалам учебника №5-17

Сопоставление эпизодов романа и фрагментов документальных источников.№18

Сравнительная характеристика.

№ 19

Сопоставление эпизодов.

Выборочный пересказ. Подбор цитат.

Анализ средств выражения авторской позиции.

Характеристика героя (героини) №№ 21, 22, 25

Пересказ-извлечение. №№ 20, 24

Характеристика героя. Пересказ-анализ.

№№ 27, 28

Сопоставление фрагментов критических статей.

Исследование по предложенной теме, анализ одного из элементов художественной структуры романа

Сообщения по материалам учебника

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

И.С. Тургенев. 14 ч.

Судьба писателя.

Особенности мировоззрения и таланта, чуткость к первоочередным вопросам общественной жизни.

Герои своего времени в романах Тургенева 50-х гг. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Творческая история романа Тургенева «Отцы и дети». Новый герой 1860-х гг. - нигилист Евгений Базаров. Прототипы главного героя романа «Отцы и дети».

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Явная противоположность и скрытое сходство героев.

Споры партий и конфликт поколений в романе. Аркадий и Николай Петрович Кирсановы.

Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников.

Автор и герой в романе «Отцы и дети». Сложность авторской позиции Тургенева.

Испытание Базарова любовью. Значение женских образов в романе.

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений.

Второй круг жизненных испытаний героя. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.

Оценка романа «Отцы и дети» и главного его героя в критике 60-х гг. 19 в. Статья Д. И. Писарева «Базаров».

Художественное мастерство Тургенева-романиста: композиция, пейзаж, портрет, художественное время

Тургенев и европейская литература 19 века. (В т.ч., например: героиня романа Флобера «Госпожа Бовари» и тургеневские женщины.)

Раскрыть идейное и художественное своеобразие лирики Ф.И.Тютчева. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирики.

Лирика.

Форма и содержание. Художественный образ

Тропы и стилистические фигуры в поэтической речи

Лирический герой. Лирический сюжет. Послание.

Автор. Лирический герой.

Выразительное чтение, заучивание наизусть.

№ 4

Комплексный анализ стихотворений

№ 3

Создание устных и письменных отзывов о лирических произведениях.

Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой.

№№ 5, 7

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Ф. И. Тютчев. 4 ч.

Хаос и космос в поэзии Тютчева. Стихотворения «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…» и стихотворения по выбору

Человек и природа, драматизм их взаимоотношений в лирике Тютчева. «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс…» и стихотворения по выбору.)

Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» и др.

Судьба и поэзия Ф. И. Тютчева. Отражение драматических обстоятельств личной жизни и философских исканий автора в его лирике.

3 ч. классное сочинение + 2ч. анализ сочинений.

Показать разнообразие поэтических голосов в русской литературе 19 века и причины отступления на второй план лирических жанров в эпоху расцвета прозы.

Раскрыть социальные и философские корни полемики о назначении искусства в 60е гг. 19в. и значение этих споров для судеб русской

поэзии.

Проблема. Литературный процесс. Литература как искусство слова. Вымысел.

Жанр. Баллада, элегия, послание, лирическое стихотворение

Стилизация, пародия. Юмор.

Подбор примеров из художественных произведений к теоретическому материалу.

Выразительное чтение. Определение жанровых признаков произведений.

Работа с дополнительными источниками.

81

82

83

84

Две ветви русской поэзии во 2 половине 19 в. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве. Обзор.

А. К. Толстой. 3ч.

Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого.

Лирика А. К. Толстого: темы и образы

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии.

Раскрыть художественное своеобразие лирики А.А.Фета, новаторские черты творчества поэта.

Продолжить обучение анализу лирики.

Художественный образ. Содержание и форма.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Ритм. Художественный образ. Звукопись

Новаторство. Традиции.

Звукопись. Белый стих. Верлибр.

Выразительное чтение и заучивание наизусть

Анализ выразительных средств в стихотворениях.

Установление связи литературы с другими видами искусства.

Комплексный анализ лирики.

Сопоставление поэтических текстов.

№3

85

86

87

88

89

А. А. Фет. 5 ч.

Фет о предназначении художника и смысле поэтического творчества.

Человек и природа. Мгновенная красота и вечная гармония мироздания в лирике Фета. Стихотворения «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…».

Музыка в лирике Фета и лирика Фета в музыке русских композиторов.

Характерные особенности лирики Фета, ее новаторские черты.

Творчество Фета и поэзия французских символистов. Переклички и различия.

Раскрыть особенности личности и творчества Некрасова, место Некрасова как поэта, журналиста и издателя в истории русской литературы. Показать новаторские черты поэзии Некрасова.

Раскрыть глубину изображения жизни крестьянской России в переломный момент истории в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Продолжить обучение анализу идейно-тематического содержания произведения, выявлению авторского замысла и средств его воплощения.

Тема. Жанр.

Проблематика. Лирический герой.

Традиции. Новаторство.

Жанр поэмы – эпопеи. Художеств. время и пространство

Сюжет, композиция, язык произведения.

Герои. Система образов.

Герой, характер, тип.

Трагическое и комическое

Сюжет. Идея

Характер. Образ героя. Речевая характеристика.

Система образов. Авторская позиция.

Проблематика. Стилизация.

Историко-литера-

турный процесс.

Сообщения по материалам учебника.

№1,4,5

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

№ 6,10,17

Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов.

№ 7, 9, 36

Работа с материалом учебника.

Выразительное чтение. Выявление особенностей языка поэмы.

№ 21,35

Сопоставление эпизодов. № 22,23

Выразительное чтение. Анализ эпизода. №29

Пересказ-анализ.

Комментированное чтение.

№ 30

Составление цитатного плана рассказа героини. Анализ языковых средств создания образа. №25,28

Характеристика героя. Цитирование.

№ 27, 28

Дискуссия. Создание сочинений.

№ 31 – 34.

Конспектирование. Подготовка рефератов

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

Н. А. Некрасов. 12 ч.

Личность и творчество поэта.

Народные истоки мироощущения Некрасова

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…»

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. «В дороге»,«Мы с тобой бестолковые люди…» и стихотворения по выбору

«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи.

Роль сказочных мотивов, фольклорно-песенное начало в поэме.

Изменение крестьянских представлений о счастье .

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова:

Яким Нагой и Ермил Гирин.

Нравственные последствия крепостничества в поэме: фарс и трагедия в гл. «Последыш», судьбы крестьян, надломленных и погубленных рабством («Яков верный», Глеб и др)

Судьба русской крестьянки. Нравственная красота и духовная сила героини Некрасова. Матрёна Тимофеевна как героиня эпической поэмы

Вера поэта в духовную силу, «богатырство» народа. Матрена Тимофеевна и дед Савелий- богатырь святорусский

Народный мир в движении. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.

Лучшие русские журналы 19 века. Судьба журнала «Современник».

Показать особенности романа Чернышевского и его связь с общественным и литературным движением второй половины Х1Х века.

Биография писателя.

Проблематика. Идея.

Автор. Герой.

Аллегория. Иносказание. Художественное время.

Работа с учебником.

№ 1, 2, 12

Пересказ-извлечение.

№ 3.

Составление плана характеристики.

№ 6-9

Анализ эпизода. Сопоставление эпизодов.

№ 5, 10

102

103

104

105

Н. Г. Чернышевский. 4 ч.

Судьба и личность Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?».

Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия. Композиция произведения.

Новые люди и «особенный человек» в романе. Смысл теории разумного эгоизма.

Сны Веры Павловны , их функция в романе. Образ будущего в романе. Пафос любви к человечеству в произведении.

Раскрыть своеобразие художественного мира писателя на примере

романа «Преступление и наказание». Показать сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубину анализа человеческой натуры в романах писателя, созвучность духовных исканий Достоевского вопросам нашего времени

Биография писателя

Герой. Тип. Традиции.

Тема. Проблематика.

Система персонажей.

Художественное пространство

Идея. Культурный контекст

Психологизм. Стиль. Художественная структура

Герой. Характер.

Система образов.

Тематический параллелизм

Идея. Авторская позиция.

Пафос

Образ автора.

Интерпретация.

Идеи, проблематика.

Сообщения по материалам учебника.

№ 1,2,4,5.

Доклад. № 3

Анализ эпизода. Подбор примеров.

Сопоставление произведений.

№ 7

Выборочный пересказ.

№ 9

Дискуссия.

№ 8, 10

Выявление особенностей манеры повествования.

Отбор эпизодов. Чтение и комментирование.

№ 11,12,13,14.

Пересказ-извлечение. Сопоставительный анализ героев.

Сопоставительный анализ эпизодов.

№ 15, 16

Развернутый отзыв о романе.

№ 17

Исследовательские работы. Самостоятельный поиск и анализ информации по теме.

Работа с дополнительными источниками

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

Ф. М. Достоевский. 12ч.

Судьба писателя , трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.

Преображение темы «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского.

Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Смысловые переклички с романом Чернышевского «Что делать?»

Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»

Жизненные и философские истоки теории Раскольникова, её антихристианский характер

Преступление Раскольникова . Глубина психологического анализа в романе. Сны героя, их роль в произведении

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя.

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Тема двойничества в романе.

Раскольников и Сонечка. Путь героя к нравственному возрождению .

Эпилог романа. Отражение в нём личного опыта автора. Нравственный пафос произведения.

Оценка романа современниками. Н.Н. Страхов «Преступление и наказание». Современное восприятие романа критикой, искусством, общественным мнением.

Почвенничество Достоевского. Идеи и пафос очерка Достоевского «Пушкин»

Раскрыть особенности мировоззрения и творческой манеры Н.С.Лескова. Продолжить обучение анализу стилевых особенностей текста

Биография писателя

Фабула. Герой. Характер.

Герой. Портрет.

Язык и стиль.

Сказ.

Герой, характер. Речь героя.

Тип. Замысел. Идея

Работа с учебником.

№ 1,2,3

Доклад. Отзыв о рассказе.

Пересказ-извлечение.

Выявление стилевых особенностей текста.

№ 6

Пересказ-анализ. Характеристика героя. № 7

Пересказ-анализ Характеристика героя. №4,8

118

119

120

121

122

123

Н. С. Лесков. 6 ч.

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Лескова.

Национальный характер в произведениях Н.С.Лескова

Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Своеобразие повествовательной манеры Лескова. Сказовое начало его прозы.

Образ Ивана Флягина. Смысл названия произведения

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни.

Раскрыть смысл сатирического изображения русской истории в творчестве Салтыкова-Щедрина. Показать современность поставленных писателем вопросов. Продолжить обучение участию в дискуссии, ведению полемики.

Сюжет. Проблематика. Сатира.

Гротеск, гипербола, фантастика, пародия.

Идея, пафос.

Трагическое и комическое.

Символ. Интерпретация.

Сжатый пересказ.

Пересказ, близкий к тексту.

№ 2

Анализ эпизода.

Выявление сатирических приёмов.

№ 3

Отбор примеров по теме.

№ 5,6,8

Дискуссия

№ 10, 16

124

125

126

127

128

129

130

131

М. Е. Салтыков-Щедрин.

4 ч.

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города».

Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России.

Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России.

Финал произведения, возможности разных его истолкований. Пророческая тревога автора и её воплощение в символических образах.

2 ч. классное сочинение + 2ч. анализ сочинений.

Показать взаимосвязь литературного процесса с движением общественной жизни, обуславливающую конкретно-историческое содержание произведений.

Идея. Народность. Историческая обусловленность литературного процесса

Работа с дополнительными источниками. Отбор материала, конспектирование.

132

133

Обзор. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России 2ой пол. 19 в. ( Деятельность революционеров-демократов, хождение в народ, почвенничество Достоевского, опрощение Льва Толстого и т.д.) Идеал народности в художественной литературе.

Познакомить учеников с масштабами духовного делания писателя. Раскрыть стремление Толстого к единству как традиционное в русской культуре понимание долга писателя.

Открыть учащимся мир толстовского романа как сложную, многоуровневую художественную систему, подчиненную единому авторскому замыслу.

Раскрыть некоторые ключевые проблемы романа «Война и мир», показать общечеловеческое содержание произведения.

Продолжить обучение основным приемам анализа художественного текста.

Биография писателя.

Творческая история. Замысел. Эволюция замысла. Сюжет. Роман. Эпопея.

Система образов.

Сатира. Ирония. Сарказм

Герой, характер.

Антитеза.

Парралелизм.

Герой. Характер. Деталь.

Авторская позиция.

Герой, характер.

Диалектика характера. Психологизм

Интерпретация

Образ автора. Идея. Жанр. Эпопея.

Герой. Характер. Тип.

Остранение. Умолчание. Подтекст.

Идея. Пафос. Внутренний монолог

Сатира, ирония. Авторская позиция.

Проблематика. Концепция.

Идея. Персонаж в системе образов. Портрет. Речевая характеристика

Проблематика.

Художественный образ.

Структура произведения.

Антитеза.

Сообщения по материалам учебника.

№1,27,29

Выявление жанровых признаков произведения. Работа с учебником.

№ 4,5,6,7

Анализ эпизода. Подбор примеров по теме.

Сопоставление эпизодов.

Характеристика героини. № 17

Анализ эпизода. Выявление авторской позиции.

Выборочный пересказ с элементами анализа.

№ 12,13,14

Составление плана рецензии

Сжатый пересказ. Анализ эпизода.

Характеристика героя

Выразительное чтение. Анализ эпизода

Комментированное чтение

Сравнительная характеристика.

№ 9, 11

Работа с учебником. Реферат.

№ 8

Сжатый пересказ. Характеристика героя.

№ 15, 16

Дискуссия.

Исследование по заданной теме.

№ 18

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

Л. Н. Толстой. 20 ч.

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве. Обзор.

Творческая история «Войны и мира». Жанровое своеобразие романа-эпопеи

Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества.

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.

Образ Наташи Ростовой.

Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе Андрея Болконского

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых.

Кинематографические версии романа: удачи и недостатки.

Война 1812 года в судьбах героев романа.

Изображение Толстым народного характера войны. Образ Тихона Щербатого.

Трагическая сущность войны. Сцена гибели Пети Ростова.

Патриотизм русских солдат и ополченцев как источник победы в Бородинском сражении. Сцена молебна.

Наполеон и Кутузов. Тема истинного и ложного в романе.

Философия истории в романе.

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев.

Финал романа, его полемический характер. Изображение писателем противоречий как источника исторического движения.

Смысл названия романа. Роль антитезы в художественной структуре романа – эпопеи.

Познакомить учащихся с главными особенностями художественного мира Чехова. Раскрыть мастерство писателя в изображении всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства.

Показать новаторство Чехова – драматурга на примере пьесы «Вишневый сад».

Биография писателя.

Сюжет. тема, проблематика.

Тема. Образ повествователя.

Проблематика.

Символ.

Поэтика.

Тема. Фабула. Идея.

Конфликт. Сюжет. Композиция.

Тематический параллелизм.

Герой, характер, тип.

Авторская позиция.

Диалог. Монолог. Ремарка

Жанр. Стиль и язык. Поэтика

Сюжет. Идея. Проблематика.

Литературный процесс.

Работа с материалом учебника.

№ 1,2

Анализ средств изображения героя

№ 4

Выявление авторской позиции.

№ 10,14

Сравнительная характеристика (Рагин – Громов; Рагин – Старцев)

Пересказ-анализ. Отзыв. Рецензия.

Выявление художественных особенностей пьесы. №19

Чтение по ролям

Анализ сцены. Характеристика героя.

Поиск средств выражения авторской позиции.

Анализ теоретического материала, подбор примеров. № 16-19

Комплексный анализ. Рецензия.

Сопоставление произведений.

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164 165

166

А. П. Чехов. 13 ч.

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения.

Борьба живого и мертвого в рассказах Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре».

Драматическая судьба любви в мире слабых и самодовольных людей. Рассказы «О любви», «Дама с собачкой». «Дом с мезонином»

Символическое изображение «неустроенности мира» в рассказе «Палата № 6».

Проблематика и художественное своеобразие рассказов Чехова. «Крыжовник», «Попрыгунья» и рассказы по выбору.

«Вишневый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе.

Художественная роль в пьесе второстепенных действующих лиц

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев.

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.

Черты «новой драмы» А. П. Чехова в пьесе «Вишневый сад». Символические образы в пьесе.

Анализ одной пьесы А. П. Чехова (по выбору) .

Чехов и европейская драма рубежа 19 – 20 веков: Г. Ибсен, О. Уайльд, М. Метерлинк

Обобщить ключевые идеи курса, сделать выводы о национальном своеобразии русской литературы 19 века и ее всемирном значении.

Проблематика. Идея. Пафос.

Подготовка докладов, рефератов, сочинений .

167

168

169

170

Заключение. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

Классное сочинение – 2 часа .