2. Составьте цитатный план оценки Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?».
3. Познакомьтесь со статьёю Дружинина ««Обломов» роман И. А. Гончарова». Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и сформулируйте ваше к ним отношение.
4. Можно ли считать Обломова «лишним человеком» (подкрепите ваш ответ конкретными сопоставлениями Обломова с Онегиным и Печориным)?
5. Сравните описание кабинета Обломова с описанием кабинета Манилова в гоголевских «Мёртвых душах» и покажите, в чём близки и чем отличаются друг от друга творческие манеры Гоголя и Гончарова.
6. Рассмотрите историю взаимоотношений Обломова с его халатом и туфлями. Покажите, какую роль играют в романе эти художественные детали.
7. Проанализируйте внутренние монологи Обломова и попытайтесь определить их роль в раскрытии характера героя.
8. Перечитайте русскую народную былину «Исцеление Ильи Муромца». Найдите в подтексте 2 и 3 главок первой части романа «Обломов» скрытую параллель с этой былиной.
9. Перечитайте диалог Обломова со Штольцем (часть вторая, гл. 4) и сформулируйте своё отношение к центральной антитезе романа «Обломов – Штольц».
10. Чем отличается любовь Ольги к Обломову от любви к нему Агафьи Матвеевны Пшеницыной?
11. Какое художественное разрешение получили проблемы, поставленные Гончаровым «Обломове», в заключительном романе трилогии «Обрыв»?
Вопросы и задания по творчеству Островского на базовом и профильном уровне:
I. Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь к миру купечества, Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное звучание?» При подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на факты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.
2. Подготовьте рассказ на тему «В чём сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи».
3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя» можно считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова поэта А. Ф. Мерзлякова)?
4. Подтвердите собственными примерами из текста, как в речи всех героев «Грозы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину этого.
5. Сопоставьте религиозные переживания Катерины (монологи героини в I действии, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабановых (I действие, явл. 8; II действие, явл. 1; III действие, явл. 1; IV действие, явл. 6) и объясните религиозные корни основного конфликта.
6. Подготовьте рассказ о народных основах характера Катерины, используя учебник и подыскивая собственные примеры из текста пьесы.
7. Проследите по тексту все эпизоды общения Катерины с Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?»
8. Что общего у Катерины с молодыми героями драмы (Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) и чем она от них отличается?
9. Сопоставьте речь Катерины с речью Варвары и подготовьте ответ на вопрос: «Как через речевую характеристику героинь Островский раскрывает их индивидуальность?»
10. Что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей подвластного им города Калинова (подготовьте развернутый ответ с примерами из текста драмы)?
11. Докажите, что конфликт в «Грозе» имеет трагический характер.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Островского на профильном уровне:
1. Дайте характеристику творческой истории драмы Островского «Гроза».
2. Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия»? Что отличает драматургию Островского от классической западноевропейской драмы?
3. Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке Катерины, подтверждая свою точку зрения анализом ключевых эпизодов «Грозы».
4. Моё отношение к оценке творчества Островского Аполлоном Григорьевым.
5. Почему Островский назвал свою комедию «Лес»? В чём художественно-символический смысл такого названия?
6. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Что отличает духовный мир артистов от других героев комедии?
7. Почему именно актёры делают возможной счастливую развязку в комедии Островского?
8. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью».
9. В чём слабость той человечности, которую пытаются утвердить актёры? Как судьба Аксюши, героини с «горячим сердцем», оттеняет и проясняет эту слабость?
10. Подготовьте сообщение на тему: «Что сближает и отличает Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируйте основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы».
11. Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису Огудалову в том, что она так жестоко обманывается в людях?»
12. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева: чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не замечала?
13. Как вы понимаете смысл названия драмы «Бесприданница»?
14. Анализируя финал драмы (действие IV, явл. 9, 10, 11, 12), покажите противоречивость личности Ларисы.
15. Используя разделы учебника («Художественный мир драматурга», «Пьесы жизни») и привлекая собственные наблюдения над прочитанными вами произведениями писателя, подготовьте сообщение на тему «О национальном своеобразии драматургии Островского».
Вопросы и задания по творчеству Тургенева на базовом и профильном уровне:
1. Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в художественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает трагическую природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью?
3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».
4. Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой; подтвердите правоту Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.
5. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и в истории русской литературы второй половины Х1Х века.
6. Объясните, почему в 50–60-х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» – к «Дворянскому гнезду» и «Накануне»?
7. Объясните, почему в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера, а болгарина Инсарова?
8. Почему интерпретация романа «Накануне» в статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»?
9. На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагонистов?
10. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?
11. Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (гл. XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису?
12. Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню.
13. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
14. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
15. Прочтите сцену объяснения Базарова с Фенечкой; какую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?
16. Дайте анализ сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть.
17. Объясните роль эпилога в «Отцах и детях»; с какой целью Тургенев обращается в эпилоге к пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в 3 главке романа?
18. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860 – начала 1880-х годов.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тургенева на профильном уровне:
1. Дайте общую характеристику художественного времени в романах Тургенева в сравнении с романами Пушкина и Лермонтова. Как развивает Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские традиции? Почему Д. С. Мережковский назвал Тургенева «гением меры»?
2. Какую роль в романах и повестях Тургенева играют художественно-философские мотивы?
3. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа «лишнего человека» в русской литературе?
4. Почему Ромен Роллан сказал, что из каждого рассказа «Записок охотника» мог бы выйти целый роман Толстого? Раскройте роль Тургенева как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины Х1Х века.