Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс» (стр. 7 из 16)

5. Какие исторические события привели Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция – «культурная прослойка» общества?

6. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о творческой истории романа Тургенева «Отцы и дети». В чём суть полемики Тургенева и Добролюбова? Кого можно назвать прототипами Базарова?

7. С какой сложностью столкнулся писатель в раскрытии характера Базарова? Какими приёмами пользуется Тургенев для прояснения авторской позиции в изображении главного героя романа?

8. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе? Какую роль играет в романе рассказ Аркадия о «загадочной любви» Павла Петровича к княгине Р.?

9. Познакомьтесь с анализом сцены смерти Базарова в статье Писарева «База­ров». В чём вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?

10. Прочтите доступные вам статьи об «Отцах и детях» (М. Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова) и подготовьте сообщение ««Отцы и дети» в русской критике 60-х годов». Объясните, почему разноречивая оценка романа глубоко огорчила Тургенева? Почему, на ваш взгляд, не все критики увидели в романе трагические мотивы?

11. Подготовьте рассказ о творчестве Тургенева после «Отцов и детей», обратив внимание на следующие вопросы: Почему следующему роману Тургенев дал название «Дым»? Как оценил Тургенев деятельность революци­онных народников в романе «Новь»? Почему «Стихотворения в прозе» открывает «Деревня», а завершает «Русский язык»?

Вопросы и задания по творчеству Тютчева на базовом и профильном уровне:

1. Подготовьте рассказ о «малой родине» Тютче­ва, используя учебник и рекомендованную учителем литературу.

2. Дай­те характеристику поколению «любомудров», определите отличие их общественной позиции от декабристов, раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики.

3. В чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателей Х1Х века?

4. Какое значение в лирике Тютчева приобретает тема трагического одиночества человека в мире ( на примере стихотворений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать…»)

5. На примере предложенных учителем для анализа стихотворений покажите своеобразие изображе­ния природы в философской лирике Тютчева, особенности её метафорического языка.

6. Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютчева, в которых идет борьба кос­мических и хаотических стихий бытия.

7. Раскроёте два лика любви в стихах Тютчева («О, как убийственно мы любим…» и «Я встретил вас…»).

8. Подго­товьте рассказ о переменах в поздней лирике Тютчева, используя раз­дел учебника «Поэтическое открытие русского космоса» и собственные наблюдения над стихами Тютчева этого периода («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной», «Я встретил вас…»).

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тютчева на профильном уровне:

1. Сопоставьте элегию Пушкина «Погасло дневное светило…» и стихотворение Тютчева «Волна и дума». В чём различие между ними в изображении взаимоотношений человека и природы?

2. Сравните любовную лирику Тютчева с пушкинскими стихами и покажите её своеобразие.

3. Подго­товьте ответ на вопрос: что сближает любовную лирику Тютчева с не­красовской и в чем заключается их отличие?

4. Какие проблемы, актуальные для русской литературы второй половины Х1Х века, предвосхищает Тютчев в стихотворениях «Чему молилась ты с любовью…», «Наш век», «Над этой тёмною толпой»?

Вопросы и задания по изучению творчества Фета на базовом уровне:

1. Подготовьте сообщение о взглядах Фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую».

2. Проанализируйте стихотворение Фета «Вечер». Обратите внимание на звуковой ряд поэтических строк.

3. Раскройте своеобразие метафорического строя пейзажной лирики Фета на примере анализа стихотворений «Пчёлы» и «Это утро, радость эта…»

4. Выделите особенности любовной лирики Фета, анализируя стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» и «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

5. Подумайте над тем, что сближает лирику Фета с поэзией Пушкина и чем она отличается от пушкинских стихов.

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Фета на профильном уровне:

1. Сопоставьте поэтические декларации Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен…») с аналогичными стихами Некрасова («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин») и определите принципиальное различие между поэтами в представлениях о назначении поэта и поэзии.

2. Некрасов и Фет в своих поэтических декларациях ссылаются на авторитет Пушкина. В чём здесь проявляется, по вашему, драматизм в развитии русской поэзии второй половины Х1Х века? (При ответе на этот вопрос используйте приведенный в учебнике отрывок из статьи Достоевского «Г.<Добролю>бов и вопрос об искусстве»).

3. Сравните стихотворение Некрасова «Тройка» и «На заре ты её не буди…» Фета. В чём, по вашему, заключается их сходство и различие?

4. Как поэзия Фета связана с бурным временем эпохи 1860-х годов? Почему поэзию Фета высоко ценил Лев Толстой?

Вопросы и задания по творчеству А. К. Толстого на базовом и профильном уровне:

1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов (аристократическая оппозиция)[1].

2. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня во мраке и в пыли…». Как понимает Толстой назначение поэзии? Можно ли причислить его к поэтам-романтикам? Найдите в этом стихотворении отголоски «Пророка» Пушкина в стилистических приёмах, в развитии темы перерождения человека, обретающего новое зрение.

3. Как создаётся таинственный образ любимой женщины в стихотворении Толстого «Средь шумного бала…»? Как удаётся поэту передать сам процесс зарождения чувства? Какое произведение Пушкина приходит вам на память при чтении этих стихов Толстого? Покажите преемственную связь между ними. Почему П. И. Чайковский положил эти стихи на музыку?

4. Дайте целостный анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…», обратив внимание на живописность, точность поэтических деталей, яркость словесного рисунка, лёгкость стиха, мелодичность, непосредственность (импровизационность) в передаче всеохватывающего любовного чувства.

Дополнительные вопросы и задания по творчеству А. Толстого на профильном уровне:

1. Сопоставьте взгляд на природу поэзии в стихах А. К. Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» с определением её в стихотворении В. А. Жуковского «Лалла Рук» и авторском комментарии к нему. В чём вы видите сходство и различие между Толстым и Жуковским?

2. Дайте характеристику особенностям историзма баллад Толстого. Какие взгляды на историческое прошлое России утверждал в своих балладах Толстой. Подтвердите свой ответ целостным анализом баллады Толстого «Василий Шибанов».

Вопросы и задания по творчеству Некрасова на базовом и профильном уровне:

1. На материале уже знакомых вам произведе­ний Некрасова, используя учебник, подготовьте сообщение «О народных истоках мироощущения Некрасова».

2. Используя учебник и рекомендованную учителем дополни­тельную литературу, подготовьте рассказ о детских, отроческих и юно­шеских годах Некрасова. Проиллюстрируйте конкретными примерами ярославско-костромские корни стихов Некрасова о народе.

3. Про­анализируёте стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» и покажите, как раскрывает в нём Некрасов драматические процессы в развитии русской поэзии 1860-х годов.

4. Подготовьте развернутые отве­ты на вопросы: что нового внес Некрасов в поэтическое освоение народ­ной жизни по сравнению со своими предшественниками? (Ролевая лирика – «В дороге», поэтическое многоголосье – «Школьник», «Влас»).

5. На примере анализа стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной», «Мы с тобой бестолковые люди» продумайте ответ на вопрос, что нового внёс Некрасов в любовную лирику?

6. На основе учебника и собственных наблюдений дайте ха­рактеристику лирики Некрасова 1860-1870-х годов ( «Элегия» и «О Муза! Я у двери гроба…»).

7. Охарактеризуйте особенно­сти жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.

8. Дайте развернутый анализ «Пролога», обратив внимание на следующие вопросы: как возникает в «Прологе» эпический образ семи странников-правдоискателей? Почему спор мужиков Некрасов считает событием общенациональной значимости?

9. Перечи­тайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни ду­ховного сословия вызывает и смущение и сочувствие странников.

10. Подготовьте сообщение в классе на тему «Как меняется образ на­родного мира от «Сельской ярмонки» и «Пьяной ночи» к главе «Счаст­ливые», что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермил Гирин ?».

11. Проанализируйте встречу крестьян с Оболтом-Оболдуевым в главе «Помещик».

12. Как проявляются особенности жанра поэмы-эпопеи в раскрытии Не­красовым эпического характера Матрены Тимофеевны в «Крестьянке»?

13. Подготовьте рассказ о Савелии, используя учебник и собственные наблюдения над текстом поэмы.

14. Проследите перемены, которые происходят в народных героях поэ­мы-эпопеи от Якима Нагого к Ермилу Гирину и далее к Савелию и Матрене Тимофеевне.

15. Покажите, как Некрасов добивается глубоко­го общественного звучания той «камеди», которую разыгрывают мужи­ки в главе «Последыш».