Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература Х1Х века. 10 класс» (стр. 8 из 16)

16. Сравните состояние народного мира в «По­следыше» с «Пиром на весь мир» и подготовьте ответ на вопрос: Как изменяется народный мир в «Пире...» по сравнению с «Последышем» и о чём свидетельствуют эти перемены?

17. Почему Гриша Добросклонов с его собственными песнями появляется в конце «Пира...»? Что нового вносит Некрасов в изображение народного заступника?

18. Пользуясь материалом учебника и знанием изу­ченных произведений, расскажите о том, что нового внёс Некрасов в русскую поэзию.

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Некрасова на базовом уровне:

1. Сопоставьте «Родину» Лермонтова и стихотворение Некрасова «В дороге». Покажите литературную преемственность Некрасова в поэтическом освоении народной темы в русской поэзии.

2. Продумайте ответ на вопрос о своеобразии юмористической поэ­зии Некрасова, используя материалы учебника и собственные наблюде­ния над творчеством Некрасова, его предшественников и современников (поэты журнала «Искра», Козьма Прутков).

3. Составьте план рассказа о причинах успеха поэтического сборника Некрасова 1856 года, обратив особое внимание на новые пути, к которым выводил Некрасов русскую поэзию.

4. Как меняется художественный мир Некрасова в лирике 1870-х годов? Раскройте пушкинские традиции в позднем творчестве Некрасова на примере анализа стихотворения «Элегия».

5. Подготовьте рассказ о творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Какова роль сказочного времени и пространства в композиции поэмы? Попытайтесь определить свою точку зрения в споре о порядке частей в поэме-эпопее.

6. Как развивает и углубляет Не­красов в главе «Помещик» тему взаимоотношений народа и господ, поставленную еще Тур­геневым в «Хоре и Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?

7. Проанализируйте песни и легенды, которые поёт и рассказывает народ в «Пире — на весь мир». Можно ли на основании этих песен и легенд говорить о неуклонном ро­сте народного самосознания?

8. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».

Вопросы и задания по творчеству Н. Г. Чернышевского на профильном уровне (обзор):

1. Подтвердите общие положения о жанровом своеобразии романа «Что делать?», изложенные в учебнике, собственными при­мерами из текста произведения.

2. Докажите факт влияния романа «Что де­лать?» на русскую литературу знакомыми вам произведениями, в которых есть отклики на роман Чернышевского или полемика с ним.

3. Охарактеризуйте со­держательный смысл композиционного построения романа. Приведите собственные наблюдения на этот счет.

4. Проследите по тек­сту романа диалоги автора с проницательным читателем и прокомментируйте их роль в тексте романа.

5. Расшифруйте аллегорию второго сна Веры Павловны (глава III, раздел III), попробуйте установить связь этого сна с развитием дей­ствия и судьбами героев романа. Какой образ в аллегории подтверждается главкой «Похвальное слово Марье Алексевне» (II глава, раздел XXIV)?

6. Пере­читайте VIII раздел 2 главы романа и дайте ответ на вопрос: «Чем эгоизм Марьи Алексеевы отличается от «разумного эгоизма» новых людей?»

7. Подготовьте со­общение на тему «Мораль новых людей и любовные отношения между ними» (особое внимание обратите на разделы XXII и XXIV третьей гла­вы и раздел I четвертой главы романа).

8. Вдумайтесь в монолог Лопухова (I раздел четвертой главы) и попытайтесь критически оценить сильные и слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя.

9. Используя главку «Особенный человек» в учебнике и текст романа (раздел XXIX третьей главы), подготовьте характеристику Рахметова, обратив внимание на то, что сближает его с новыми людьми и в чем состоит его «особенность», исключитель­ность.

10. Познакомьтесь с утопическими картинами «светлого будущего» челове­чества в четвертом сне Веры Павловны и попытайтесь дать им собственную кри­тическую оценку.

11. Какие тревоги и сомнения Чернышевского нашли отраже­ние в романе «Пролог»?

Вопросы и задания по творчеству Достоевского на базовом и профильном уровне:

1. Подготовьте сообщение об основных событиях и впе­чатлениях детских лет, оказавших влияние на миросозерцание Достоевского.

2. Расскажите о годах учения Достоевского в Военно-инженерном училище, об­ращая внимание на факты, обострявшие его болезненный самоанализ.

3. Сопоставьте «Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что но­вого внес Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.

4. Подумайте над вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую религиозность с увлечениями утопи­ческим социализмом?

5. Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произо­шли с Достоевским на каторге, используя материал учебника и автобиографиче­ские мотивы в «Записках из Мертвого дома».

6. Попытайтесь кратко сформули­ровать основные положения «почвеннической» программы Достоевского.

7. Объ­ясните, какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на возникновение замысла романа «Преступление и наказание».

8. Из разных вы­сказываний Раскольникова в романе проясните и передайте суть той идеи, кото­рая взяла пленила героя. Проследите по тексту романа, что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы.

9. Обратите внимание на страни­цы, посвященные жизни «униженных и оскорбленных» (Мармеладов и его се­мейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как пе­тербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи. Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и оскорблённых»?

10. Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъ­ективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окру­жающую жизнь. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи.

11. Проана­лизируйте душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна-воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки.

12. Как объяснить, что он, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, все-таки идет убивать старуху? В какие тайники фанатически одержимой души проникает здесь Достоевский? Ответы подтвердите анализом конкретных эпизодов романа.

13. Почему после преступления Раскольников оказался в полном разладе с окру­жающими его людьми (проследите процесс этого отчуждения, анализируя эпизод пребывания Раскольникова в полицейской конторе)?

14. Раскройте психологиче­скую суть отношений Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем (как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?).

15. Попытайтесь понять и объяснить с опорою на текст романа, какие противопо­ложные побудительные мотивы тянут Раскольникова к общению с Сонечкой Мармеладовой.

16. Как Раскольников рассчитывал объявить Соне о преступле­нии и что у него получилось? Покажите с привлечением текста романа, как хри­стианская душа Сонечки опровергает «самозаконодательство» Раскольникова.

17. Обратите внимание на сон Раскольникова в финале романа: какие обще­ственные болезни и эпидемии, угрожающие человечеству, пророчески угадал в этом сне Достоевский?

18. В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от нравственного разложения он предлагает?

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Достоевского на профильном уровне:

1. Какой философско-полемический смысл вкладывает Достоевский в драматический финал романа «Бедные люди»?

2. В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман «Преступление и наказание» демонические, лермонтовские мотивы?

3. Докажите, опираясь на статью Н. Н. Страхова о «Преступлении и наказании», что трактовка мотивов преступления Раскольникова Писаревым нуждается в существенной корректировке.

4. Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» – «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его «нигилизм»? В чём сходство и различие Раскольникова и Базарова?

5. Н. Н. Страхов утверждает, что Достоевский в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». В чем состоит полемический смысл романа «Пре­ступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с Чернышевским и всей рево­люционной демократией?

6. Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?

7. Проиллюстрируйте характеристику пушкинского гения, данную Достоевским, собственными примерами из творчества русского национального поэта. С какими положениями речи Достоевского о Пушкине вам хотелось бы поспорить?

8. Сформулируйте основные уроки, которые дают человечеству XXI века романы Достоевского.

Вопросы и задания по творчеству Лескова на базовом и профильном уровне изучения: