Место и роль сквозной темы в организации образовательного процесса
Методические рекомендации
Курдина Н.А., директор школы № 9
Октябрь 2007 года
Сквозная тема – понятие, широко употребляемое в различных сферах человеческой деятельности: в науке, журналистике, литературоведении, искусствоведении, педагогике… Термин имеет множество толкований, применяется как в широком, так и в узком смысле.
Наиболее распространенное из его расширительных толкований – тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени. Именно в таком контексте и будем рассматривать понятие «сквозная тема», употребляя его применительно к организации образовательного процесса в школе.
Проанализируем компоненты предложенного определения, используя для этого словарную базу современного русского языка (например, словарь Ожегова).
Тема – 1) предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества
2) главный мотив…
Сквозной – 1) проходящий насквозь
2) идущий прямо от одного пункта к другому…
Определить – 1) с точностью выяснить, установить
2) раскрыть словами содержание чего-либо…
4) то же, что и обусловить
Промежуток – пространство или время, разделяющее что-либо…
Исходя из толкования, предложим развернутое определение термина сквозная тема. Это ДИНАМИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ РАСКРЫТЬ НЕКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Мировые образовательные практики демонстрируют примеры разнообразного, разномасштабного отношения к использованию сквозных тем в организации работы с детьми. Так, министерства образования прибалтийских стран превращают сквозные темы в образовательный прием, использующийся на государственном уровне: ежегодно определяются 5-7 тем, реализация которых является обязательной для всех образовательных учреждений. Можно высказать предположение, что тем самым обеспечивается точечное политическое влияние на формирование молодежи в сферах, затрагиваемых этими сквозными темами.
Нами обнаружены образцы использования сквозных тем в организации детских движений. Так, российский скаутинг применяет их в ходе проведения своих лагерей.
Активно применяются сквозные темы и в педагогических практиках Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).
С 2001 года ФМШ № 9 г. Перми реализует методику «сквозная тема» в организации образовательного процесса, применяя следующий педагогический инструментарий:
Многолетний опыт ФМШ № 9 позволяет зафиксировать условия, являющиеся необходимыми и желательными при обращении к методике «сквозная тема». На наш взгляд, к числу необходимых условий работы по этой методике относятся:
К числу желательных условий относятся:
Какое время требуется для раскрытия «сквозной темы»? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Продолжительность времени определяется рядом факторов:
В нашей практике временны'е рамки были очень разными: от одного до нескольких месяцев. Нами зафиксированы случаи, когда одна «сквозная тема», меняя масштаб охвата людей, ею занятых, развивалась в течение нескольких лет. При этом мы отнюдь не игнорируем тот факт, что ребенок не может долго удерживать свой интерес в рамках одного предметного поля. Поэтому, говоря, что «сквозная тема» развивается несколько месяцев (тем паче лет!), в качестве субъекта реализации ее рассматриваем всю школу. Применительно к одному ребенку, временны'е затраты будут значительно меньше.
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, какое время будет затрачено одним ребенком на прохождение общешкольной «сквозной темы»? Наш примерный расчет таков:
№ п/п | Форма занятости ребенка при прохождении «сквозной темы» | Количество академических часов |
1. | Уроки | до 10 |
2. | Домашняя работа к урокам | до 15 |
3. | Тематические классные часы | 2-3 |
4. | Проектировочные семинары: общешкольные, в классе, в группе | до 5-7 |
5. | Социально значимые проекты, занятия в системе дополнительного образования (трудно нормируемый показатель!) | до 60 |
6. | Креативные массовые мероприятия – «финалы» (фестивали, конференции, отчеты) | до 20 |
Всего: | до 115 часов |
Одно из ключевых понятий толкования термина «сквозная тема»- некое содержание, раскрывающееся за определенное время в ходе творческого процесса.
Выбор содержания – квинтэссенция деятельности в рамках данной методики. В нашем случае, этот выбор был обусловлен идеей проведения на базе школы Театрального фестиваля школ Международного бакалавриата России. Поскольку фестиваль планировался как «кочующий» из одного города, где есть школы IBO, в другой, в его названии появилось всем понятное и всеобъемлющее слово «ЧУДО». Когда он проходит на пермской земле, то называется «ПРИКАМСКОЕ ЧУДО». Коллективные размышления над тем, что есть «прикамское чудо», чудо земли, расположенной на берегах Камы, на Западном Урале, и порождали «сквозные темы», пронизывавшие годичную деятельность школы. Ими стали: «Пермский звериный стиль», «Кама», «Парма (древний лес)», «Пермский период», «Город-завод»… Всё это – чудесные моменты геологии, истории, географии, культуры Прикамья, отличающие его от других регионов России, мира. Раскрытие содержания каждой из этих тем происходило в течение целого учебного года, было нацелено на создание финального «чуда», подчиняло себе множество практических шагов (от привлечения кадров, способных «продвинуть» в теме детей и педагогов, до разработки стилевой концепции уникального подарочного фонда театрального фестиваля, размещения заказа на его изготовление и т.д.).
В заключение, остается еще раз отметить, что «сквозная тема» непременно есть предмет творческого процесса, разворачивающегося вокруг определенного содержания за определенное время в совместной деятельности детей и взрослых.
Приложение 1
Идеи к началу разработки сквозной темы «Город-завод»
2007/08 уч. год
по теме «Запуск проекта «Первые татищевские чтения»
Приложение 2
Internet о «сквозной теме»
(на 14 октября 2007 года: страниц — 62 223, сайтов — не менее 2 202)
«Сквозная тема всех книг Леви – как сохранить жизнерадостность и любовь к жизни».
«Сквозная тема поздних американских романтиков – тоска по идеальному, которое уже никогда не осуществится и, тем не менее, остается единственным прибежищем духа – с особенной выразительностью воплотилась в «Глинских топях»: элегические образы и тонкие музыкальные ритмы Ланира сохранили его имя в истории американской поэзии».