Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей, проводящих элективный курс Список литературы (стр. 2 из 3)

V. Игра «Кто больше ?»

«Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы»,- писал В.Г.Белинский.

В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!

- Подобрать ряд однокоренных слов к словам: плавать – плыть:

Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться – 20 оттенков одного и того же действия!

VI. Анализ произведений мастеров русского слова (И.С. Никитина, А.Кольцова).

1) – У вас на партах лежат произведения И.Никитина и А.Кольцова.

Прочитайте выразительно, обращая внимание на выразительность многоприставочных глаголов.


а) Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылем – травой

Расстилается!

Ах, ты степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

(А.Кольцов)

б) Погуляла вода

По зеленым лугам,-

вдоволь бури понаслушалась;

Поломала мостов,

Потопила дворов,-

Вольной жизнью понатешилась.

(И.С. Никитин)


2) – Выборочное письмо: выписать многоприставочные глаголы из художественных текстов.

а) Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

б) Скоро в гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День – деньской от зари до зари!


в) Все друзья твои врозь

Порассыпались,

Ты одна под грозой…

Стой, Русь – матушка!

3) – Найдите слова, которые начинаются с приставок пона… из поэтических текстов А.Кольцова.


а) Нагустил его

В тучу черную,

Туча черная понахмурилась,

Понахмурилась,

Что задумалась,

Словно вспомнила

Свою родину…

б) Знать, во время сна

К безоружному

Силы вражие

Понахлынули.


- Что объединяет эти слова? Почему именно они употреблены в тексте? Сделайте вывод. (Поэтическая сила этого художественного приема!)

4) - В следующих текстах найти двуприставочные глаголы.

- В каком значении употреблена первая приставка в этих глаголах?

- Какому стилю речи соответствуют эти слова?


а) Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф.И. Тютчев)

б) Белая береза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С.Есенин)


в) По селу петухи

Перекликнулись;

Призатих говор, шум

В темной горенке.

(А.Кольцов)

г) Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною

Затуманился.

(А.Кольцов)


Вывод: в данных текстах двуприставочные глаголы мягко уменьшают

интенсивность проявления действия.

5) Прием семантизации морфем иногда (правда, очень редко!) сопровождается графическим разрывом слова – выделением морфемы дефисом, употребление которого не оправдано с точки зрения современных орфографических норм.

- Запишите предложение.

К.Чуковский отмечал, что А.П. Чехову было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со - чувствием, своим со – страданием.

Вывод: необычным образом Чуковский попытался подчеркнуть

изначальный, глубинный смысл данных слов, который во многом

определяется значением приставки со – «совместное участие в

чем-либо». Со – чувствие – это не только отзывчивое, участливое

отношение к переживаниям и несчастиям других, но и активное

сопереживание, соучастие, общность и созвучие в чувствах и

мыслях.

VII. Итоги занятия.

VIII. Домашнее задание.

Выписать из произведений устного народного творчества (песен, былин, сказок и т. п.) примеры использования двуприставочных глаголов, которые придают тексту особое поэтическое внимание.

Занятие 10

Тема: Окказионализмы.

Цели занятия: познакомить учащихся с индивидуально-авторскими

образованиями, с их стилистической ролью в худо-

жественном тексте; совершенствовать навыки вырази-

тельного чтения.

Оборудование: художественные тексты В.Маяковского, И.Северянина,

С.Есенина, раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Словотворчество - одно из излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели. Этот прием основан на словообразовательных возможностях русского языка.

Индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование предоставляет потенциальные возможности создания новых слов по высокопродуктивным словообразовательным моделям.

Окказионализмы (лат. occasionalis – «случайный») – авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным моделям.

Таким образом, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством.

Окказионализмы – «слова одноразового пользования» (М.В. Панов), так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте:

огончарован, кюхельбекерно (А.С.Пушкин);

белибердоносец, благоглупость (М.Е. Салтыков-Щедрин).

III. Работа с художественными текстами В.Маяковского.

- Найдите в стихотворениях В. Маяковского окказионализмы. По подсчетам ученных, в произведениях В.Маяковского содержится 2840 новообразований.

(Использовал разные способы образования: молоткастый, распронаиглавнейший, разбольшущий, нью-йорскистей, амурно-

лировый, звонконогий, тысячемиллионнокрышей, ментоголосый - прилагательные;

расколоколивать, извыться, испозолотить, испавлиниться – глаголы;

громадье, лбенки, чаишко, любеночек, громоверзило, адище – существительные).

Особое пристрастие к словотворчеству испытывали футуристы, писатели-фантасты, сатирики.

Окказионализмы развивают у читателей этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникать во внутреннюю форму слова.

IV. Анализ произведений С. Есенина , И. Северянина, В. Драгунского.

1) – Установите, по какому словообразовательному образцу созданы слова, взятые из произведений И. Северянина. В каком значении употреблены эти

слова? Как вы догадались об этом?

Записать в тетради!

И море в день обезольдилось.

Дорожка от листвы разузорена.

Солнце улыбно уходило домой.

Засмеялась жемчужно.

2) В текстах найдите авторские слова - окказионализмы. ( На столах отрывки из «Денискиных рассказов» В.Драгунского).

- В чем особенность использования этих слов в данных текстах? Сделайте вывод.

а) Я говорю Мишке:

- Мне мама не велит высовываться…

Мишка обрадовался:

- Не велит высовываться, и правильно… Это будет у тебя испытание на не-вы-со-ва-е-мость!

б) И опять все завертелось передо мной: столбик, ворота, скамеечка, качели, домоуправление. Потом наоборот: домоуправление, качели, скамеечка, столбик, а потом пошло вперемешку: домик, столбоуправление, грибеечка… И я понял, что дело плохо.

в) Я сообразил, что Мишкин Федька наконец почайпил.

3) – Выпишите авторские слова, придуманные С.Есениным и объясните, что обозначает каждое слово и как оно образовано?

Но зато кой-где почву безвлажную

Этот слух словно плугом взрыл.

Неужели он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег.

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую.

IV. Практические упражнения.

1)Определите, с помощью каких языковых средств создается сатирический эффект в данных отрывках.

а) Перепелкин и не писатель, и не читатель, а цитатель.

А статейки его – это голое цитателя. (Р.Рыклин.)

б) Вот патентованный оратор-словомет.

Вертя машинку разума тупого,

Он может говорить и час, и день, и год,

О деле не сказав ни слова.

(А. Безыменский)

2) Каким способом образованы авторские слова? Какие из них имеют значение «маленький, малыш», а какие – «большой, взрослый»? Каким образом вносятся в слова эти значения?

Лес гудит, дрожит земля,

Слышен голос Февраля:

- Гей, родня моя большая!

Всех на праздник приглашаю!

Нынче танцы у меня,

Собирается родня:

Февралята,

Февралишки,

Февраленки,

Февральчата,

Февралихи,

Фералищи,

Февральеры,

Февралицы…

(О. Сенатович)

3) Выпишите из шуточного стихотворения – загадки окказионализмы.

По какой словообразовательной модели они созданы? Объясните, почему эти слова помогают отгадать задуманное?

Шло с поля мычало,

Несло на шее бренчало.

Вдруг навстречу ему брехало!

Раскрыло свое кусало и зарычало!

А мычало

Подняло махало,

Выставило бодало

И пошло на брехало.

А оно поджало виляло

И прочь побежало…

(Н. Мережников)

V. Итоги занятия.

VI. Домашнее задание.

- Найдите в загадках и скороговорках необычные слова. Выучить 3 скорого-ворки наизусть. Показать словообразовательную модель, по которой созданы окказионализмы.

Предполагаемый результат изучения элективного курса.

Система оценки знаний учащихся