Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 10 из 19)

Нужно всегда учитывать фактор привлечения внимания словесно-музыкальными стимулами, что может оказаться немаловажным для предотвращения агрессивных реакций и нарастания негативизма по отношению к представителям власти и т.п. в большом скоплении людей, если внимание вовремя удается переключить (об этом подробнее мы скажем в следующем параграфе). Обычно внимание человека легче привлекается знакомыми стимулами, но для его удержания необходима некоторая новизна поступающей информации. Многократное повторение стимула (будь то музыкальное произведение, сообщение или что-то еще) с высокой вероятностью может вызвать эмоционально-негативный эффект пресыщения. С другой стороны, при повышенной тревожности, особенно характерной для родственников находящихся в заложниках людей, наблюдается стремление к привычному, знакомому, к повторению действий и воспринимаемых стимулов, что создает чувство хотя бы некоторой стабильности происходящего. Поэтому в предлагаемых слушателю музыкальных программах нужно соблюдать баланс: примерно 1/3 времени звучания могут составить хорошо известные произведения, 1/3 – относительно известные, 1/3 – вряд ли известные кому-либо из аудитории. Произведения в музыкальной программе в течение дня не должны повторяться; в крайнем случае можно допустить передачу небольшого числа произведений до 2 раз в сутки.

Н.В. Андреевым и В.П. Ваховым рекомендовано попеременно использовать «молодежную» музыку (в основном рок-композиции) наряду с классической (последнюю – главным образом для лиц старшего и среднего возраста). На наш взгляд, следовало бы уделить внимание «компромиссному» варианту – классическим темам в современных обработках, иначе говоря, изложенным в эндоксальном дискурсе[36] (на музыкальном языке, доступном для восприятия малоподготовленным современным слушателем). При этом следовало бы с большой осторожностью относиться к использованию очень известных произведений (токката и фуга ре-минор И.-С. Баха, 1-я часть симфонии № 40 В.-А. Моцарта, «Аве Мария» Ф. Шуберта и т.п.). Во-первых, знакомая музыка вызывает у слушателей ассоциации из прошлого опыта, которые могут препятствовать ее непосредственному эмоциональному воздействию; во-вторых, у лиц с развитым эстетическим вкусом «искаженное» звучание современных аранжировок порой вызывает неприязнь.

Исходя из сказанного, можно приблизительно рассчитать, что в подобных ситуациях организатору вещания следовало бы иметь в распоряжении не менее 16 часов записей музыки и психотерапевтических музыкально-словесных композиций. Программы могут включать следующие жанры:

- Классическая и/или старинная музыка в аутентичном исполнении;

- Классическая музыка в современных обработках, в т.ч. в сопровождении природных звуков (П. Мориа, Д. Ласт, Г.Э. Эванс и др.);

- Электронная и электронно-акустическая музыка (композиторы Вангелис, М. Китаро, М. Олдфилд, К. де Мальо и др.);

- Легкая эстрадно-джазовая музыка разных лет, в т.ч. «ретро» (композиторы К. Портер, И. Берлин, оркестры п/у Г. Ломбардо, Г. Миллера, Д. Эллингтона и др.), и более позднего времени (Н. Рота, Ф. Лей, Э. Морриконе, М. Таривердиев, А. Петров и др.);

- Этническая (народная) музыка разных стран мира, большей частью в современных обработках;

- Песни советского времени, в т.ч. периода Великой Отечественной войны (композиторы М. Блантер, В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, Н. Богословский и др.);

- Музыка рок-групп и вокально-инструментальных ансамблей, в основном «легкая», лишенная агрессивного «накала страстей» (репертуар Э. Пресли, Д. Дассена, групп «Битлз», «Машина времени», «Воскресение», «Любэ» и др.);

- Авторская (бардовская) песня (авторы Б. Окуджава, А. Дольский, А. Розенбаум, В. Высоцкий, В. Берковский и др.);

- Специальные музыкально-словесные психорегулирующие композиции.

Песни (по крайней мере на родном для основной массы слушателей языке) всегда надо стараться подобрать так, чтобы словесное содержание по тематике или по основному настроению соответствовало ситуации, отдавая предпочтение произведениям лирико-философской направленности. Нужно избегать таких текстов, где «смакуется» тема смерти, разрушения, где присутствует злая ирония, сарказм, а также чрезмерной усложненности, вычурности поэтических образов, или, напротив, бессодержательности, пустой развлекательности.

Для тех, кто выполняет в экстремальной ситуации свои профессиональные обязанности, иногда можно использовать бравурные марши (композиторы И. Дунаевский, Д.-Ф. Суза и др.). Хороший результат может дать также использование этнической музыки тех народов, представители которых находятся среди собравшихся, т.к. это пробуждает чувство психологической поддержки со стороны своей национальной общности, повышает уверенность в себе.

В целом используемая музыка никогда не должна быть чрезмерно эмоционально-экспрессивной, а также звучать трагично, тоскливо или нарочито комично. Следует отдать предпочтение композициям светлого, оптимистического, радостного или торжественного характера, иногда – со сдержанной грустью. Не следует пренебрегать и композициями умеренно-тревожного характера, т.к. они помогают отреагировать, «спроецировать» вовне чувство беспокойства и страха.

Характерный пример позитивной роли музыки в экстремальной ситуации дан в поэме А. Твардовского «Василий Тёркин». Герой произведения являет собой образец эмоционально-позитивного лидера, в котором всегда нуждается сообщество, переживающее экстремальную ситуацию. Именно такая личность может эффективно нейтрализовать воздействие эмоционально-негативных лидеров истерического склада, «ядра толпы»[37], провоцирующих панику или групповую агрессивность при «коллективной безответственности». И не случайно герой поэмы, кроме прочего, владеет музыкальным инструментом. Сначала он исполняет «стороны родной смоленской грустный памятный мотив»: музыка открывает, высвобождает скрытые переживания печали, тоски по дому и одновременно позволяет немного «отключиться» от обстановки войны. Затем играется плясовая («…дай-ка ту, которую…»): для завершения «катарсиса» (эмоционального «очищения») требуется активное физическое действие, и тогда возникает душевный подъем, чувство радости и единства людей, двигающихся в одном ритме.

Нами было проведено пилотажное исследование возможностей функционального применения музыки в различных ситуациях служебной деятельности сотрудников силовых структур. Участники исследования прослушивали музыкальные произведения и осуществляли их экспертную оценку по методике, аналогичной описанной в параграфе 2.1.:

1. Модифицированный вариант «семантического дифференциала;

2. Цветовые и геометрические ассоциации;

3. «Ценностный портрет» произведения;

4. Цели психологического воздействия и возможности применения услышанной музыки.

Получены результаты, касающиеся трех типов ситуаций, часто встречающихся в чрезвычайных обстоятельствах, в которых наиболее «показано» использование функциональной музыки, а именно:

· Ситуация обычного ожидания, вынужденного бездействия, характерная для многих категорий участников событий, но не являющаяся специфичной для собственно экстремальных условий;

· Ситуация ожидания события (сообщения), вызывающего тревогу, также встречающаяся разным категориям участников событий, но наиболее тяжело переживаемая родственниками заложников;

· Ситуация непосредственно перед участием в бою и других событиях экстремального характера, наиболее характерная для сотрудников силовых структур, прежде всего спецподразделений.

На основании проведенного корреляционного анализа мы находим ответы на вопросы о том, какой должна быть музыка, звучащая в этих ситуациях, что она должна выражать, и найти характерные примеры произведений, звучание которых наиболее желательно или нежелательно в данных ситуациях. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4.

Психологические характеристики музыки, предпочитаемой (отвергаемой) в ситуациях, связанных с экстремальными условиями

Ситуация обычного ожидания, вынужденного бездействия

Ситуация ожидания события (сообщения), вызывающего тревогу

Непосредственно перед участием в событиях экстремального характера

Цели использования музыки

Предпочитаемые: - Улучшить настроение, развеселить - Объединить людей, улучшить взаимоотношения - Преодолеть скуку или однообразие обстановки - Снизить нервное напряжение, успокоить - «Выплеснуть» накопившиеся переживания, эмоции

Предпочитаемые: - Побороть страх, прибавить храбрости - Снизить нервное напряжение, успокоить - Улучшить настроение, развеселить - Создать чувство погружения в другую реальность - «Выплеснуть» накопившиеся переживания, эмоции

Предпочитаемые: - Побороть страх, прибавить храбрости - Воодушевить на дело, вызвать энтузиазм - Повысить работоспособность, прогнать сонливость - «Выплеснуть» накопившиеся переживания, эмоции

Отвергаемые:

Не выявлено

Отвергаемые:

Не выявлено

Отвергаемые: - Снизить нервное напряжение, успокоить

Таблица 4 (продолжение).

Психологические характеристики музыки, предпочитаемой (отвергаемой) в ситуациях, связанных с экстремальными условиями

Ситуация обычного ожидания, вынужденного бездействия

Ситуация ожидания события (сообщения), вызывающего тревогу

Непосредственно перед участием в событиях экстремального характера

Семантические характеристики музыки

Предпочитаемые:

Приятная, Мягкая, Добрая, Интересная, Мирная, Светлая, Легкая

Предпочитаемые:

Приятная, Яркая, Светлая, Интересная, Добрая, Мирная

Предпочитаемые:

Жесткая, Бодрая, Воинственная, Взволнованная, Горячая

Отвергаемые:

Неприятная, Жесткая, Злая, Скучная, Воинственная, Мрачная, Тяжелая

Отвергаемые:

Неприятная, Тусклая, Злая, Скучная, Мрачная, Воинственная

Отвергаемые:

Мягкая, Вялая, Мирная, Спокойная, Холодная

Цветовые ассоциации музыки

Предпочитаемые: Желтый, белый, зеленый

Предпочитаемые:

Синий, белый

Предпочитаемые:

Красный, коричневый

Отвергаемые:

Черный, коричневый, серый

Отвергаемые:

Не выявляются

Отвергаемые:

Желтый, зеленый

Геометрические ассоциации музыки

Предпочитаемые:

Круг

Предпочитаемые:

Круг

Предпочитаемые:

Зигзаг, квадрат

Отвергаемые:

Зигзаг

Отвергаемые:

Зигзаг

Отвергаемые:

Кривая

Ценности, выражаемые музыкой (ценностный портрет произведения)

Предпочитаемые:

Красота, доброта, оптимизм, согласие, мир, творчество, духовное развитие, любовь к близким людям, безопасность (защищенность),

верность, преданность.

Предпочитаемые:

Безопасность (защищенность), разумность, любовь к родному краю, солидарность, поддержка, могущество, твердая воля, решительность, самоконтроль, дисциплина, справедливость, ответственность, порядок.

Предпочитаемые:

Могущество, твердая воля, решительность, самоконтроль, дисциплина, ответственность, солидарность, поддержка, справедливость, порядок.

Отвергаемые:

Не выявлено

Отвергаемые:

Не выявлено

Отвергаемые:

Согласие, мир, оптимизм


Таблица 5.