3. Экспрессивная толпа, ритмически ту или иную эмоцию, скандирующая лозунги и т.п.;
4. Действующая толпа, имеющая следующие подвиды:
- Агрессивная толпа (с эмоциональной доминантой ярости, злобы);
- Паническая толпа (с основным стремлением избежать реальной или мнимой опасности);
- Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью;
- Повстанческая толпа, по эмоциональному настрою сходная с агрессивной, но отличающаяся большей целенаправленностью действий, возможностью внесения организационного начала (Назаретян А.П., 2001, с.23-25).
Типичными свойствами толпы считается снижение у ее членов волевого контроля эмоциональных реакций, чувства ответственности, ослабление рационального аналитического мышления, импульсивность поведения, «циркулярная реакция» (взаимное заражение определенным эмоциональным состоянием), безвольное подчинение случайным лидерам или обратное явление – «отказ подчиняться кому бы то ни было» (согласно определению Х. Ортега-и-Гассета). Также в качестве основного свойства толпы названа ее превращаемость из одного вида в другой; именно это свойство учитывается при воздействии звуковыми и визуальными средствами на поведение ее членов.
Вот что известно о воздействии на толпу музыкального ритма: «…многократно апробированный прием – коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни… действующая толпа аритмична, и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или… препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую… если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы (типа рока, твиста или шейка), то фактором противодействия панике служит более размеренный ритм марша или гимна.» В конце 1970-х годов появилось сообщение о том, что в Южно-Африканской республике изобретен «музыкальный танк», преобразованный из обычного (боевого) специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, а вместо пулемета – сильные динамики, «стреляющие» во все стороны громкой ритмической музыкой. «…толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец… после того, как толпа «поймалась на ритм», ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго… Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможения, как правило, нежелательно… «художественно-музыкальную» подготовку в преддверье массовых уличных демонстраций проводит и охрана роскошных фирм… встречать приближающуюся толпу рекомендуется заранее заготовленными транспарантами с лозунгами, которые резонируют с ее настроением… и приятной успокаивающей музыкой. Но… иметь наготове записи в ритме рока (на тот случай), если провокаторы сумеют натравить толпу на «толстосумов» (Назаретян А.П., 2001, с.39-40, 56).
В 2002 году появилось сообщение о том, что руководство железнодорожной компании Великобритании «First Great Eastern Railway” проводит эксперимент. «В целях борьбы с поездными вандалами решили применить… классическую музыку. В поездах и на некоторых станциях будут транслироваться произведения Бетховена и Моцарта. Как полагает руководство компании, музыка благотворно подействует на потенциальных хулиганов и удержит их от порчи вагонов поездов и зданий станции. Действительно, на тех участках, где подобные меры уже применялись, количество случаев вандализма резко сократилось» (http://www.vashdosug.ru/article.php?id=4987).
Известно применение в военных целях «Эмоционального подавления» средствами звукового воздействия. «Для этого используют звуковые записи детского плача, похоронной музыки, симфонической музыки, тяжелой рок-музыки, различных раздражающих звуков (крики, вой сирены, звуки взрывов, свист падающих бомб)… гитлеровцы ставили на свои пикирующие бомбардировщики специальные сирены, которые во время атаки издавали душераздирающий вой. Во Вьетнаме американские вертолеты оборудовали усилителями, через которые во время атаки транслировалась музыка Вагнера. Оглушение рок-музыкой окруженных частей противника использовали в Ираке органы психологической войны армии США… они учитывали национально-психологические особенности арабов, не приемлющих музыку тяжелого рока» (Крысько В.Г., 1999, гл.7, п.2).
Что касается визуальных средств психологического воздействия, то они могут быть использованы как совместно со звуковыми (прежде всего показ коротких клипов, объявлений или рекламных «заставок»), так и независимо от них.
Для информирования участников массового собрания, а также для напоминания об этических нормах поведения годятся сообщения, размещенные стационарно на вывесках и плакатах, либо показываемые на небольшое время (неподвижно или «бегущей строкой») на электронных табло. Эти сообщения могут содержать информацию о месте нахождения предприятий торговли и питания, о регламенте проведения массового мероприятия, о контроле за ходом его проведения со стороны правоохранительных органов, о необходимости соблюдать порядок; они также могут быть направлены на поддержание сохранности рационального мышления. Примерами могут служить сообщения, вывешенные в таких местах массового скопления людей, как метрополитен и магазины самообслуживания: «Будьте взаимно вежливы», «Улыбка – недорогой способ выглядеть лучше», «Вас снимает видеокамера», а также напоминания ГИБДД (ГАИ) на дорогах о том, что водитель «нужен своей семье живым и здоровым» и т.п. Мы предлагаем еще несколько возможных видов обращения к участникам массовых собраний, которые могут предъявляться как в визуальной, так и в звуковой форме:
· «Время проведения сегодняшней встречи – с… до… часов. Местное время … часов. Ваши близкие ждут вас!»
· «Пройти к ближайшей станции метро вы можете по улице (название), прямо и направо (назад и налево и т.п.)»
· «Устал? Зайди отдохнуть в кафе… в двух шагах отсюда (адрес). Приятная обстановка, низкие цены…»
· «Спокойствие и порядок – залог вашей безопасности».
· «Ваша вежливость – признак человеческого достоинства» (или имеющее скрытый двойной смысл: «лучший способ сохранить лицо»).
· «Сегодня охрана порядка проводится силами отряда милиции особого назначения УВД…(название) Желаем вам благополучно провести мероприятие».
· «Подумай о том, что тебе нужно».
· «Подумай о тех, кому ты дорог».
Такого рода «целевые» сообщения следует перемежать с «отвлекающими», в качестве которых могут служить реклама или даже анекдоты (в настоящее время их иногда запускают «бегущей строкой» в общественном транспорте). Давно известно, что юмор может быть эффективно использован для снятия нервного напряжения в преддверие и на ранних стадиях развития как паники, так и агрессии. Однако нужно избегать его использования в тех ситуациях, когда громадному большинству присутствующих явно «не до смеха», как, например, собравшимся вместе родственникам людей, захваченных террористами в заложники.
Если заранее известно, что при проведении массового мероприятия (чаще всего – митинга или демонстрации) вероятны провокации насильственных действий, вмешательство экстремистски настроенных группировок и т.п., целесообразно спешным порядком организовать одно или несколько «отвлекающих» мероприятий, «по случайности» проводимых недалеко от основного места массового собрания (митинга) и не имеющих к его теме никакого отношения. Значительный отвлекающий эффект (прежде всего для «периферии» толпы) может быть достигнут, если это будут музыкальные мероприятия на открытой эстраде, причем звуки будут явственно, хотя и на небольшой громкости, доноситься до участников митинга. Как правило, это должна быть музыка ритмичная, жизнерадостная и легкая (джаз, некоторые разновидности эстрадной и рок-музыки, популярные классические произведения в современной обработке). Менее «показана» музыка «тяжелого рока», т.к. при условии наличия негативного эмоционального фона ее действие может вызвать повышенную агрессивность, если только среди «целевой аудитории» (участников митинга или иного мероприятия) не преобладают поклонники именно этого музыкального направления. В «идеале» музыка на «отвлекающем» концертном мероприятии должна соответствовать вкусам большинства участников массового собрания, но получить своевременно такого рода сведения чаще всего представляется затруднительным.
Также в качестве «отвлечения» может эффективно сработать выступление популярных юмористов и сатириков (о значении юмора уже было сказано), а также трансляция спортивных мероприятий с показом на экране и без такового (только аудио-трансляция через громкоговорители). Для всех мероприятий такого рода необходимо обеспечить доступность (свободный вход или небольшая цена билета), достаточное количество сидячих мест или хотя бы просто возможность не тесного и спокойного размещения людей, пусть даже в стоячем положении. Примером грубейшей ошибки в этой связи служит трансляция футбольного матча с показом на большом экране на Манежной площади Москвы в 2002 году. Иногда достаточно «малых средств»: может использоваться «…отработанный прием противодействия митингам и демонстрациям, пусть даже санкционированным, но нежелательным для властей. Поодаль (от толпы – М.Л., А.Д.) располагаются автомобили с динамиками, по которым передается футбольный репортаж, выступления популярных артистов и что-то еще в том же роде» (Назаретян А.П., 2001, с. 36).
Важным для понимания механизмов поведения людей в условиях массовых собраний является, на наш взгляд, введенное специалистами в области нейролингвистического программирования (НЛП) представление о «внутренней и внешней референции» (К. и С.Андреас, 1994). Это понятие близко к «внешнему и внутреннему локусу контроля», но имеет больше отношения к непосредственному побуждению тех или иных действий, поведенческих реакций (тогда как «локус контроля» относится к ответственности за те или иные события и положение дел, которую человек возлагает на себя, на других или на внешние обстоятельства). «ВНЕШНЯЯ РЕФЕРЕНЦИЯ (здесь и далее заглавные буквы авторского текста – М.Л., А.Д.) означает, что некто ДРУГОЙ или нечто ДРУГОЕ решает за меня, что хорошо, плохо, правильно, неправильно… Люди, следующие религиозным культам, обычно имеют единственную внешнюю референцию – лидера культа или некие священные книги, которые используются как исключительное основание для принятия решений. Напротив, ВНУТРЕННЯЯ РЕФЕРЕНЦИЯ означает, что Я решаю, что правильно… Я могу… выслушивать мнения окружающих меня людей или собирать много информации на стороне. Но если у меня внутренняя референция, я использую свои собственные суждения, чтобы принять решение относительно всех этих мнений и данных» (там же, с. 168-169). Очевидно, что понятие «референтности» теснейшим образом связано с эффективностью психологического воздействия – убедительностью обращения, степенью влияния на поведение и т.п.