Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 13 из 19)

Авторами даются типичные характеристики стимулов, наделенных качествами «внешней референции»: «Если вы хотите развить сильную ВНЕШНЮЮ референцию – делайте большие, яркие, близкие картины того, что говорит эксперт». Иначе говоря, имеют значение такие характеристики стимула, как:

- Размер;

- Яркость и насыщенность цвета (аналогия для слуховой системы – громкость и «сочность» тембра);

- Пространственная близость;

Кроме того, специалисты по НЛП отмечают более сильное побуждающее действие стимулов, обладающих:

- Объемностью;

- Подвижностью.

- Расположением сверху.

«Лидеры… заботятся о том, чтобы, выступая, стоять на высокой платформе; они часто развешивают свои портреты больше, чем в натуральный рост, которые смотрят на людей сверху вниз» (К. и С.Андреас, 1994, с. 173). «При внешней референции люди… склонны приподнимать голову вверх» (там же, с.174), как делают дети, выслушивающие поучения взрослых (иначе говоря, в человеке подсознательно пробуждается внутренний «ребенок»).

Следовательно, для большей эффективности, «референтности» воздействия источник стимула (сообщения) должен быть достаточно больших размеров, передавать яркие и насыщенные цвета (а при необходимости приуменьшить значимость передаваемой информации или какого-либо объекта можно специально снизить выраженность этих параметров), располагаться по возможности близко и (или) на возвышении (высоко расположенный источник звука – словно «глас с небес»), передавать объем и впечатление движения (или сам быть объемным и двигаться, как, например, рекламный аэростат). Известны опыты с голографическим (передающим впечатление объема) созданием на облаках изображения («видения») Богородицы и ликов святых, что вызывало у больших групп людей состояние, близкое к психозу (Крысько В.Г., 1999)

Впечатление «чего-то большого» возникает также, когда звучит музыка с явным использованием большого инструментального состава (симфонический оркестр и др.), что дополнительно придает передаваемому на фоне такой музыки сообщению убедительность, т.е. качество «внешней референции».

Большие площади – стадионы, рынки, парки, пляжи и т. д. обычно озвучиваются с помощью рупорных громкоговорителей. В рупорных громкоговорителях звуковая энергия собирается в мощный поток, и в них усиливаются наиболее слышимые ухом частоты. Дальность ясной слышимости таких громкоговорителей составляет порядка 50–100 м (по направлению). Их достоинством является также и то, что они могут работать при температуре -20 – +60 о С, и не боятся повышенной влажности (материалы выставки MIPS-2001, инф. с сайта: www.telsi.ru).

Не лишним будет вспомнить, как в исторически относительно недавние времена радиовещание велось через расположенные повсюду громкоговорители – «тарелки». Помимо изрядных размеров и размещения на довольно большой высоте, они, на наш взгляд, обладали еще одним важным качеством. Вид предмета в форме тарелки ассоциативно связан с приемом пищи, т.е. слушающего как бы «потчуют» сообщениями, что может, согласно психоаналитической теории, актуализировать подсознательные образы раннего детского опыта, когда ребенка кормят взрослые, и он полностью зависим от них (более того, кормление есть также один из первых способов коммуникации и познавательной деятельности); в силу этого повышается вероятность зависимого, «послушного» типа поведения.

Грандиозные возможности современных аудиовизуальных технологий были продемонстрированы во время празднования 850-летия Москвы на Смотровой площадке на Воробьевых горах группой специалистов под руководством французского композитора Ж.М. Жарра. Главное здание МГУ на фоне темнеющего неба было превращено в огромный «экран», на котором показывались зрительные образы, частично соответствовавшие тематике звучавших композиций. Был момент, когда центральная часть здания «превратилась» в Спасскую башню Московского Кремля и т.п. Это мероприятие, цели которого декларировались как чисто художественно-эстетические, было в то же время, несомненно, «пиар-акцией» для выступавшего с речью перед его началом мэра Москвы Ю.М. Лужкова, а также крупномасштабным и небезопасным «естественным экспериментом» по изучению массового поведения жителей мегаполиса. А.П. Назаретян утверждает, что «За то, что серьезной трагедии не произошло… остается благодарить разве что Господа Бога нашего… Любопытных оказалось гораздо больше, чем площадь могла вместить, началась давка… информация, транспортные средства, меры протекции… были явно недостаточны. Зрители, простоявшие несколько часов на ногах, затем вынуждены были идти пешком многие километры… Отрицательные эмоции безусловно перекрывали положительные… имелась высокая вероятность превращения конвенциональной толпы в стяжательную…, агрессивную или паническую – и последствия были бы гораздо плачевнее…» (Назаретян А.П., 2001, с. 37). Однако нам представляется (один из авторов лично присутствовал на этом концерте), что возможных более тяжелых последствий неумелой организации мероприятия удалось избежать отчасти благодаря высоко позитивному психологическому воздействию звучавшей музыки и представленного зрелища (утверждение о преобладании отрицательных эмоций является спорным). Произведения Ж.М. Жарра, кстати, довольно широко востребованы профессиональными психологами для работы в кабинетах психологической регуляции («разгрузки») в качестве звукового «релаксирующего» средства.

Целесообразно в случае очевидных проявлений начальных стадий массовой агрессии или паники использовать возможность подачи через средства звукоусиления сигнала чрезвычайно высокой интенсивности (но не достигающего болевого порога на минимальном расстоянии нахождения людей от источника звука). Этот прием, подобно звонку колокольчика в зале судебных заседаний или в лекционной аудитории, позволяет создать «психологический момент», благоприятный для осуществления экспресс-внушения, срочной коррекции эмоционального состояния и поведения группы людей. «Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции… психологический момент является самым подходящим для перелома ситуации человеком или… организованной группой лиц, готовых взять на себя руководство». (там же, с. 50-51)

Неясным до сих пор остается вопрос о возможности использования при охране общественного порядка сублиминальных (неосознаваемых) средств воздействия. Научно достоверные результаты в данной сфере были получены, как известно, только в строго контролируемых лабораторных условиях. В ситуациях же проведения массовых мероприятий условия бывают весьма изменчивы, вступает в действие масса непредвиденных и неучитываемых факторов. Можно лишь предполагать возможность (в отдельных случаях) повышения эффективности описанных выше мер воздействия на психику при использовании сублиминальных компонентов в качестве сугубо дополнительного средства. Скорее сама информация, а точнее – «слухи-пугала» об использовании таких средств («зомбирование» и т.п.) может иметь сколько-нибудь существенное, и преимущественно негативное значение для осуществления охраны общественного порядка. Поэтому отдельной задачей становится продуманное противодействие таким слухам, и лишь в отдельных случаях, которые остаются за рамками нашего рассмотрения – целенаправленное использование таковых.

Глава 3. Аудиовизуальные технологии в служебно-боевой и психологической подготовке личного состава ОВД.

Психологическая подготовка является неотъемлемым звеном профессиональной подготовки сотрудников ОВД и одним из важнейших направлений психологического обеспечения их деятельности. В число основных задач профессиональной подготовки включаются: «формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков» (Приказ МВД РФ от 28.10. 2006 г. N 860). На занятиях по профессиональной психологической подготовке по направлениям его оперативно-служебной деятельности формируются также психологическая готовность к преодолению трудностей профессиональной деятельности в экстремальных условиях, к применению огнестрельного оружия и др. Элементы психологической подготовки органически включаются в другие виды профессиональной подготовки – такие, как огневая и служебно-прикладная физическая подготовка.

Поэтому аудиовизуальные технологии, являясь важным и инструментом психологического воздействия, могут быть востребованы в ходе занятий как по психологической, так и по другим видам профессиональной подготовки, причем выполнять разнообразные, подчас противоположные по характеру функции: от релаксации до намеренного создания состояний психоэмоционального напряжения. Ниже мы рассмотрим разнообразные, хотя и далеко не все возможные, направления использования аудиовизуальных технологий в процессе служебной и профессионально-психологической подготовки ОВД и других силовых ведомств.