Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 15 из 19)

Эти периоды характеризуются выполнением простых или достаточно заученных упражнений. Музыкальные программы соответственно делятся на музыку врабатывания, лидирующую и успокаивающую музыку. Продолжительность музыкальных программ рекомендована от 10 до 25 минут. В циклических видах спорта рекомендованы относительно более длительные программы, а также большее количество вокальных произведений.

При проектировании музыкальной программы следует учитывать ряд изложенных ниже факторов.

· Социодемографические характеристики тренирующихся – спортсменов, бойцов или сотрудников ОВД (возраст, образование, национальная принадлежность); типичные музыкальные вкусы аудитории также надо иметь в виду, но всецело полагаться на них нельзя.

· Частота проведения занятий того или иного типа. От этого зависит, как часто нужно обновлять музыкальную программу (желательно, чтобы человек не слушал одно и то же как минимум два занятия подряд, а если они проводятся более двух раз в неделю, то в течение недели нежелательно допускать повторения каких-либо произведений).

· Сколько видов действий выполняет тренирующийся, много ли раз повторяет одно движение? Какова сложность действий, долго ли приходится их осваивать? Чем однообразнее действия, тем разнообразнее, интереснее, эмоционально насыщеннее должна быть музыкальная программа.

· Должен ли тренирующийся воспринимать информацию на слух (выслушивать наставления тренера и др.)? Стандартные ли это для него сообщения (насколько сложная, новая информация)? Если нужно слушать тренера, да еще объясняются непростые технические детали, музыка должна звучать негромко, вокальные произведения на родном языке исключаются, а на иностранных языках – ограничиваются по количеству (предпочтительна инструментальная музыка).

· Насколько занимающемуся и тренеру нужно быть внимательным, аккуратным? Нужно ли следить за безошибочностью своих или чужих действий? Велика ли цена возможной ошибки, опасность (уронить штангу, упасть со снарядов полосы препятствий и т.д.)? Чем больше загрузка внимания, тем более «фоновой», менее яркой должна быть музыка.

· По одной ли программе занимаются присутствующие в зале или на открытой спортивной площадке люди, одновременно ли начинают и завершают тренировку? От этого зависит принятие решения: 1) проектировать более или менее подходящую для всех программу «без начала и конца»; 2) проектировать программу единого цикла тренировки, так сделано в системе Ю.Г. Коджаспирова; 3) составлять несколько вариантов программ, выдаваемых индивидуально (в этом случае используются плееры с наушниками).

Общее принципы составления программ функциональной музыки для занятий в системе физической подготовки сходны с теми, которые описывались нами в главе, посвященной аудиовизуальному кондиционированию мест несения службы.

· Принцип необходимого разнообразия. Нужно использовать разные жанры и стили, разные мелодии, тембры и ритмы. Например, полезно иногда использовать произведения с трехдольным или переменным тактом, а не традиционным 2х и 4х дольным; это важно при отработке серий ударов на занятиях по рукопашному бою, чтобы привыкать к ритмическому разнообразию в схватке. Однако чрезмерное разнообразие вызывает рассеивание внимания, что нежелательно.

· Принцип оптимума стимуляции. Стимулирующее (бодрящее, возбуждающее) действие музыки не должно быть ни слишком слабым, ни слишком сильным. Чрезмерная стимуляция приводит к пресыщению, преждевременному утомлению, или повысит вероятность «синдрома перетренированности». Недостаточная стимуляция – к тому, что занимающийся будет лениться, интенсивность тренировки будет даже ниже, чем без музыки. Можно использовать нарастающее стимулирующее действие в течение не более 15 минут подряд, а можно по 4-5 минут чередовать более возбуждающие, «заводные», и более спокойные композиции (что выбрать – зависит от целей и построения тренировки). Сила стимуляции зависит от: темпа и тональности (больше стимулирует быстрый мажор); мелодики и фактуры (больше стимулируют быстрые пассажи, звуковысотные скачки, неровные длительности); общей инструментальной массы (чем больше инструментов играет, тем сильнее стимуляция), тембров (стимулируют сильнее: вокал, тяжелые барабаны, медные духовые, солирующие скрипки, хард-роковые электрогитары). Разнообразие, о котором было сказано, также усиливает стимулирующее действие: если, скажем, барабан – «бочка» внезапно вступает и умолкает (как это часто бывает в классической и этнической музыке), он взбадривает лучше, чем если постоянно отбивает такт.

По результатам нашего исследования наибольший рейтинг в качестве репертуара музыкального сопровождения спортивных занятий получили произведения следующих направлений:

· Джаз-рок (особенно с этническим компонентом – например, произведения индийского скрипача Субраманиама);

· «тяжелый» рок (хард, хеви-метал);

· эстрадно-симфонические пьесы (для занятий общефизической подготовкой, разминок);

· экзотические этнические произведения разных народов в современных обработках и в аутентичном (исконном) звучании (последние особенно показаны для занятий единоборствами – например, японские боевые барабаны).

Не следует пренебрегать классическими произведениями в аутентичном звучании, а также «живым» джазом: такая музыка оказывает стимулирующее действие без эффекта «пресыщения» наиболее долго, к тому же способствует развитию не только мышц, но также интеллекта. Из классики нужно выбирать произведения достаточно ритмичные и относительно ровные по громкости (иногда можно техническими средствами снизить перепады уровня звука); этим требованиям наиболее соответствуют оркестровые произведения эпохи барокко и классицизма. Из джаза нужно выбирать произведения, где нет «затянутых», долгих импровизаций с неясной мелодической линией. По мнению опрошенных нами экспертов, будет достаточно, если классика и традиционный джаз составят примерно по 1/10 от общей продолжительности программ.

Может использоваться классика в современных обработках: существуют довольно жесткие «молодежные» версии, сопоставимые по действию с джаз-роком и хард-роком, а есть расслабляющие, близкие к «релаксу», годящиеся в качестве музыки отдыха.

Приемлемо использование клубных танцевальных стилей (хаус, джангл и др.), однако преимущественно там, где приходится много взаимодействовать с тренером, а упражнения по характеру разнообразны (эти музыкальные стили отличаются довольно высокой монотонностью, и для сопровождения монотонных же занятий мало пригодны).

Напротив, эстрадные песни на родном для занимающихся языке наиболее пригодны там, где делается много заученных повторяющихся движений, где думать о выполнении упражнения практически не нужно (например, крутить педали на велотренажере). Достаточно широко приемлемый песенный жанр – «классический» рок-н-ролл: годится для сопровождения упражнений средней монотонности.

Наконец, в качестве музыки отдыха годится многое из медленной электронной музыки со специфическими эффектами «космического» звучания, чтобы достичь кратковременной «отключки», максимальной релаксации для эффективного восстановления работоспособности.

3.2. Моделирование экстремальных условий в «лабиринте внезапности и опасности»

Уже в течение нескольких лет одним из авторов (А.Н. Дубовской) на базе Обнинского филиала ВИПК МВД России реализуется программа развития экстремально-психологической устойчивости у сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации. Под экстремально-психологической устойчивостью мы понимаем сохранность или целесообразное (адаптивное) изменение функционирования психических и физиологических процессов и состояний, значимых для выполнения профессиональных задач.

А.М. Столяренко (2002) рассматривает «устойчивость личности к экстремальным ситуациям как… общую возможность человека встречать и переносить трудности, невзгоды, неудачи (которых в жизни вовсе избежать нельзя), умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, а добиваться своих целей при любых трудностях… это свойство индивидуализировано и… зависит от природных задатков данного человека, от особенностей его жизненного развития, подготовки и социального окружения».1

Основным концептуальным направлением в реализации программы является расширение «зоны стабильности» (К.Э. Комаров, М.И. Берковская, И.О. Котенев), «как одного из важнейших факторов, определяющих количество изменений, при которых стресс не переходит в дистресс».1

Как отмечает И.О. Котенев, «в ситуации «критического инцидента» наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределённости и беспомощности»4.

При реализации программы развития экстремально-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел на этапе повышения квалификации мы использовали методики, направленные на формирование:

· знаний и понимания процессов, происходящих в человеческом организме при воздействии стресса;

· высокой мотивации профессиональной деятельности, умения сосредотачиваться на конкретной цели;

· «привычки к непривычному».3 (А.В. Буданов, 1997), умения действовать в неопределенных, непредсказуемых ситуациях;

· личностных качеств – таких, как высокая самооценка, уверенность, ответственность.

Занятия проводятся в классе психологической подготовки, на психологическом полигоне «Лабиринт внезапности и опасности», в спортивном зале, на спортивной площадке и в тире в форме профессионального тренинга с использованием большого количества разнообразных упражнений, применяемых в групповой психотерапии, телесно-ориентированном, гештальт, психодрамном, поведенческом психотерапевтических подходах. Упражнения сочетаются с элементами боевой и физической подготовки, требуют для своего выполнения задействования обучаемыми широкого спектра профессиональных навыков.