Все описанные аудио-программы хорошо сочетаются с различными видами визуального воздействия. Так, «Млечный сад» мы использовали фрагментами в сочетании с прибором «Цветодин». Цветодинамическое воздействие с помощью этого прибора заключается в проецировании на экран движущихся пятен различного цвета, внутри которых происходит плавная смена цвета и формы. Они обладают психореабилитирующим, релаксирующим или активирующим воздействием в зависимости от смены режимов работы прибора. Отсутствие конкретных образов вызывает включение в процесс коррекционного воздействия расширенного поля зрения, снижает порог внушаемости.
В индивидуальной коррекционной работе применяют аппараты «АПЭК» и «Вояджер». Аппарат психоэмоциональной коррекции (АПЭК) предназначен для снятия усталости, стресса и депрессии путем воздействия на зрительный анализатор. Подбирая очки с различными светофильтрами, психолог формирует необходимый (мобилизующий, стабилизирующий, релаксационный) эффект. Прибор аудиовизуальной стимуляции «Вояджер» (букв. – «путешественник») применяется для оперативного восстановления работоспособности, повышения устойчивости к влиянию стресс-факторов. Встроенные типовые программы прибора включают комбинацию ритмов и тонов определенной высоты с калейдоскопическими эффектами световой стимуляции; эффекты варьируются от «мобилизации» до «медитативного состояния» и «погружения в сон» в зависимости от типа стимуляции (Ажимова О.А., Марьин М.И., 2005, с. 48-49).
В авторских «Психотренингах с музыкой» В. Басова, разработанных на основе методов «трансцендентальной медитации», используются специально написанные к ним произведения Г. Копчекчи. Участники тренингов сообщают об их мощном целительном воздействии как на психическое, так и на соматическое состояние. Композитор дает комментарии к музыке и произносимым синхронно с ней словам психотерапевта (пример из медитации «Древо желаний»):
Психолог | Композитор |
Листвы очень много и каждый листочек заявляет о своем желании... шумит наш разум, который растаскивается желаниями в разные стороны... Вот он ад, в личном пользовании! | ...лейтмотив роста дерева с напряженными поскрипываниями древесины... Музыка становится даже несколько угрожающей... и стоны в музыке отражают невозможность исполнения всех наших прихотей... |
Волны блаженства от неповторимого чувства Свободы омывают нас... Божественная песня, освобожденная из темницы желаний, начинает слышаться отовсюду... Радость озвучена радужным сиянием... | ...а вот это такой «дурацкий» полет... когда перед тобой «дурной» счастливый человек... и совершенно идиотская мелодия... все так по-детски радостно и светло... просто и незамысловато... |
Музыкальная программа, составленная преимущественно из электронной и этнической музыки, является одним из основных средств воздействия в психотерапии методом «Холотропного дыхания» С. Грофа[19], помогающим эффективно справляться с последствиями эмоциональных травм, избавляться от наркотической зависимости и приобретать уникальный опыт необычных переживаний. Сочетание музыки с интенсивным дыханием музыки позволяет достичь эффекта, сходного с тем, что вызывается приемом диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД): например, заново переживается момент рождения («перинатальные матрицы»), происходит погружение в «трансперсональный слой» психики, не ограниченный рамками индивидуальности человека, иначе называемый «памятью рода» или «коллективным бессознательным».
Коснемся еще некоторых высокотехнологичных методов.
Для лечения инсомний (нарушений сна) был разработан метод лечения «Музыкой мозга»[20]. Во время естественного засыпания пациента записывается его электроэнцефалограмма. Затем с помощью специальной программы (программный продукт создан еще в 1991 году) на основе ритма электрической активности головного мозга пациента генерируется мелодия, прослушивание которой вызывает те же электроэнцефалографические изменения, что и засыпание. Прослушивание этой мелодии во время бодрствования обладает успокаивающим эффектом, а перед сном – ускоряет засыпание. Изменяется в лучшую сторону и «качество» сна – соотношение продолжительности его разных фаз (поверхностного, глубокого без сновидений, со сновидениями). Исследования с контрольными группами пациентов, слушавшими перед сном классические произведения или «Музыку мозга» других людей, показали, что улучшение засыпания наблюдалось во всех группах, но в случае с индивидуально подобранными мелодиями эффект был выражен значимо выше. Появляются данные и об использовании данного метода «в обратном направлении» – для уменьшения глубины сна при лечении энуреза.
Несколько лет назад появились серии аудиоальбомов для синхронизации работы полушарий головного мозга. Их воздействие базируется на «бинауральных» технологиях, прежде всего “Hemisync”, разработанной и запатентованной Р. Монро. «Когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами ...что в результате дает третью, «разностную» частоту биения, слышимую как бинауральный ритм... Механизмом их (бинауральных ритмов – М.Л.) воздействия является... отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма... Бинауральные ритмы в дельта- (1–4 гц) и тета- (4–8 гц) диапазонах связываются в отчетах с состояниями расслабления, медитации... (Hiew, 1995), и используются в качестве средства, помогающего уснуть. Бинауральные ритмы с частотой альфа-волн (8 - 12 гц)... соответствуют состоянию спокойного бодрствования, а ритмы бета-диапазона (обычно 16 - 24 гц) связываются с повышенной сосредоточенностью и бодрствованием (Monroe, 1985), а также с улучшением памяти (Kennerly, 1994)... восприимчивость к бинауральному ритму усиливается при наложении на него белого шума... использовались и музыка... и словесные внушения (Owens & Atwater, 1995).» На обложках всех «синхронизирующих» кассет и дисков содержится предупреждение:
1. HemiSync не следует слушать при работе с приборами светозвуковой стимуляции, при вождении автомобиля, при работе со сложной техникой, а также людям, имеющим склонность к эпилепсии.
2. Хотя продукты HemiSync способствуют поддержанию хорошего здоровья и самочувствия, они не должны заменять медицинскую диагностику или лечение.
Аналогичные психофизиологические принципы использованы в разработке программ серии МОДУСС («Модуляция состояний сознания»). Некоторые из их функциональных назначений таковы:
· Развитие внимания;
· Нормализация сна;
· Нормализация кровообращения;
· Обезболивание;
· Сверхобучение («диапазон 7-9 гц, прослушиваемый одновременно с любой обучающей программой, например, по иностранному языку, улучшит ее усвоение»);
· Развитие навыков ясновидения и т.п.
Почти во всех упомянутых программах с «бинауральными эффектами» используется музыка – либо специально к ним написанная (с Р. Монро работают композиторы Р. Робертс, Дж.С. Эпперсон и др.), либо специальным образом обработанная классическая (И.-С. Бах, А. Корелли, Т. Альбинони и др.). В аннотациях это даже не всегда исправно отражается; например, не сочтено нужным сообщить, что в программе «Ясная голова» на «Кремлевской кассете» звучат темы гитарного романса Гомеса и 2-й части 21-го фортепианного концерта Моцарта.
Особый метод музыкальной психотерапии представляет собой коллективное музицирование в группе, либо совместное исполнение песен и коротких «попевок» с формулами самовнушения[21]. Вот тексты некоторых из них:
Счастливый и довольный я, Уверенный в себе, Иду по жизни весело И радуюсь судьбе. Мне весело, мне весело, И горестям назло Я буду жить, как будто мне Чертовски повезло. | Ни к кому у меня нет вражды. Те, кто злы, мне просто чужды. Я забыл про тех, кто на меня сердит, Кто слова плохие вслед мне говорит. |
(Надо заметить, что в последнем случае автор несколько нарушает один из принципов внушения: как считают специалисты, следует избегать отрицательных языковых конструкций; вместо нет вражды» подошло бы, скажем, я добр ко всем»). В этой связи возникает такое соображение: чем, как не формулами самовнушения были распевавшиеся хором в советские времена слова и А. Д’Актиля (включавшие и утвердительные, и отрицательные языковые конструкции): «Нам нет преград ни в море, ни на суше... создан наш мир на славу… счастье берем по праву…», воздействие которых многократно усиливалось «окрыляющей» музыкой И. Дунаевского, и другие подобные им? По сравнению с ними попевки В. Петрушина обладают, по нашему мнению, меньшей «убедительностью».
Известно, насколько большой силой эмоционального воздействия и запоминаемостью обладает словесное сообщение (обращение), не просто сочетаемое с музыкой, но синхронизуемое с ее ритмико-мелодическим рядом. Например, сейчас всем известен стиль «рэп», зародившийся, как считается, в качестве формы защиты своих прав неимущими обитателями черных и латинских гетто в Нью-Йорке. Их протест принял форму импровизированного, наполовину проговоренного, наполовину спетого монолога в манере ямайских ди-джеев (Роланд П., 2003, с. 260-261). Рэп-группы зарекомендовали себя как весьма политизированные и провокационные, и этот стиль утвердился прежде всего как средство социальной критики. Начиная с середины 1990-х годов в России также стали отдавать должное стилю рэп как психологически эффективному средству подачи политических заявлений, в особенности в адрес молодежной аудитории. Так, была искусно смонтирована с музыкальным фоном речь Б.Н. Ельцина, адресованная во время предвыборной кампании 1996 года молодым жителям Ростова. Впоследствии В.В. Жириновский делал в форме рэп-монолога заявление якобы в адрес Дж. Буша-младшего по поводу войны в Ираке (реальными адресатами были, разумеется, российские граждане, составлявшие потенциальный электорат ЛДПР). Некоторые выдержки (с купюрами) мы позволим себе здесь привести: